Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:59, доклад
Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.
Бюджетный процесс в РФ
Бюджетный процесс и бюджетное планирование. Их содержание и особенности.
Участники бюджетного процесса. Их характеристика.
Основные этапы бюджетного процесса.
Бюджетный процесс и бюджетное планирование. Их содержание и особенности.
Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.
Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса. Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.
Значительная часть бюджетного процесса связана с подготвкой и утверждением проекта бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.
Целями бюджетного планирования является:
определение общего объема расходов
бюджета и отдельных
Определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.
Определение бюджетного результата (бюджетного дефицита или профицита). При этом установление возможных источников финансирования бюджетного дефицита на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.
Установление необходимых
форм и методов организации
Определение параметров обслуживания государственного долга и установления предельной величины общего государственного долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.
Контроль за деятельность
государственных органов и
Бюджетный процесс включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:
Сбор и получение
Полное финансирование расходов
бюджета в общей сумме и
по каждому направлению
Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Контроль за сбором доходов и финансированием расходов со стороны государства.
Участники бюджетного процесса. Их характеристика.
Бюджетные процедуры, связанные
с организацией бюджетного процесса,
осуществляются различными государственными
органами и бюджетополучателями, которые
имеют соответствующие
К финансовым органам относится министерство финансов РФ, федеральная налоговая служба, федеральная таможенная служба и региональные и местные финансовые органы.
Денежно-кредитное
Государственный финансовый контроль возложен на счетную палату РФ, на контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований и на контрольные финансовые органы в федеральных, региональных и местных исполнительных органах.
Кроме этих органов в бюджетном
процессе участвуют законодательные
и исполнительные органы. Законодательные
органы рассматривают и утверждают
бюджеты, а также отчеты об их исполнении,
осуществляют последующий контроль
за исполнением бюджета, утверждают
налоговое и бюджетное
Органы исполнительной власти
осуществляют составление проекта
бюджета, выносят его на утверждение
законодательных органов и
Расходование денежных средств
осуществляется через распорядителей
бюджетных средств и
Распорядители бюджетных
средств определяют задания по предоставлению
государственных и
По окончанию бюджетного
года распорядитель бюджетных
Бюджетополучатели это бюджетные
учреждения или другие организации,
имеющие право на выделение им
бюджетных средств и
При этом бюджетным учреждением
признается организация, созданная
органами государственной или местной
власти для осуществления
В соответствии с бюджетным
законодательством
При этом бюджетополучатели обязаны:
Своевременно подавать бюджетные заявки.
Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением
Своевременно составлять и предоставлять отчет и другие сведения об использовании бюджетных средств.
Характеристика стадий бюджетного процесса.
Первая стадия – это
составления проекта
Составление проекта идет в несколько этапов:
1. Прогнозирование
социально-экономического
2. Составление непосредственно
проекта бюджета. Проект
Этот этап включает в себя два этапа:
1. Составление предварительного
проекта федерального бюджета
в соответствии с
2. Составление окончательного
проекта бюджета по всем
В первом чтении, которое должно состояться в течение 30 дней после предоставления в думу проекта бюджета, рассматривается концепция бюджета, доходы федерального бюджета по подразделениям бюджетной классификации, распределение доходов, поступающих из федеральных источником между федеральным и региональными бюджетами, общий объем расходов федерального бюджета и бюджетный результат.
После утверждения бюджета в первом чтении государственная дума не имеет права увеличивать расходы и бюджетный дефицит без положительного заключения правительства РФ.
По итогам первого чтения
принимается и публикуется
В течение 15 дней после принятия бюджета в первом чтении, проект бюджета рассматривается во втором чтении. Во втором чтении государственная дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, а также размер фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
После этого бюджет рассматривается в третьем чтении, в течение 25 дней после его принятия во втором чтении. Предметом этого чтения является распределение средств бюджета по главным распорядителям, т.е. по ведомственной классификации, распределение средств фонда финансовой поддержки регионов по субъектам РФ и ряд программ, которые утверждаются в составе бюджета.
В четвертом чтении проект закона о федеральном бюджете рассматривается в целом, подвергается редакционной правке и внесение каких либо поправок в доходы и расходы здесь не допускается. Проект должен быть рассмотрен не позднее 15 дней после его рассмотрения в третьем чтении.
После принятия закона в четвертом чтении, он считается принятым полностью государственной думой. В течение 5 дней этот закон должен быть передан для рассмотрения в совет федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании не позднее чем в течение 14 дней со дня его получения из государственной думы.
Совет федерации не имеет права изменять показатели бюджета, утвержденные государственной думой. Закон рассматривается на предмет его полного одобрения. Одобренный советом федерации закон в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписи и обнародования.
После публикации в официальной печати закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен.
На каждом этапе рассмотрения проекта бюджета проект может быть не утвержден или не одобрен. В этом случае он направляется либо в согласительную комиссию, либо возвращается правительству, либо государственной думе может быть поставлен вопрос о доверии к правительству и передачи составления бюджету новому правительству.