Бюджетный процесс в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 04:57, курсовая работа

Описание работы

Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.
Задачи:
•Понять содержание бюджетного процесса;
•Усвоить основные положения формирования бюджетов в РФ;
•Разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и содержание бюджетного процесса………………………...5
Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………....9
2.1 Стадия составления бюджета……………………………………………....9
2.2 Стадия рассмотрения и утверждения бюджета………………………….15
2.3 Стадия исполнения бюджета……………………………………………...19
2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………………..21
Заключение………………………………………………………………………...23
Список используемой литературы……………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

бюджетный процесс в РФ.doc

— 142.50 Кб (Скачать)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ, СТИТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Финансовое право

   на тему: Бюджетный процесс в РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента:

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2008 
Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и содержание бюджетного процесса………………………...5

Глава 2. Стадии бюджетного процесса…………………………………………....9

2.1 Стадия составления  бюджета……………………………………………....9

2.2 Стадия рассмотрения  и утверждения бюджета………………………….15

2.3 Стадия исполнения бюджета……………………………………………...19 

2.4 Стадия утверждения отчета об исполнении бюджета…………………..21

Заключение………………………………………………………………………...23

Список используемой литературы……………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Объектом данной курсовой работы является – бюджетный процесс в РФ. Целью является анализ бюджетной системы и бюджетного процесса в РФ.

Задачи:

    • Понять содержание бюджетного процесса;
    • Усвоить основные положения формирования бюджетов в РФ;
    • Разобраться в механизме рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов.

В данной курсовой работе были использованы научные труды М.В. Карасевой, В.Д. Фетисова, Н.И. Химичевой, учебный материал по финансовому праву существующий как в печатном виде, так и размещенные в электронном виде в сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и содержание бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».1

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были  использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества.2

Принципы бюджетного процесса:

  • Принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и законодательной власти – бюджет составляют исполнительные органы, рассматривают и утверждают бюджет законодательные органы, исполняют бюджет – исполнительные органы, утверждают отчет – законодательные органы;
  • Принцип ежегодности бюджета – это принятие бюджета каждый год до начала планируемого года;
  • Принцип гласности и публичности – до принятия бюджета его проект обсуждается не только органами власти, но и общественностью через СМИ
  • Принцип специализации бюджетных показателей – в основе составления бюджета лежит бюджетная классификация.

Бюджетная классификация  – это группировка всех доходов  и расходов бюджета.

Задачами бюджетного процесса являются:

  • Максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитию рыночному хозяйству;
  • Определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
  • Установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
  • Согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
  • Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
  • Осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
  • Повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
  • Усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
  • Автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.3

Общую структуру можно  бюджетного процесса можно представить  в виде схемы (рис. №1), из которой  видно, что бюджетный процесс  не просто сумма четырех стадий, а сложный многоплановый механизм социально-экономической жизнедеятельности физических, юридических лиц и государства.

 

 

Рис. № 1

 

 

Механизм бюджетного процесса в РФ строиться на принципах  соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти. Именно бюджетные права определяют полномочия представительных и исполнительных органов власти по формированию, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Свое отражение они находят в законах соответствующих органов власти о бюджетном процессе4

По действующему законодательству РФ управление составлением и исполнением  бюджетов является функцией исполнительных органов власти, а рассмотрение и  утверждение – представительных. На практике данные процессы осуществляются при сотрудничестве обеих ветвей власти. Причем выполнение такой функции, как контроль исполнения бюджетов, в большей степени ложиться на исполнительные органы. Так, основные положения относительно составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального бюджета устанавливаются Федеральным собранием РФ, конкретные сроки и формы бюджетной отчетности Минфином РФ.

В хронологическом аспекте бюджетный  процесс развивается сверху вниз, от федерального бюджета к местным. Такая система обусловлена многообразием форм собственности, невозможностью планомерного развития национальной экономики, а также  характером формирования закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций. Например, федеральный бюджет РФ на 2002г. принят Государственной Думой 14 декабря 2001г. и подписан Президентом РФ 30 декабря 2001г.

Общая официальная продолжительность  бюджетного процесса применительно  к федеральному бюджету (от послания Президента до федерального закона об исполнении бюджета) составляет более трех лет: составление, рассмотрение и утверждение – 10 месяцев, исполнение – один год, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета до 1,5 лет. Фактически она может быть еще больше за счет предварительной работы по решению  различных проблем формирования, утверждения и исполнения бюджета. Длительность бюджетного процесса территориальных бюджетов, как правило, меньше. С федеральными бюджетными фондами ситуация сложнее, поскольку их законодательство еще окончательно не сформулировало.

 

 

Глава 2. Стадии бюджетного процесса

 

2.1 Стадия составления бюджета

 

Процесс разработки включает:

  • разработка прогнозов социально-экономического развития РФ, ее субъектов, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов;
  • составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • разработка проекта законов о бюджете;
  • представление пакета документов в законодательные органы.5

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  или муниципальных услуг, а также  в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ и субъектов РФ, правовыми актами органов власти местного самоуправления.6

Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

В бюджетном послании Президента РФ определяется бюджетная  политика РФ на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами).

Разработкой проектов бюджетов занимаются Правительство РФ, соответствующие  органы исполнительной власти субъектов  РФ и местного самоуправления.

Непосредственное составление  проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

К сведениям, необходимым  для составления проектов бюджетов, относятся сведения:

  • о действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
  • о нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой;
  • о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг;
  • о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности.

Составление бюджета  основывается на следующих источниках: законодательных и нормативных  материалов представительных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ местных органов самоуправления; финансовых планов исполнительных органов  власти, министерств и ведомств РФ и административных образований; финансовых планов предприятий и организаций государственного сектора; плановых материалов государственных финансовых институтов – МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фондов и т.д.; программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-территориальных образований; программ и прогнозов финансовой деятельности предприятий и

организаций негосударственного сектора; других законодательных, нормативных  и статистических материалов.7 

Порядок и сроки составления  проекта федерального бюджета и  проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.8

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для предоставления одновременно с проектом Федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ