Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:55, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 18
ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.
В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
Рост
бремени внутреннего долга
Долгосрочная
напряженность в
бюджетно-налоговой
сфере и ее причины
Под напряженностью в бюджетно-налоговой сфере, как правило, понимается возможность выбора макроэкономических решений в условиях, когда разрыв между государственными расходами и доходами бюджета возрастает. Долгосрочная напряженность связана с увеличением указанного разрыва на протяжении ряда лет. Она возникает вследствие устойчивой тенденции к опережению темпа роста доли государственных расходов в ВВП над темпом роста доли налоговых поступлений.
В индустриальных экономиках в целях стимулирования долгосрочного экономического роста проводятся реформы налоговых систем, нацеленные на снижение ставок и расширение базы налогообложения. Если снижение ставок налогообложения не сопровождается адекватным расширением налоговой базы, (то есть совокупности облагаемых налогами доходов) то в ходе такой реформы налоговые поступления в государственный бюджет неизбежно снижаются, а бюджетная напряженность возрастает.
Как показывает опыт индустриальных стран, эта проблема не может быть разрешена без сокращения или отмены скидок и льгот в налогообложении, а также без устранения различных "лазеек" в законодательстве, позволяющих избегать уплаты налогов. Попытки осуществления стимулирующей налоговой реформы без соответствующего ограничения государственных расходов и изменения их структуры также способствуют долгосрочному росту бюджетной напряженности. Поэтому, несмотря на то, что в долгосрочной перспективе в индустриальных странах происходит рост налоговых поступлений в государственный бюджет, усиливается и действие факторов, ограничивающих этот рост.
В переходных экономиках проблема снижения налоговых поступлений в бюджет и увеличения по этой причине бюджетной напряженности носит еще более острый характер, чем в индустриальных странах, из-за нескольких специфических обстоятельств:
В основе динамики государственных расходов в долгосрочном плане лежат изменения демографического состава населения. В тех странах, где в численности населения устойчиво возрастает доля пожилых людей (а к этой группе относятся многие индустриальные и переходные экономики, в том числе и российская), государственные расходы неизбежно возрастают по линии пенсий, мер социальной защиты, выплат пособий по социальному обеспечению, а также увеличения ассигнований на здравоохранение и образование.
В странах с относительно молодым населением увеличиваются государственные расходы, прежде всего на образование и создание растущего числа новых рабочих мест. Эти расходы оказываются особенно существенными, если значительная часть основных фондов физически изношена или морально устарела, что характерно для многих переходных экономик.
Теоретически такие капиталовложения могут частично финансироваться за счет, например, сокращения расходов на оборону и получения так называемых "мирных дивидендов" или за счет доходов от приватизации части предприятий государственного сектора. Однако ликвидация существующих арсеналов оружия (особенно ядерного и химического) и сокращение численности вооруженных сил также требует дополнительных расходов, в том числе и социального назначения.
Доходы от приватизации нередко оказываются весьма ограниченными, неустойчивыми и недостаточными для покрытия социальных издержек приватизации, связанных, в частности, с ростом безработицы, который является особенно болезненным при отсутствии во многих переходных экономиках развитой инфраструктуры рынка труда.
И в индустриальных, и в переходных экономиках доля государственных расходов на различные социальные трансферты и субсидии (включая государственные пенсии) особенно значительна. В индустриальных странах в 1960 г. она в среднем не превышала 8 % ВВП, а к 1992 г. достигла 22 % ВВП, причем во Франции, Италии, Норвегии и Швеции в 1992 г. эта доля составила около одной трети ВВП (11,с. 87).
Хотя военные бюджеты многих индустриальных стран (и особенно США) после окончания "холодной войны" были заметно сокращены, "мирные дивиденды" оказались более чем полностью "поглощенными" ростом государственных трансфертов. Резкое увеличение пенсионных выплат служит главной причиной высокого уровня государственных расходов в странах Вышеградской группы. В сочетании с относительно низким пенсионным возрастом и высокой долей пожилого населения это служит фактором устойчивой бюджетной напряженности.
Среди
восточноевропейских стран с
переходной экономикой Россия является
одним из лидеров по темпам роста
доли социальных расходов в ВВП. При
этом эффективность использования
социальных ассигнований в нашей стране,
особенно в системах обеспечения малоимущих
и социального обеспечения, очень низка.
Краткосрочная
бюджетная напряженность
и ее причины
Краткосрочная
бюджетная напряженность
В
периоды военных и других социальных
конфликтов, в условиях засухи, неурожаев
и иных стихийных бедствий государственные
расходы значительно
К
аналогичному увеличению бюджетного дефицита
может привести и функционирование
системы "встроенных" стабилизаторов
экономики - особенно в том случае,
когда средств циклического бюджетного
излишка оказывается
Воздействие политического бизнес цикла на динамику показателей бюджетного дефицита и государственного долга заметно усилилось в последние годы, как в индустриальных, так и в переходных экономиках. Одним из инструментов смягчения краткосрочной бюджетной напряженности является соответствующая корректировка уже утвержденного государственного бюджета для того, чтобы скомпенсировать рост расходов в определенном секторе экономики.
При этом за счет одних статей бюджета изыскиваются средства для финансирования других. Если такая корректировка оказывается безуспешной, то в законодательные органы направляется запрос о выделении дополнительных ассигнований на покрытие возросших расходов. В этом случае, если новые поступления в бюджет отсутствуют, происходит рост бюджетного дефицита, чреватый увеличением долгосрочной напряженности, если увеличение этого разрыва ограничивается рамками одного финансового года, отражая изменение макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет.
В
большинстве стран степень
Расходы
на оборону характеризуют
В долгосрочной перспективе в индустриальных экономиках постепенно увеличиваются как государственные расходы, так и доходы бюджетов. Однако если в прошлом государственные доходы "не отставали" от расходов (их относительно "параллельная" динамика сохранялась на протяжении всего периода от окончания второй мировой войны до середины 70-х гг.), то на протяжении последних десятилетий государственные расходы стали устойчиво превышать доходы, что способствовало увеличению размеров государственного долга.
Значительная
напряженность в бюджетно-