Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:41, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта, выявить принципы формирования доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность финансов муниципального образования;
- изучить основные доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения;
- дать общую характеристику Нижнекамского муниципального района;
- рассмотреть итоги исполнения бюджета города Нижнекамска за 9 месяцев 2009 года по доходам;
- исследовать доходы бюджета города Нижнекамска, предусмотренные на 2010 год;
- выявить проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств муниципальных образований.
Введение
1. Бюджет муниципального образования: понятие, доходы и пути их повышения
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Основные доходы бюджетов муниципальных образований
1.3 Пути повышения доходов муниципальных образований
2. Доходы бюджета муниципального образования на примере города Нижнекамска
2.1 Общая характеристика Нижнекамского муниципального района
2.2 Исполнение бюджета города Нижнекамска за 9 месяцев 2009 г. по доходам
2.3 Общая характеристика доходов бюджета города Нижнекамска на 2010 год
3. Проблемы реформирования муниципальных финансов
3.1 Проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств
3.2 Проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений
Заключение
Список использованной литературы
К неналоговым поступлениям обычно относят следующие источники дохода: городскую и земельную ренту, доходы от тарифных платежей за услуги, предоставляемые органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями, санкционные (прежде всего штрафы), различные виды пошлин и сборов.
Городская и
земельная рента активно
Другим достаточно распространенным видом неналоговых поступлений являются тарифные платежи за услуги муниципальных предприятий. Отличает их от взаиморасчетов между другими субъектами хозяйственных отношений то, что тарифы на услуги утверждаются органами местного самоуправления. К этой же группе доходных источников относятся и сборы, которые также являются платой за услуги, оказываемые органами местного самоуправления.
Муниципальный кредит. По своей природе кредитные ресурсы всегда носят возвратный характер и, следовательно, должны использоваться лишь на развитие муниципального образования. Источниками муниципального кредита могут выступать население, государство, частные кредитные учреждения, другие органы местного самоуправления (взаимный кредит).
Наиболее важной
формой муниципального кредита является
взаимный кредит, который подразумевает
объединение ресурсов муниципальных
образований для решения
1.3 Пути
повышения доходов
Основной для российских муниципалитетов Закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» действует в полном объеме уже почти год. Но муниципальное законодательство еще нуждается в существенной доработке. Главное, в чем действительно нуждаются в настоящее время муниципалитеты – это стабильность законодательства и гарантии отсутствия масштабных изменений, которые могут привести к перестройке уже налаженной работы.
Больше всего вопросов вызывает финансовое обеспечение местного самоуправления. Одна из ключевых проблем связана с тем, что закрепленные на сегодняшний день за муниципалитетами доходы мало связаны с производственной деятельностью организаций, находящихся на территории муниципальных образований, что значительно снижает заинтересованность органов МСУ в развитии собственной налоговой базы и экономики муниципального образования.
Выравнивание
уровня бюджетной обеспеченности муниципальных
образований порождает
Например, муниципалитеты не могут в полной мере распоряжаться имуществом и землей. Законодательные ограничения в этом случае приводят к резкому сокращению возможностей для развития бизнеса на территориях муниципальных образований. Одним из самых сложных вопросов остается вопрос разграничения собственности на землю. Например, распоряжение земельными участками, право собственности на которые не разграничено, сплошь и рядом передается от областных центров в субъекты РФ, а от городских и сельских поселений - в муниципальные районы.
Строительство жилья или новых предприятий ведется на территории конкретных поселений. Между тем, в ряде субъектов земли в собственность поселений не переданы. Это негативно сказывается на налоговой базе поселений и не дает возможностей для развития экономики. Кроме того, сегодня муниципалитеты фактически отстранены от процедур кадастровой оценки земли. Межевание, оформление земельных участков, присвоение им кадастровых номеров производится на уровне субъекта. Это в корне неверно, порождает огромные очереди в соответствующих инстанциях, ведет к неудобству жителей и предпринимателей [13, C. 226].
Ситуация усугубляется
тем, что в соответствии с ФЗ-131
в местной собственности
Таким образом, формирование стабильной доходной базы местных бюджетов остается важнейшим направлением развития МСУ. Один из таких шагов - законопроект ФЗ № 224115-5 «О внесении изменений…», который разработан совместными усилиями депутатов Государственной Думы - членов комитетов по вопросам местного самоуправления и по бюджету и налогам, Министерства финансов, Минрегиона, других заинтересованных ведомств и принят Государственной Думой в первом чтении.
В этом законопроекте
предусмотрены изменения
Кроме того, предлагается не включать в состав финансовой помощи, учитываемой при установлении названных ограничений, не только субвенции, но и межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения при передаче их либо от поселений муниципальным районам, либо, наоборот, в соответствии с соглашениями, заключенными между муниципальными образованиями. Осуществляется также корректировка механизма предоставления субсидий из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Уточняется порядок финансирования вопросов, решение которых отнесено не к полномочиям, а к праву органов МСУ.
Большое значение имеют предложения по улучшению администрирования при взимании земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц. Например, предусматривается установление обязанности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - самостоятельно определять налоговую базу по земельному налогу не только в отношении земельных участков, фактически используемых ими в предпринимательской деятельности, но и в отношении участков, просто предназначенных для такой деятельности.
В настоящее время налоговая база по земельному налогу определяется по состоянию на 1 января каждого года и в случае приобретения земельного участка в течение года, налоговая база будет переопределяться лишь с 1 января следующего налогового периода, что приводит к уменьшению поступлений от земельного налога в местные бюджеты. В случае принятия законопроекта налоговые платежи будут поступать в местные бюджеты с момента возникновения права собственности [9, C. 35].
Таким образом, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников: государственных средств, собственных средств муниципального образования, заемных средств или муниципального кредита.
2. Доходы
бюджета муниципального
2.1 Общая
характеристика Нижнекамского
Нижнекамский муниципальный район является третьим по величине и вторым по экономической значимости в Республике Татарстан. Общая площадь Нижнекамского муниципального района составляет 1733,54 кв. км. В состав территории муниципального района входит город Нижнекамск, поселок городского типа Камские Поляны и 65 сельских населенных пунктов. Здесь проживают 264,8 тысяч человек (7,0% обшей численности населения Республики Татарстан), из них 226,4 тыс. проживают в г. Нижнекамске и около 15 тыс. - в Камских Полянах. Средний возраст жителей - 35 лет. Численность трудовых ресурсов составляет 179,1 тыс. человек (7,4% от трудовых ресурсов Республики Татарстан), численность занятого населения - 141,5 тыс. человек.
Нижнекамский
муниципальный район - крупнейший в
России центр нефтехимической
Основу промышленности города составляет крупные предприятия, представляющие наукоемкие отрасли - нефтехимию и нефтепереработку, энергетику, а также мощный строительный комплекс. Крупнейшими градообразующими предприятиями муниципального района являются такие как: ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», ОАО "УК Камаглавстрой», Нижнекамская ТЭЦ, ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ТАНЕКО».
Главный продукт работы муниципалитета - муниципальные услуги, потребителями которых являются граждане и бизнес. Продукт складывается из услуг образования и ЖКХ, управления городским хозяйством, поддержки здравоохранения и т.д. Продавая услугу, город получает взамен выручку в виде налогов и неналоговых поступлений (прибыль муниципальных предприятий, доходы от аренды и продажи земель, зданий, а также от платных услуг). Все эти поступления - собственные доходы города.
Но своих средств для покрытия расходов недостаточно: почти 80% налогов, собранных на территории города, изымают федеральные и региональные власти (100% НДС, налог на прибыль и акцизы, 70% НДФЛ). А с 2009 года города лишились последней возможности отщипнуть у региональных властей часть НДФЛ, акцизов или налога на прибыль.
По итогам 2009 года было проведено исследование, в котором были отобраны 20 самых гармоничных городов из 164 с численностью населения не менее 100 тыс. человек [11, C. 27].
Расчеты производились по следующей схеме:
- итоговый индекс
рассчитывался как
- индекс социального развития города рассчитывался по пяти параметрам: занятости населения, числу врачей на 10 тыс. человек, охвату детей детскими садами, уровню преступности, а также покупательной способности жителей (оборот розничной торговли на душу населения, деленный на стоимость потребительской корзины);
- инфраструктурный
индекс рассчитывался по количе
- индекс жилищного
строительства представляет
- финансовый
индекс представлял собой норми
Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Топ 20 российских городов
Место |
Город |
Населе-ние, тыс. чел. |
Заня-тость, % (1) |
Покупа-тельная способ-ность (2) |
Расходы бюджета, руб. (3) |
Обеспе-ченность бюджета, %(4) |
Ненало-говые доходы, % (5) |
Дефицит / профи-цит, % (6) |
Итого-вый индекс |
1 |
Краснодар |
710,7 |
61,06 |
32,24 |
27 785,93 |
50,62 |
29,26 |
7,54 |
37,57 |
2 |
Великий Новгород |
215,3 |
59,3 |
14,56 |
24 376,90 |
45,84 |
54,61 |
12,39 |
18,52 |
3 |
Екатеринбург |
1332,3 |
53,36 |
33,48 |
21 561,98 |
62,61 |
23,28 |
9,64 |
14,31 |
4 |
Кемерово |
520,6 |
52,14 |
25,91 |
32 811,98 |
44,45 |
53,06 |
4,21 |
11,9 |
5 |
Ростов-на-Дону |
1049 |
46,4 |
27,85 |
20 044,38 |
62,1 |
30,03 |
5,61 |
11,64 |
6 |
Уфа |
1024,8 |
53,03 |
36,05 |
13 728,54 |
70,66 |
39,09 |
-2,56 |
10,43 |
7 |
Калининград |
420,5 |
54,85 |
13,41 |
29 423,77 |
69,69 |
20,29 |
-13,71 |
9,75 |
8 |
Тюмень |
570,3 |
49,16 |
21,8 |
24 027,26 |
64,03 |
12,3 |
-1,87 |
9,7 |
9 |
Липецк |
502,5 |
55,12 |
18,9 |
19 434,17 |
65,37 |
25,75 |
-2,44 |
9,2 |
10 |
Белгород |
358,3 |
50,02 |
26,12 |
21 474,48 |
77,22 |
26,44 |
-3,87 |
8,84 |
11 |
Благовещенск |
206,7 |
54,7 |
20,12 |
11 804,40 |
62,23 |
30,84 |
6,98 |
7,79 |
12 |
Калуга |
327 |
59,48 |
16,95 |
20 105,00 |
67,46 |
31,38 |
-0,92 |
7,55 |
13 |
Вологда |
286,2 |
57,48 |
10,84 |
18 256,88 |
62,95 |
24,28 |
3,1 |
7,32 |
14 |
Казань |
1130,7 |
47,91 |
27,52 |
19 586,10 |
55,25 |
26,53 |
–13,67 |
6,68 |
15 |
Нижнекамск |
226,6 |
58,05 |
10,48 |
20 933,57 |
55,89 |
21,13 |
–15,66 |
6,61 |
16 |
Альметьевск |
141,9 |
68,94 |
21,26 |
24 092,62 |
56,33 |
13,32 |
–7,25 |
6,03 |
17 |
Ярославль |
606,3 |
72,2 |
12,38 |
29 436,21 |
58,98 |
39,3 |
–17,86 |
5,82 |
18 |
Челябинск |
1093,7 |
53,44 |
24,34 |
22 575,01 |
49,36 |
23,5 |
–14,89 |
5,59 |
19 |
Южно-Сахалинск |
174,7 |
71,17 |
18,65 |
17 950,53 |
54,31 |
41,29 |
–2,59 |
5,31 |
20 |
Новый Уренгой |
118,7 |
85,49 |
20,56 |
59 286,52 |
48,79 |
25,23 |
–5,32 |
5,11 |