Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:55, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление путей его уменьшения и устранения вообще.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ВИДЫ 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 18
ПРОБЛЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
ВНЕШНИЙ ДОЛГ РОССИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономических колебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицит бюджета.
Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычные оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная политика должна быть в большей мере сориентирована скорее на коренной, нежели на фактический дефицит.
Доля
общего дефицита государственного
бюджета в ВВП
в некоторых странах
с переходной экономикой (в %)
Страны | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | ||
Эстония | -0,3 | -0,7 | -1,3 | -0,8 | -1,4 | ||
Венгрия | -6,8 | -6,7 | -8,6 | -6,7 | *** | ||
Латвия | -0,8 | 0,6 | -4,0 | -3,4 | -1,3 | ||
Литва | *** | -4,9 | -4,7 | -3,0 | -3,4 | ||
Монголия | -12,7 | -14,6 | -24,6 | -11,1 | -10,9 | ||
Польша | -8,0 | -4,0 | -2,0 | -2,7 | -2,7 | ||
Словакия | -11,9 | -7,1 | -1,3 | -0,4 | -1,5 | ||
Армения | -31 | -56,1 | -16,4 | -9,9 | -9,3 | ||
Азербайджан | 2,8 | -15,3 | -10,5 | -5,4 | *** | ||
Беларусь | 0,1 | -4,2 | -2,8 | -2,6 | -2,6 | ||
Болгария | -15,0 | -15,7 | -7,0 | -6,0 | -4,7 | ||
Грузия | -25,7 | -26,2 | -16,3 | -5,7 | *** | ||
Казахстан | -7,3 | -1,2 | -6,8 | -3,3 | -2,8 | ||
Киргизия | -17,4 | -13,5 | -8,4 | -10,4 | *** | ||
Румыния | -4,6 | -0,1 | -1,0 | -2,5 | -2,2 | ||
Россия | -18,9 | -7,6 | -10,1 | -5,0 | -5,6 | ||
Таджикистан | -30,5 | -23,6 | -2,7 | -12,0 | *** | ||
Украина | -29,3 | -10,3 | -8,8 | -3,5 | *** |
Операционный
дефицит государственного
бюджета.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.
Нередко
объявленный в отчетах
Возможны ситуации, когда номинальный официальный дефицит государственного бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства.
Поэтому
при измерении бюджетного дефицита
необходима поправка на инфляцию: реальный
бюджетный дефицит представляет
собой разность между номинальным
дефицитом и величиной
Первичный
дефицит государственного
бюджета.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
У различных стран с переходной экономикой возможности выбора приоритетных способов финансирования бюджетного дефицита не одинаковы, хотя и ограничены. Возможности для преимущественно безинфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.
В
то же время в таких странах, как,
например Чехия, Словакия и т.д., где
к началу переходного периода
не наблюдалось значительного
Однако для более точной оценки возможностей долгового финансирования бюджетного дефицита целесообразно сравнивать общие размеры государственного долга не только с ВВП, но и с объемом денежной массы (агрегатом М2).
Показатели долгового бремени в некоторых странах
|
Действительное бремя государственного долга для той или иной страны предопределяется прежде всего способностью (или неспособностью) государства его обслуживать. А эта способность правительства мобилизовать наличные денежные ресурсы в большой степени зависит от величины денежной массы, чем от размеров ВВП.
В условиях, когда показатель
монетизации экономики, равный
соотношению между объемом
В
этом случае показатель долг/М2 оказывается
в несколько раз выше, чем показатель
долг/ВВП в экономике, величина которого
обычно характеризуется соотношением
"долг/ВВП". Наличие первичного
бюджетного дефицита является фактором
увеличения и основной суммы долга, и коэффициентов
его обслуживания, что приводит к самовозрастанию
задолженности. Увеличение доли первичного
бюджетного излишка в ВВП позволяет избежать
такого самовоспроизводства долга и его
неуправляемого роста.
Квазифискальный
дефицит государственного
бюджета.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
Таблица 5 (14, с. 22-23)
Доля бюджетного дефицита в процентах от ВВП
|
Бюджетный
дефицит – на которую
ежегодные расходы бюджета
превосходят его же
расходы. В данной главе
были рассмотрены 5 видов
бюджетных дефицитов:
циклический – результат
действия встроенных
стабилизаторов – регулирование
уровня занятости и
выпуска без изменения
экономической политики (прогрессивная
система налогообложения,
система гос. трансфертов
и т.д.). Их действие тем
сильнее, чем выше уровень
предельных налоговых
ставок и соотношение
между изменениями суммы
гос. трансфертов и величины
национального дохода.
Структурный – разность
между расходами и доходами
бюджета в условиях
полной занятости. Его
оценка используется
там, где размер бюджетных
дефицитов определяется
циклическими колебаниям,
а не дискреционными
мерами правительства.
Он покрывается за счет
«налоговой амнистии»,
сбора просроченных
налогов, введения дополнительных
временных налогов,
отсрочки выплаты поставщикам
и рабочим, приватизации
гос. собственности
и т.д. Операционный -
общий дефицит бюджета
за вычетом инфляционной
части процента платежей
по обслуживанию гос.
долга. Первичный
– разность между величиной
общего дефицита и суммой
выплат по долгу. Квазифискальный
– скрытый дефицит гос.
бюджета в результате
квазифискальной деятельности
государства (выплата
повышенной з/платы,
накопление в коммерческих
банках «плохих долгов»,операции,
связанные с гос.долгом,
а также с регулированием
курса рубля). Выбор
мер по по их погашению
– приоритетная задача
каждой страны.
Финансирование дефицита
государственного
бюджета в дореформенный
период
В дореформенный период в странах Восточной Европы, в России и в других государствах бывшего СССР бюджетные дефициты были весьма незначительны по отношению к ВВП, правительства выпускали небольшое количество облигаций и имели внешнюю задолженность, которая практически целиком была связана с обязательствами производственного сектора.
Исторически
общий государственный долг был
невелик, несмотря на сосредоточение всей
деловой активности в государственном
секторе экономики. Финансирование
бюджетных дефицитов