Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 10:41, курсовая работа
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта, выявить принципы формирования доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность финансов муниципального образования;
- изучить основные доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения;
- дать общую характеристику Нижнекамского муниципального района;
- рассмотреть итоги исполнения бюджета города Нижнекамска за 9 месяцев 2009 года по доходам;
- исследовать доходы бюджета города Нижнекамска, предусмотренные на 2010 год;
- выявить проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств муниципальных образований.
Введение
1. Бюджет муниципального образования: понятие, доходы и пути их повышения
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Основные доходы бюджетов муниципальных образований
1.3 Пути повышения доходов муниципальных образований
2. Доходы бюджета муниципального образования на примере города Нижнекамска
2.1 Общая характеристика Нижнекамского муниципального района
2.2 Исполнение бюджета города Нижнекамска за 9 месяцев 2009 г. по доходам
2.3 Общая характеристика доходов бюджета города Нижнекамска на 2010 год
3. Проблемы реформирования муниципальных финансов
3.1 Проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств
3.2 Проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Бюджет муниципального образования: понятие, доходы и пути их повышения
1.1 Понятие финансов муниципального образования
1.2 Основные доходы бюджетов муниципальных образований
1.3 Пути повышения
доходов муниципальных
2. Доходы бюджета муниципального образования на примере города Нижнекамска
2.1 Общая характеристика
Нижнекамского муниципального
2.2 Исполнение бюджета города Нижнекамска за 9 месяцев 2009 г. по доходам
2.3 Общая характеристика
доходов бюджета города Нижнека
3. Проблемы реформирования муниципальных финансов
3.1 Проблемы, связанные
с формированием доходов и
исполнением расходных
3.2 Проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Категория «муниципальное
образование актуально для
Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Причем это не является особенностью России, а присуще всем странам без исключения. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов – это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов.
Значимость
данных проблем и острота стоящих
перед обществом задач
Цель курсового исследования состоит в том, чтобы, на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта, выявить принципы формирования доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть сущность
финансов муниципального
- изучить основные
доходы бюджетов муниципальных
образований и пути их
- дать общую
характеристику Нижнекамского
- рассмотреть
итоги исполнения бюджета город
- исследовать
доходы бюджета города
- выявить проблемы,
связанные с формированием
Предметом исследования выступают доходы бюджетов муниципальных образований и пути их повышения.
Объектом исследования являются доходы бюджета муниципального образования на примере города Нижнекамска.
Теоретической и методологической основной исследования служат труды отечественных и зарубежных авторов, законодательные и нормативные акты РФ и РТ, а также данные, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях. В отечественной экономической литературе эти вопросы рассматриваются и анализируются в работах: Барановой Л.Г., Горловой О.С., Каплиной А.В., Кирилловой О.С., Крачевской С., Мельниковой А.Н., Петрова Ю., Пронина Л.И. и др.
Курсовое исследование состоит из введения, трех глав, содержащих 8 параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена теоретическим вопросам формирования бюджета муниципального образования. Во второй главе рассматриваются доходы бюджета муниципального образования на примере города Нижнекамска. В третьей главе анализируются проблемы реформирования муниципальных финансов.
1. Бюджет
муниципального образования:
1.1 Понятие
финансов муниципального
Под муниципальными финансами, как правило, понимается совокупность денежных средств, которыми располагает орган местного самоуправления для решения задач, возложенных на него государством и местным населением. С этой точки зрения, муниципальные финансы могут образовываться из трех основных источников:
- государственных
средств, передаваемых органам
местного самоуправления органа
- собственных
средств муниципального
- заемных средств или муниципального кредита.
Структура местных финансов определяет самостоятельность данного муниципального образования, поскольку доминирование первой или третьей группы рождает зависимость от государства или кредитных учреждений. Поэтому органы местного самоуправления должны стремиться к наращиванию источников, отнесенных ко второй группе.
Наиболее полным отражением состояния финансовых ресурсов муниципального образования являются местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). В связи с переходом к муниципальной системе управления, формированием полноценных органов местного самоуправления и выделением собственных предметов ведения возникает необходимость формирования и соответствующих бюджетных отношений. Бюджет выступает не только как опись доходов и расходов, но и как важнейший инструмент осуществления определенной политики, отражает реальные цели и задачи данного муниципального образования. Местный бюджет - это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов.
С точки зрения содержания деятельности, как правило, выделяют два вида бюджетов - текущий бюджет и бюджет развития.
Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства. Прежде всего, сюда относятся расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления. Другими словами, это средства для поддержания функционирования городского хозяйства.
Бюджет развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства.
Планирование, утверждение, исполнение и оценка результатов исполнения бюджета выступают как определенный процесс, который получил название бюджетного процесса.
Согласование
бюджетных интересов
Грамотно построенный бюджетный процесс должен, прежде всего, исходить из тщательно организованного хозяйственного планирования развития территории муниципального образования, поскольку сам бюджет - лишь механизм реализации целей развития территории.
Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в них отражается цель деятельности органа власти. Соответственно классификация видов расходов, прежде всего, исходит из того, на какие цели будут направлены бюджетные средства.
Обычно бюджетные классификации различных стран, несмотря на их различие, выделяют две основные группы расходов:
1) Обязательные расходы. К этой группе относят расходы на финансирование отраслей городского хозяйства, связанные с поддержанием определенного уровня его развития. Как правило, первоочередность финансирования данных расходов закрепляется нормативно, и выполнение этих работ законодательно отнесено к предметам ведения органов местного самоуправления.
2) Необязательные
расходы. К этой группе
Не менее важным является деление расходов на текущие расходы и расходы на развитие, так как данная классификация позволяет увидеть динамику развития муниципального образования.
Основные доходные
источники, которыми располагают органы
местного самоуправления, могут быть
отнесены к четырем категориям -
налоги, неналоговые поступления, доходы
от собственной хозяйственной деят
Первые две группы доходных источников являются в той или иной степени средствами, которые государство собирает с населения и предприятий. Третья и четвертая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб грамотно и рачительно ими распорядиться. Все четыре источника дохода зависят также от состояния законодательства, в котором определяется правоспособность органов местного самоуправления.
1.2 Основные доходы бюджетов муниципальных образований
Для большинства стран мира налоги являются основным доходным источником. По своей природе налоги как инструмент хозяйственной политики играют двоякую роль, выступая, с одной стороны, как источник дохода, а с другой стороны - как мощный регулятор определенных хозяйственных и общественных отношений. Изменение ставки налогообложения может стимулировать или, наоборот, тормозить определенные процессы, происходящие в обществе. Налоги позволяют также систематизировать и регламентировать определенные виды деятельности. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и способность муниципалитетов влиять на формирование самой налоговой базы.
С точки зрения способов разграничения налоговых поступлений между уровнями власти можно выделить три основных вида:
1. Система надбавок и отчислений.
2. Система размежевания
доходных источников между
3. Система размежевания доходных источников между государством и местным самоуправлением по видовому признаку.
Первая система
предполагает установление единых для
всего государства видов
При подобной системе исчезают всякие стимулы для развития и совершенствования налогооблагаемой базы, поскольку инициатива наказывается регулированием бюджета. Наконец, данная схема не позволяет осуществлять долгосрочное планирование доходных источников. Не улучшают данной системы и попытки ее совершенствования через разрешение введения региональных и местных надбавок, поскольку все вышеперечисленные недостатки при этом сохраняются.
Несколько модифицирует первую систему разграничение доходов между органами власти через различную конструкцию налогов вторая система. В данном случае и государство, и местное самоуправление вводят одни и те же виды налогов, но принципы начисления и сбора могут быть различными.
Наиболее распространена в странах с развитым местным самоуправлением третья система, предполагающая разграничение и закрепление доходных источников за органами местного самоуправления по видовому признаку и на достаточно длительный срок. При подобном подходе недостатки предыдущей системы устраняются, однако достаточно сложным оказывается механизм разграничения доходных источников по видовому признаку. Проблема состоит в том, что эффективность работы данной системы налогообложения напрямую зависит от того, какие виды налогов будут закреплены за вполне определенными уровнями власти.
Предполагается, что в основу закрепления доходных источников за уровнями власти должны быть положены следующие критерии:
1. Желательно
соответствие видов доходных
источников предметам ведения
органов местного
2. Поскольку
право на местное