Доходы бюджета от использования государственного (муниципального) имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

В качестве источников доходов бюджета любого уровня Российской Федерации рассматриваются и неналоговые поступления. В современных условиях, когда наблюдается тенденция снижения налоговой доходов в бюджетах различных уровней за счет проведения налоговой реформы, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов с точки зрения пополнения бюджета становиться все более значимой.
Объемы поступления неналоговых доходов в бюджеты различных уровней, в первую очередь зависит от увеличения сумм их составных статей, таких как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетных учреждениями, штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.
Необходимо отметить, что эффективное использование собственности может гарантированно обеспечить профицит или, по меньшей мере, бездефицитность бюджета, что воспроизводимые доходы бюджета от госимущества (дивиденды, арендная плата, часть прибыли госпредприятий) позволят перераспределить часть налоговых поступлений на социальные нужды. В данной связи ключевым становиться вопрос об эффективном использовании госимущества, прежде всего о величине соответствующих доходов, присваиваемых государством как собственником.
Увеличение неналоговых доходов от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление ими в интересах осуществлении развивающее функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а остающаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Отсюда возникает актуальность темы данной курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является показать теоретическую и практическую сущность доходов бюджетов от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности на примере Чистопольского муниципального образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества……….…5
1.1 Понятие и экономическая сущность доходов бюджета…………...……5
1.2 Характеристика доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества…………………………………………….….8
1.3 Нормативно-правовые документы, регулирующие поступление доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества………………………………………………………………….…13
2. Анализ поступления доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества………………………….17
2.1 Анализ динамики доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»)………………………………….17
2.2 Анализ состава и структуры доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»)………………………………....22
2.3 Пути увеличения формирования доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества…………………………..25
Выводы и предложения…………………………………………………..….33
Список использованной литературы……………………………………..…35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

    В связи с этим отметим, что в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, собственник (в  данном случае, субъект Российской Федерации) имеет право на получение  части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарного предприятия.

    Например, Закон Санкт-Петербурга «О бюджете  Санкт-Петербурга на 2003 год» устанавливает: «Порядок отчисления части прибыли  государственных унитарных предприятий, имущество которых находится в государственной собственности Санкт-Петербурга, в бюджет Санкт-Петербурга определяются Администрацией Санкт-Петербурга».

    ж) другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от имущества, находящегося в собственности субъектов  Российской Федерации.

    В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» стартовый размер платы за аренду федерального имущества определяется на основании законодательства РФ об оценочной деятельности. Под оценочной понимается профессиональная деятельность ее субъектов, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости (ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

    Согласно  п. 2 ст. 614 ГК РФ арендная плата может устанавливаться в виде:

    а) определенных в твердой сумме  платежей, вносимых периодически или единовременно;

    б) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

    в) предоставления арендатором определенных услуг;

    г) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

    д) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

    Бюджетный кодекс РФ установил в общих чертах перечень видов бюджетных доходов  по территориальному уровню.

    Используя имущество, находящееся в государственной  и муниципальной собственности, могут быть получены разные виды доходов. Часть первая статьи 42 Бюджетного кодекса РФ, в частности содержит положения о том, что доходная часть бюджетов может пополняться за счет средств, получаемых в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

    Этот  вид доходов детализирован в  Классификации доходов бюджетов Российской Федерации следующим образом:

    1.1. арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;

    1.2. арендная плата за земли городов и поселков;

    1.3. арендная плата за другие земли  несельскохозяйственного назначения;

    1.4. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за научными организациями;

    1.5. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за образовательными учреждениями;

    1.6. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за учреждениями здравоохранения;

    1.7. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за государственными  музеями, государственными учреждениями культуры и искусства;

    1.8. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за архивными учреждениями;

    1.9. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за Министерством обороны РФ;

    1.10. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за организациями Министерства путей сообщения РФ;

    1.11. доходы от сдачи в аренду  имущества, закрепленного за организациями  научного обслуживания академий  наук, имеющих государственный статус;

    1.12. прочие доходы от сдачи имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

    Доходы  учреждения, финансируемого из бюджета  субъекта Российской Федерации, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов  и сборов, в полном объеме учитываются  в смете доходов и расходов данного учреждения и отражаются в доходах бюджета субъекта Российской Федерации как доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, либо как доходы от оказания платных услуг.

     Доходы, полученные субъектом Российской Федерации от использования имущества, находящегося в собственности данного субъекта, относятся к числу постоянных (закрепленных) доходов регионального бюджета.

     Вместе  с тем, государство направляет указанные  арендные платежи в те организации, за которыми арендованное имущество закреплено на праве оперативного управления. Это было сделано для того, чтобы образовательные учреждения получили дополнительные средства на содержание и развитие всей материально-технической базы, сверх сумм уже установленного бюджетного финансирования.

     Арендаторы  федерального имущества должны направлять арендные платежи на счета по учету  доходов федерального бюджета "Доходы федерального бюджета". Эти счета  открываются органам федерального казначейства по местонахождению лицевых счетов бюджетных организаций арендодателей. Поступившие на них финансовые средства на основании сметы доходов зачисляются затем на лицевые счета бюджетных учреждений в органах федерального казначейства по учету доходов от аренды.

     Имущество,  находящееся  в  государственной  и  муниципальной собственности,  закрепляется  за  государственными  и  муниципальными предприятиями  и  учреждениями  во  владение,  пользование  и  распоряжение  на праве  хозяйственного  ведения  или  оперативного  управления  (ст.  ст.  214,  215, 294, 296 ГК РФ), причем доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,  включаются  в состав доходов соответствующих бюджетов  после уплаты  налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Порядок учета доходов от  использования  имущества,  находящегося  в  государственной  или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера.

     Таким образом, как показывает практика, наиболее простой и эффективный способ получения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – это сдача его в аренду. С каждым годом процент поступлений в доход государственного бюджете и бюджета местного самоуправления от данного вида неналоговых доходов увеличивается, что свидетельствует о правильном направлении деятельности органов государства и местного самоуправления в финансовой, налоговой и хозяйственной деятельности.

    1.   Нормативно-правовые документы, регулирующие поступление доходов бюджета от использования государственного (муниципального) имущества.
     Поступления доходов от использования имущества  регулируются Статьей 42 главы 6 «Общие положения по доходам бюджетов» Бюджетного Кодекса Российской Федерации (БК РФ) РФ. Так же перечень неналоговых доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ, является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией.
     На  основании статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества признаются доходами бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Причем доходами бюджетов они признаются после уплаты налогов и сборов, предусмотренных налоговым законодательством, что следует из пункта 3 статьи 41 БК РФ. 
    При составлении, утверждении, исполнении бюджета и формировании отчетности о его исполнении доходы от использования государственного и муниципального имущества включаются в состав доходов бюджета также с учетом вышеуказанных положений (т.е. с учетом
пункта 3 статьи 41 БК РФ). Об этом сказано в пункте 5 статьи 41 БК РФ. Однако указанный пункт (пункт 5 статьи 41 БК РФ) в части, касающейся доходов от сдачи в аренду государственного (муниципального) имущества, переданного в оперативное управление бюджетного образовательного учреждения, применяется со дня вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности. Данное положение закреплено пунктом 10 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"). Так, в силу подпункта 1 пункта 11 статьи 5 названного закона доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным образовательным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
 

 На основании пункта 3 статьи 160 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Напомним, что налоговыми агентами в силу пункта 1 статьи 24 НК РФ признаются лица, на которых согласно НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов.

 

 Правоотношения  сторон при сдаче государственного и муниципального имущества в аренду регулируются главой 34 "Аренда" ГК РФ. 

     В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

     Право сдачи имущества в аренду принадлежит  его собственнику. Помимо этого, арендодателем могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

     В  целях  совершенствования  механизмов  приватизации  4  октября  2005  г. принято Постановление Правительства  РФ "О внесении изменений в  Положение об  организации  продажи  находящихся  в  государственной  или  муниципальной собственности  акций  открытых  акционерных  обществ  на  специализированном аукционе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от  12.08.2002  г.  №585".  26  декабря 2005  г.  принято Постановление Правительства РФ  "Об  утверждении Правил  разработки  прогнозного плана (программы)  приватизации  федерального  имущества и внесении  изменений в Правила  подготовки  и  принятия  решений  об  условиях  приватизации федерального имущества".

     Таким образом, доходы бюджета от использования имущества находящегося в  государственной и муниципальной собственности - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. На современном этапе развития экономики данные доходы бюджетов позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного производства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования.

     Как показывает практика, наиболее простой и эффективный способ получения доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – это сдача его в аренду. С каждым годом процент поступлений в доход государственного бюджете и бюджета местного самоуправления от данного вида неналоговых доходов увеличивается, что свидетельствует о правильном направлении деятельности органов государства и местного самоуправления в финансовой, налоговой и хозяйственной деятельности. 
 
 
 
 
 
 

  1. Анализ  поступления доходов  бюджета от использования  государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»).

     
    2.1 Анализ динамики  доходов бюджета  от использования  государственного (муниципального) имущества (на примере МО «Чистопольский муниципальный район»).

    .

      Помимо  налоговых доходов бюджет муниципального образования формируют и неналоговые  доходы, к которым относятся доходы от имущества, находящегося в муниципальной  собственности; часть прибыли муниципальных  предприятий, остающаяся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования и иные поступления.

     Неналоговые доходы являются составной частью доходов  местного бюджета. Неналоговые доходы не имеют постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. В отличие о других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

     Неналоговые доходы формируются за счет прибыли  муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов  и иных обязательных платежей, в  размерах, устанавливаемых правовыми  актами органов местного самоуправления.

     Анализ  неналоговых платежей, поступающих  в бюджет муниципального образования  проведён на примере бюджета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан  за 2005-2010 гг. Необходимые данные для анализа представлены в таблице 1. 

Информация о работе Доходы бюджета от использования государственного (муниципального) имущества