Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа
В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие бюджетного процесса 4
1.2. Участники бюджетного процесса
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….......…………………………….……………………
2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса
2.2. Формирование проекта бюджета
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
2.4. Организация исполнения бюджета
2.5. Отчет об исполнении бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…39
- ясная определенность с исполнением бюджета текущего года. Законодательные органы власти не должны вмешиваться в исполнение бюджета без достаточных на то оснований;
- своевременность разработки и утверждения отдельных законов и норм, которые имеют последствия для бюджета (законы о налогах, о выплатах населению и т.п.), одновременное принятие их с утверждением бюджета. Целесообразно рассмотрение и принятие взаимосвязанных правовых документов пакетом. При этом разработчики законопроектов должны четко обосновать необходимость принятия закона, его концепцию, а также предоставить финансово-экономическое обоснование;
- наличие регламентированной законом процедуры парламентского контроля с определением форм контроля, полномочий законодательных (представительных) органов власти, в том числе возможностью создания собственного контрольного органа для проведения внешнего аудита бюджета[10].
Правительство РФ представляет на рассмотрение в Государственную Думу и Президенту РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год до 26 августа текущего года одновременно со следующими документами:
- предварительными итогами социально-экономического развития РФ за истекший период текущего года;
- прогнозом социально-экономического развития РФ;
- основными направлениями бюджетной и налоговой политики на предстоящий год;
- планом развития государственного и муниципального сек торов экономики;
- прогнозом сводного финансового баланса по РФ;
- прогнозом консолидированного бюджета РФ;
- основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;
- проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов;
- проектом федеральной адресной инвестиционной программы;
- проектом государственной программы вооружения;
- проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;
- расчетами по статьям доходов и расходов федерального бюджета и дефициту бюджета;
- международными договорами РФ, включая нератифицированные договоры РФ о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах;
- проектом программы государственных внешних заимствований РФ;
- проектом программы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;
- проектом структуры государственного внешнего долга РФ по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;
- проектом структуры государственного внутреннего долга РФ и проектом программы внутренних заимствований;
- предложениями по индексации оплаты труда бюджетных работников, минимальных размеров стипендий, пособий и других социальных выплат, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих;
- перечнем законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается.
Одновременно с проектом федерального бюджета Правительство РФ представляет проекты федеральных законов:
- о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах;
- о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
- о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О бюджетной классификации РФ».
В случае если проектами федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ предусматривается индексация минимального размера оплаты труда и государственных пенсий, то Правительство РФ вносит проекты законов о повышении минимального размера оплаты труда и пенсий, индексации государственных пенсий.
Дополнительно Правительство РФ представляет в Госдуму до 1 октября текущего года:
- оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год и консолидированного бюджета РФ за отчетный год;
- проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ и отчет о гарантиях за истекший период текущего года;
- проекты программ предоставления бюджетных средств на возвратной основе и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за отчетный год и истекший период текущего года;
- предложения по содержанию Вооруженных сил РФ.
Центральный банк России до 1 октября представляет в Госдуму проект государственной денежно-кредитной политики. В течение суток Совет или Председатель Госдумы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету для заключения о соответствии представленных документов необходимым требованиям. На основании заключения Комитета принимается решение к рассмотрению законопроекта Госдумой либо о возвращении его в Правительство РФ на доработку, если состав документов не соответствует требованиям. В последнем случае доработанный законопроект представляется в Госдуму Правительством РФ в десятидневный срок.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам, ответственный за рассмотрение бюджета, готовит заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса РФ. Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.
Проект указанного закона в течение трех дней направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в трех чтениях. Субъекты права законодательной, бюджетной инициативы направляют свои поправки по предметам чтений в Комитет по бюджету и налогам, который проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы и направляет в соответствующие профильные комитеты Государственной Думы[11].
В первом чтении обсуждаются концепция проекта федерального бюджета, прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета (доходы по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов; распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит бюджета в процентах к расходам и источники его покрытия; общий объем расходов бюджета).
Во время второго чтения утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Если Государственная дума отклоняет во втором чтении проект закона о федеральном бюджете, то он передается в согласительную комиссию.
В третьем чтении проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
После принятия Государственной думой закона о федеральном бюджете он в течение пяти дней передается в Совет Федерации, так как согласно Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению верхней палатой. В течение 14 дней со дня представления Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете и голосует за его одобрение в целом. Затем закон в течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае непринятия проекта закона о федеральном бюджете или невступления в силу соответствующего закона до 1 января очередного года Государственная дума может принять закон о порядке финансирования расходов из федерального бюджета в 1 квартале финансового года[12].
При существенных отклонениях фактических параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений в Закон о бюджете. Тогда Правительство РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Субъекты права законодательной инициативы могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете относительно основных характеристик федерального бюджета, распределения регулирующих доходов между бюджетами, а также распределения расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций в случаях:
- превышения доходов более чем на 10%, что подтверждено исполнением федерального бюджета за первое полугодие текущего года, при условии, что Правительство РФ не внесло в Госдуму соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Госдумой отчета об исполнении федерального закона о федеральном бюджете за первое полугодие;
- выявления нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета и внесения предложений о сокращении либо блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета.
В случае снижения (роста) ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, Правительство РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон о федеральном бюджете вместе со следующими документами:
- отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
- отчетами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета за период текущего года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
- отчетом об использовании средств резервных фондов Правительства РФ и Президента РФ;
- отчетами Минфина РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов;
- анализом причин, обусловивших внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Госдума рассматривает указанный законопроект в течение 15 дней в трех чтениях. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в срок, то Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета до положительного законодательного решения. Рассмотрение и утверждение бюджетов – наиболее ответственный момент в деятельности органов государственной власти. Особенно большие требования предъявляются к исполнительным органам. От характера принимаемых законов во многом зависит социально-экономическое развитие страны и состояние различных слоев общества. Это требует четкого, налаженного механизма осуществления данного этапа бюджетного процесса.
2.4. Организация исполнения бюджета
Исполнение бюджета — наиболее ответственная фаза бюджетного процесса, выражающая претворение в жизнь главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. Тем самым дается оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти при составлении бюджета, так и представительных органов в ходе его рассмотрения и утверждения.
При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:
- обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;
- выявление и максимальная мобилизация резервов бюджетных поступлений;
- своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;
- ориентация бюджетных организаций на экономное расходование государственных средств;
- регулярное проведение контроля выполнения обязательств перед бюджетами, соблюдение финансовой дисциплины.
Если на первых трех стадиях бюджетного процесса основную работу проводят сугубо государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различных организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств. Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов РФ и местных административно-
Содержание исполнения бюджета зависит от системы исполнения бюджета. В практике различных стран на разных этапах исторического развития применялись следующие системы исполнения бюджета: казначейская, банковская и смешанная. Основное различие между банковской и казначейской системами заключаются в том, что функции исполнения бюджета возложены на разные органы — либо на центральный банк при возможном участии коммерческих банков, либо на специально созданные казначейские органы. При смешанной системе эти функции выполняются одновременно и казначейскими, и банковскими органами с разграничением функций между ними в законодательном порядке.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в Российской Федерации устанавливается только казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.