Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 17:58, курсовая работа
В качестве источников доходов бюджета любого уровня Российской Федерации рассматриваются и неналоговые поступления. В современных условиях, когда наблюдается тенденция снижения налоговой доходов в бюджетах различных уровней за счет проведения налоговой реформы, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов с точки зрения пополнения бюджета становиться все более значимой.
Объемы поступления неналоговых доходов в бюджеты различных уровней, в первую очередь зависит от увеличения сумм их составных статей, таких как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетных учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
Необходимо отметить, что эффективное использование собственности может гарантированно обеспечить профицит или, по меньшей мере, бездефицитность бюджета, что воспроизводимые доходы бюджета от госимущества (дивиденды, арендная плата, часть прибыли госпредприятий) позволят перераспределить часть налоговых поступлений на социальные нужды. В данной связи ключевым становиться вопрос об эффективном использовании госимущества, прежде всего о величине соответствующих доходов, присваиваемых государством как собственником.
Увеличение неналоговых доходов от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление ими в интересах осуществлении развивающее функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а остающаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является показать теоретическую и практическую сущность доходов бюджетов от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности на примере Чистопольского муниципального образования.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества……….…5
1.1 Понятие и экономическая сущность доходов бюджета…………...……5
1.2 Характеристика доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества…………………………………………….….8
1.3 Нормативно-правовые документы, регулирующие поступление доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества………………………………………………………………….…13
2. Анализ поступления доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества………………………….17
2.1 Анализ динамики доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»)………………………………….17
2.2 Анализ состава и структуры доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»)………………………………....22
2.3 Пути увеличения формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества…………………………..25
Выводы и предложения…………………………………………………..….33
Список использованной литературы……………………………………..…35
Таким
образом, проведённый анализ бюджета
МО «Чистопольский муниципальный район»
за 2005-20108 гг. показал, что в настоящее время
неналоговые платежи бюджета муниципального
образования формируются, в большей степени,
за счёт доходов от имущества, находящегося
в муниципальной собственности; доходов
от оказания органами местного самоуправления
и муниципальными учреждениями платных
услуг; штрафов, денежных взысканий, установление
которых в соответствии с федеральным
законом отнесено к компетенции органов
местного самоуправления и иных поступлений.
В настоящее время неналоговые доходы
формируют более 10% всех доходов бюджета
МО «Чистопольский муниципальный район».
Неналоговые доходы бюджета МО «Чистопольский
муниципальный район» из года в год увеличиваются
- за 2005-20109 гг. они должны вырасти более
чем на 56%.
2.3 Пути увеличения формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества.
Считается,
что налоговая форма
Стабильный рост неналоговых доходов повышает диверсификацию доходов по видам поступлений. Если тенденция к росту доли неналоговых доходов продолжится, она может значительно улучшить структуру бюджета, положительно сказаться на уровне доходов.
Анализ показывает, что значительные резервы по увеличению доходов региональных бюджетов в части неналоговых источников находятся совершенствовании управления принадлежащим области имуществом.
Среди неналоговой составляющей бюджета можно выделить доходы от использования государственного имущества, поскольку именно эффективное управление государственной собственностью, находящейся в ведении региона способно укрепить и диверсифицировать доходную базу субъекта РФ.
Следующей, на наш взгляд, очень важной мерой по увеличению доходов от использования собственности являются отчисления от инвестиционного строительства.
По состоянию на 2006 год, например, в республики Татарстан не существует системы, использование которой позволило бы четко определять доходы от использования государственной собственности в инвестиционном строительстве, и участие государства в лице Министерства по управлению государственным имуществом определяется для каждого инвестиционного договора индивидуально, что зачастую снижает возможный эффект от использования собственности.
В то же время эффективное управление государственной собственностью может принести ощутимый коммерческий и бюджетный эффект и инвестиционное строительство является одним из методов получения дополнительного дохода субъектами Федерации.
На территории Татарстана действует более 100 областных унитарных предприятий, которые могут являться участниками инвестиционного строительства.
В целях увеличения доходной части бюджета от использования государственной собственности предлагается использовать методику расчета бюджетного эффекта, основанную на определении величины отчислений площадей в строящихся или реконструируемых объектах недвижимости, а также алгоритм взаимодействия всех субъектов.
Методика расчета отчислений и бюджетного эффекта.
Каждый предпринимательский проект создает у его участников определенный эффект, оцениваемый или не поддающийся оценке в настоящее время. Выделяются коммерческий, бюджетный и экономический виды эффектов. И также, как инвестор получает коммерческий эффект, государство в лице субъекта Федерации должно получать коммерческий, бюджетный, экономический эффект.
Оценка
эффективности использования
В общем виде бюджетный эффект рассчитывается по формуле:
Эи
= П – О,
где Эи – бюджетный эффект от использования имущества;
П
– годовая сумма притока
О – годовая сумма оттока денежных средств в бюджет;
Приток денежных средств составляет ежегодная оплата арендаторами или нанимателями помещений, предназначенных для коммерческого использования. Она включает весь комплекс жилищно-коммунальных услуг и услуг по управлению и эксплуатации имущества в целом.
Отток денежных средств составляют ежегодные обязательные расходы, связанные с обслуживанием, управлением и эксплуатацией имущества, в том числе уплата налогов и других обязательств перед бюджетом.
Анализ
представленного выражения
Положительное сальдо может быть только в случае, если П больше О, и эта разница соответствует величине прибыли, образовавшейся в результате рационального использования имущества.
При расчете притока денежных средств учитывается площадь, подлежащая отчислению и рыночная стоимость аренды.
Наряду с бюджетным эффектом оценивается и показатель бюджетной эффективности использования имущества:
Бэим =
Эи / Си,
где Бэим – показатель бюджетной эффективности;
Эи– бюджетный эффект (чистая прибыль) от использования имущества, переданного в хозяйственное ведение;
Си – стоимость имущества, переданного в хозяйственное ведение.
Анализ этого соотношения показывает, что в большинстве случаев Си > Эи, то есть бюджетный эффект (прибыль), выраженный в денежной форме, меньше стоимости имущества, переданного в управление, и поэтому показатель бюджетной эффективности будет меньше 1 и его увеличение (или снижение) в процессе эксплуатации будет свидетельствовать о положительной (или отрицательной) бюджетной эффективности использования имущества.
Однако,
эти расчеты целесообразно
Используя формулу, производится расчет распределения площадей во вводимых в строй объектах недвижимости и прогнозируется коммерческий и бюджетный эффект.
Следующие важные факторы влияют на величину отчислений:
– объем строительства;
– новое строительство или реконструкция;
– сметная стоимость;
– рыночная оценка;
– наличие сетей и коммуникаций;
– назначение (жилое, нежилое, промышленное);
– тип строения (кирпичное, панельное, прочее);
– расположение (зональность в городе и области);
– расположение площадей в строении (этажность).
Одним из важных факторов является сметная стоимость строительства и рыночная оценка. Для уменьшения отчислений от строительства застройщики зачастую значительно завышают сметную стоимость строительства, одновременно занижая рыночную оценку, что приводит к значительному уменьшению площади, подлежащей отчислению.
По этой причине предлагается обращаться к независимым оценщикам, для определения реальной сметной стоимости и рыночной оценки.
Для того, чтобы учесть все вышеназванные факторы, мы считаем необходимым ввести базовые нормы и корректирующие коэффициенты.
Sо = S x Sб x Кком x Ктип x Кэт x Кназн x Кзон, (3)
где: Sо – площадь, подлежащая отчислению;
S – общая площадь строительства;
Sб
– базовый коэффициент
Кком
– наличие сетей и
Ктип – тип строения;
Кэт – коэффициент этажности;
Кназн – назначение строения;
Кзон – зональный коэффициент.
Дадим описание коэффициентов, применяемых при расчете отчислений.
Sб
– базовый коэффициент
Базовый коэффициент отчислений представляет собой долю площадей в строящихся зданиях и сооружениях, принимаемый областным министерством по управлению государственным имуществом на базовый период, который принимается равным 5 годам. Продолжительность базового периода связана с тем, что инвестиционное строительство ведется 3-5 лет, в зависимости от типа объекта и объемов строительства. Предлагается раз в 5 лет пересматривать базовый коэффициент. Для каждого договора инвестиционного строительства применяется коэффициент, действующий на момент заключения договора. При установлении базового коэффициента необходимо принимать в расчет общую экономическую ситуацию, индекс инфляции и прочие экономические условия. Кроме того, при установлении базового коэффициента предлагается дифференцировать его, в зависимости от общей площади строительства.
Кком
– наличие сетей и
Наличие сетей и коммуникаций на строящемся (реконструируемом) объекте значительно влияет на стоимость строительства и затраты инвестора. Кроме того, развитие инфраструктуры за счет инвестора, сокращает дальнейшие расходы государства. При оценке данного параметра необходим сбор технических условий всех основных служб и ведомств: горводоканала, тепло- и электросетей, горгаза и телефонных компаний.
Кэт – коэффициент этажности.
Необходимость введения данного коэффициента объясняется тем, что площади в строящихся зданиях имеют различную рентабельность и привлекательность для инвестора. Очевидно, что при расчете площадей, подлежащих отчислению, инвестор заинтересован в том, чтобы передать государству менее рентабельные площади. Во избежание этого применяется данный коэффициент. При этом возможны также варианты: если ведется реконструкция, то коэффициент принимается равным 1, при многоэтажном строительстве возможно применение принципа пропорциональности, когда в пользу государства отчисляются площади пропорционально на каждом этаже здания.
Ктип – тип строения.
При практически равной себестоимости площадей в случае кирпичного, монолитного, панельного строительства, их рыночная стоимость значительно различается.
Кназн – назначение строения.
Данный
коэффициент учитывает
Кзон – зональный коэффициент.
Данный
коэффициент учитывает
В частности, территория города Екатеринбурга и Свердловской области поделена нами на 8 зон, в зависимости от нахождения в которых, применяется коэффициент Кзон.
Используя имеющиеся данные, можно приблизительно оценить эффект от использования инвестиционного строительства на ближайшие 3 года.
Информация о работе Доходы бюджета от использования государственного (муниципального) имущества