Доходы бюджета от использования государственного (муниципального) имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

В качестве источников доходов бюджета любого уровня Российской Федерации рассматриваются и неналоговые поступления. В современных условиях, когда наблюдается тенденция снижения налоговой доходов в бюджетах различных уровней за счет проведения налоговой реформы, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов с точки зрения пополнения бюджета становиться все более значимой.
Объемы поступления неналоговых доходов в бюджеты различных уровней, в первую очередь зависит от увеличения сумм их составных статей, таких как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетных учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
Необходимо отметить, что эффективное использование собственности может гарантированно обеспечить профицит или, по меньшей мере, бездефицитность бюджета, что воспроизводимые доходы бюджета от госимущества (дивиденды, арендная плата, часть прибыли госпредприятий) позволят перераспределить часть налоговых поступлений на социальные нужды. В данной связи ключевым становиться вопрос об эффективном использовании госимущества, прежде всего о величине соответствующих доходов, присваиваемых государством как собственником.
Увеличение неналоговых доходов от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление ими в интересах осуществлении развивающее функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а остающаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является показать теоретическую и практическую сущность доходов бюджетов от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности на примере Чистопольского муниципального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества……….…5
1.1 Понятие и экономическая сущность доходов бюджета…………...……5
1.2 Характеристика доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества…………………………………………….….8
1.3 Нормативно-правовые документы, регулирующие поступление доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества………………………………………………………………….…13
2. Анализ поступления доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества………………………….17
2.1 Анализ динамики доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»)………………………………….17
2.2 Анализ состава и структуры доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»)………………………………....22
2.3 Пути увеличения формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества…………………………..25
Выводы и предложения…………………………………………………..….33
Список использованной литературы……………………………………..…35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

Таблица 1.

    Неналоговые доходы бюджета МО «Чистопольский муниципальный  район» в 2005–2010 гг., млн. руб.

Статьи  доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.  2009 г.  2010(план)
1 2 3 4 5 6 7
Неналоговые доходы, всего 38,0 25,6 22,7 85,4 91,3 101,5
Плата за негативное воздействие на окруж. среду 0,2 3,9 2,7 3,1 3,4 3,5
Штрафы, санкции 0,03 3,2 2,5 4,0 4,1 4,3
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 10,4 11,9 15,8   38,2   41,3   42,7
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 0,3 0,1 4,2 10,8 11,2 12,8
Доходы  от реализации имущества 13,2 5,4 6,5 26,8 27,66 28,9
Прочие  неналоговые доходы 1,5 0,2 - 2,5 3,7 4,7
Всего доходов бюджета   521,8 676,7 718,9 736,5 1192 1312,1

      Источники: отчётные данные Совета Чистопольского муниципального района за 2005-2010 гг., Решение Совета Чистопольского муниципального района «О бюджете Чистопольского муниципального района на 2010 год», прогноз социально-экономического развития на 2010 г. 

      Исходя  из данных таблицы 1. видно, что неналоговые доходы бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» из года в год увеличиваются. За 2005-2010 гг. они выросли более чем на 57%. Причём наибольший рост поступлений отмечается по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – за 2005-2010 г. рост составит 73%. К данной категории доходов относятся арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли, предназначенные для производственных нужд и для жилищного строительства; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных органов управления, и созданных ими учреждений в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий; доходы от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий.

      Доходы  от реализации муниципального имущества (в части основных средств) за 2005-2010 гг. имели неоднозначную динамику. В 2006 г. и 2007 г. они сократились более чем на 50%, а в 2008 г. наблюдается резкий рост этих доходов – на 76% по сравнению с уровнем 2007 г., в 2009 г. увеличились на 3%, в 2010 году на 2,7%.

      В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду  по нормативу 40%. За 2005-2010 гг. эти платежи в бюджет МО «Чистопольский муниципальный район» выросли на 3 млн. руб., или на 94%.

      К неналоговым доходам местных  бюджетов также относятся штрафы, санкции, возмещение ущерба. Данная статья доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» за 2005-2010 гг. должна увеличиться – с 0,03 млн. руб. в 2005 г. до 4,3 млн. руб. в 2009 г.

      К штрафам, поступающим в бюджет муниципального образования, относятся: денежные взыскания  за нарушение законодательства о  налогах и сборах; денежные взыскания за административные правонарушения в области налогов и сборов; за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных  расчётов и расчётов с использованием платёжных карт; за нарушение земельного законодательства; за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей; денежные взыскания за нарушение пожарной безопасности; за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; денежные взыскания с лиц, виновных в совершении преступлений, и возмещение ущерба имуществу; прочие денежные взыскания и иные суммы, поступающие в местный бюджет.

       Общую динамику доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2005-2010 гг. можно представить на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2005-2010 гг. (в млн. руб.)

      Данные  рисунка 1. свидетельствуют о том, что динамика доходов бюджета  МО «Чистопольский муниципальный район» от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за период 2005-2010 гг., в рассматриваемый период, постоянно наблюдалось увеличение поступлений по данной статье. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за 2006 год увеличились на 1,5 млн. руб. или на 12,6% по сравнению с поступлениями за 2005 год. За 2007 год доходы так же увеличились – на 3,9 млн. руб. или на 32,7 по сравнению с поступлениями в 2006 году. В 2008 году произошел значительный рост поступлений по статье «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности», который составил 22,4 млн. руб. или 41,4% по отношению к 2007 году. Это самое существенное отклонение за весь рассматриваемый период. В 2009 году рост продолжался, но отклонение было не столь велико и составило около 3,1 млн. руб. или 8,1% по сравнению с поступлениями в 2008 году. На 2010 год увеличений запланировано в размере 3,4% или 1,4 млн. руб.

      Таким образом, можно подвести итог, что  динамика поступление по статье «Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности» за период 2005-2010 годы был  положительный, с каждым последующем годом происходило увеличение поступлений по данной статье. Однако наиболее значительным объем поступлений был в 2008 году, но составил около 41% или 22,44 млн. руб. по отношению к 2007 году. 
 

     2.2 Анализ состава  и структуры доходов  бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»).

      Рассмотрим  состав и структуру доходов бюджета  от использования государственного и муниципального имущества и  определим их удельный вес среди  всех других доходов в бюджете Чистопольского муниципального района на период 2005-2010 годы.

        Среди всех неналоговых доходов  бюджета МО «Чистопольский муниципальный  район» наибольшее влияние на  формирование муниципальных доходов  оказывают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходы от реализации этого имущества (см. таблицу 2.).

Таблица 2.

Удельный  вес отдельных  статей неналоговых  платежей в доходах  бюджета МО «Чистопольский муниципальный район»

в 2005-2008 гг., %

Статьи  доходов 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г (план)
1 2 3 4 5 6 7
Неналоговые доходы, всего 10,8 3,7 3,2 11,6 7,6 11,3
Платежи за пользование природными ресурсами 0,04 0,6 0,4 0,4 0,3 0,3
Штрафы, санкции 0,005 0,5 0,3 0,5 0,3 0,3
Доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 2,0 1,8 2,2 5,2 3,5 4,1
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 0,05 0,02 0,6 1,6 0,9 1,2
Доходы  от реализации имущества 2,5 0,8 0,9 3,6 2,3 2,7
Прочие  неналоговые доходы 0,3 0,02 - 0,3 0,3 0,3
Всего доходов бюджета 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
 

      Исходя  из данных таблицы 2. можно сказать, что доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в настоящее время формируют около 3-4%% доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район». Нужно заметить, что доля этой статьи доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» увеличилась с 2% в 2005 г. до 5,2% в 2008 г., в 2010 году эта сумма должна увеличиться на 17,1% по сравнению с 2009 годом.

      Доходам от реализации муниципального имущества  принадлежит 3% всех доходов местного бюджета (в 2005 г. – 2,5%, в 2006 г. – 0,8%, в 2007 г. – 0,9%, в 2008 г.  – 3,6%, в 2009 г. – 2,3%, в 2010 году планируется – 2,7% ).

      Доходы  от оказания платных услуг занимают чуть более 1% общих доходов бюджета  МО «Чистопольский муниципальный район». Причём их удельный вес в доходах  бюджета МО «Чистопольский муниципальный  район» заметно увеличился – с 0,05% в 2005 г. до 1,2% в 2010 г.

      Остальные неналоговые платежи имеют незначительное влияние на формирование доходов  муниципального бюджета – менее 1% (см. рисунок 2.).

      

Рис. 2. Роль неналоговых  платежей в формировании доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» в 2005-2009г. (в %)

      Данные  рисунка 2. подтверждают незначительное влияние неналоговых платежей на формирование доходов бюджета муниципального образования. В доходах бюджета  МО «Чистопольский муниципальный район» неналоговые поступления в 2005 г. занимали 10,8%, в 2006 г. – 3,7%, в 2007 г. – 3,2%, в 2008 г.  – 11,6%, в 2009 г. -7,6%.

      Рассмотрим  структуру неналоговых доходов  бюджета Чистопольского муниципального района на рисунке 3 и определим в  ней значение статьи «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности».

      

      Рис. 2. Структура неналоговых  доходов бюджета МО «Чистопольский муниципальный район» в 2010 г.

      Из  рисунка видно, что действительно  статья «Доходы от использования имущества, находящегося в государственного и муниципального собственности» наиболее весомая и занимает 47%, на втором месте собираемости доходов идет статья «Доходы от реализации имущества», удельный вес которой составляет около 31% среди всех неналоговых доходов. Статья «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» занимает 13%, остальные статьи занимают с совокупности чуть долее 9%.

Информация о работе Доходы бюджета от использования государственного (муниципального) имущества