Бюджетный процесс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие бюджетного процесса 4
1.2. Участники бюджетного процесса
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….......…………………………….……………………
2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса
2.2. Формирование проекта бюджета
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
2.4. Организация исполнения бюджета
2.5. Отчет об исполнении бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…39

Работа содержит 1 файл

Курсовий,.doc

— 1.71 Мб (Скачать)

Главный распорядитель федерального бюджета — это орган государственной власти, распределяющий средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств.

Главный распорядитель бюджета субъекта РФ или местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, распределяющий бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств.

Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств.

На федеральном уровне участниками бюджетного процесса России являются:

-         Президент РФ;

-         Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

-         Совет Федерации Федерального Собрания РФ;

-         Правительство РФ;

-         орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Минфин РФ);

-         орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);

-         органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;

-         Банк России;

-         Счетная палата РФ;

-         государственные ВБФ;

-         распорядители и получатели бюджетных средств;

-         иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.

Министерство финансов РФ обладает следующими основными бюджетными полномочиями:

-         составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных ВБФ;

-         осуществляет методическое руководство по составлению и исполнению федерального бюджета, а также по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;

-         составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

-         разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;

-         разрабатывает программы и механизм государственных заимствований РФ;

-         проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, инвестиций, ссуд, кредитов и государственных гарантий;

-         осуществляет учет государственного долга РФ и управление им;

-         исполняет федеральный бюджет;

-         осуществляет контроль исполнения федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;

-         составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов РФ, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

-         ведет сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.

Министр финансов РФ разрешает:

-         утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

-         утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;

-         предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета;

-         введение режима сокращения расходов федерального бюджета при недостатке поступлений до 5% утвержденных;

-         перемещение ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10% утвержденных расходов;

-         осуществление и отмену блокировки расходов.

Министр финансов РФ имеет право:

-         запретить главным распорядителям изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы;

-         назначить в федеральные исполнительные органы и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при нецелевом использовании бюджетных средств;

-         запретить распорядителям и получателям бюджетных средств осуществление отдельных расходов.

Минфин РФ несет ответственность:

-         за своевременность составления и соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;

-         соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций;

-         введение режима сокращения расходов бюджета.

Для обеспечения правильного и своевременного формирования проектов бюджетов Минфин РФ, финансовые департаменты разрабатывают организационные планы работ по составлению и рассмотрению финансовых планов, смет и проектов, которые утверждаются приказами руководителей финансовых структур. Основная работа по составлению бюджетов ложится на финансово-бюджетные структуры (департаменты, управления, отделы). За решение отдельных вопросов ответственность также несут МНС РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, ГТК РФ, другие ведомства и структуры.

Организация бюджетного процесса является важнейшим звеном бюджетного менеджмента. Чем полнее и обоснованнее организационная работа, тем эффективнее осуществляется бюджетный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса

 

Бюджетные системы зарубежных стран строятся на общих основных принципах. К ним относятся:

-         облечение  бюджета  в  форму  акта, принимаемого          представительным органом власти;

-         полнота бюджета;

-         приоритетность публичных расходов;

-         достоверность и наглядность бюджета;

-         ежегодное утверждение бюджета;

-         бюджетное равновесие.

Бюджетное устройство и бюджетный процесс в Российской Федерации определяются и ограничиваются Бюджетным Кодексом РФ.

Бюджетный кодекс – это совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, определяется компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по составлению, рассмотрению,     утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный кодекс представляет собой часть финансового права. Бюджетные права государственных и местных власти и управления определяются в соответствии с разграничением между ними экономических и управленческих функций.

Бюджетный процесс – это регламентированная правовыми нормами деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, завершающаяся утверждением отчета об исполнении бюджета[4].

Задачами бюджетного процесса является:

-         выявление всех материальных и финансовых резервов для достижения прогресса на пути к развитию рыночного хозяйства;

-         определение доходов бюджета по налогам и платежам;

-         установление расходов бюджета по целевому назначению;

-         сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;

-         повышение роли перспективного бюджетного планирования, усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами физических лиц при выполнении налоговых обязательств.

Значение бюджетного процесса состоит  в том, что в ходе его реализуются материальные бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на собственный бюджет, на получение и использование бюджетных доходов[5].

Основные этапы бюджетного процесса:

1.     Формирование проекта бюджета (министерство финансов на основании собственных расчетов и полученных им решений Президента и Правительства РФ, постановления органов представительной власти федерального уровня, а также заявок со стороны федеральных ведомств).

2.     Согласование и утверждение проекта бюджета (обсуждение на заседании Правительства РФ, рассмотрение проекта органами представительной власти, последующим принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий год Государственной думой, одобрение его Советом Федерации и подписанием Президентом).

3.     Исполнение бюджета (Федеральное Казначейство, как специальное подразделение Министерства Финансов РФ, несущее ответственность за данный закон).

4.     Отчет об исполнении бюджета (Министерство Финансов РФ перед Государственной Думой).

2.2. Формирование проекта бюджета

 

Особую роль в бюджетном процессе играет стадия формирования бюджета: в ней отражается смысл действующего государственного социально-экономического устройства и главное содержание финансового плана страны.

Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития страны.

Организация формирования бюджетного процесса включает:

-         определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;

-         установление объектов (денежных потоков и фондов) бюджетного процесса;

-         составление планов формирования бюджетного процесса в целом и его отдельных компонентов.

Цель разработки проектов бюджетов – формирование бюджетного пакета материалов (проекты бюджетов и необходимые документы).

Процесс разработки включает следующие этапы:

-         разработка прогнозов экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов;

-         составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;

-         разработка проекта законов о бюджете;

представление пакета документов в законодательные органы.

Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Составление проекта бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Для современного и качественного составления проекта бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения из финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц[6].

Сведения, необходимые для составления проекта бюджетов – это сведения:

-         о действующем на момент начала составления проекта бюджета налоговом законодательстве;

-         о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;

-         о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;

-         о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.

Составление бюджета основано на:

-         Бюджетном послании Президента РФ;

-         прогнозе социально-экономического развития страны на финансовый год;

-         основных направлениях бюджетной и налоговой политики на финансовый год;

-         прогнозе сводного финансового баланса по стране на финансовый год;

-         плане развития государственного или муниципального сектора экономики страны на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами). Планирование бюджетов строится на базе:

-         законодательных и нормативных материалов представительных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления;

-         финансовых планов исполнительных органов власти, министерств и ведомств РФ и административных образований;

-         финансовых планов предприятий и организаций государственного сектора;

-         плановых материалов государственных финансовых институтов – МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фондов и т.д.;

-         программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-территориальных образований;

-         программ и прогнозов финансовой деятельности предприятий и организаций негосударственного сектора;

-         других законодательных, нормативных и статистических материалов.

Конечными задачами бюджетного планирования являются:

-         определение поступлений бюджета по отдельным источникам и общей суммы поступлений;

-         определение расходов бюджета по отдельным разделам и общей суммы расходов;

-         максимальное выявление резервов и источников государственных средств;

-         рациональное распределение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между отдельными бюджетами, обеспечение сбалансированности бюджетов;

Информация о работе Бюджетный процесс РФ