Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа
В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие бюджетного процесса 4
1.2. Участники бюджетного процесса
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….......…………………………….……………………
2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса
2.2. Формирование проекта бюджета
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
2.4. Организация исполнения бюджета
2.5. Отчет об исполнении бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…39
Главный распорядитель федерального бюджета — это орган государственной власти, распределяющий средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств.
Главный распорядитель бюджета субъекта РФ или местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, распределяющий бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств.
Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств.
На федеральном уровне участниками бюджетного процесса России являются:
- Президент РФ;
- Государственная Дума Федерального Собрания РФ;
- Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
- Правительство РФ;
- орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (Минфин РФ);
- орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета (Федеральное казначейство);
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
- Банк России;
- Счетная палата РФ;
- государственные ВБФ;
- распорядители и получатели бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством РФ возложены бюджетные, налоговые и другие полномочия.
Министерство финансов РФ обладает следующими основными бюджетными полномочиями:
- составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных ВБФ;
- осуществляет методическое руководство по составлению и исполнению федерального бюджета, а также по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц;
- составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
- разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
- разрабатывает программы и механизм государственных заимствований РФ;
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, инвестиций, ссуд, кредитов и государственных гарантий;
- осуществляет учет государственного долга РФ и управление им;
- исполняет федеральный бюджет;
- осуществляет контроль исполнения федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих соглашений;
- составляет отчет об исполнении федерального и консолидированного бюджетов РФ, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;
- ведет сводный реестр распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
Министр финансов РФ разрешает:
- утверждение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- утверждение лимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей;
- предоставление бюджетных ссуд из средств федерального бюджета;
- введение режима сокращения расходов федерального бюджета при недостатке поступлений до 5% утвержденных;
- перемещение ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ в пределах 10% утвержденных расходов;
- осуществление и отмену блокировки расходов.
Министр финансов РФ имеет право:
- запретить главным распорядителям изменять целевое назначение бюджетных средств в пределах сметы;
- назначить в федеральные исполнительные органы и бюджетные учреждения уполномоченных по федеральному бюджету при нецелевом использовании бюджетных средств;
- запретить распорядителям и получателям бюджетных средств осуществление отдельных расходов.
Минфин РФ несет ответственность:
- за своевременность составления и соответствие бюджетной росписи утвержденному бюджету;
- соблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, кредитов, государственных гарантий и бюджетных инвестиций;
- введение режима сокращения расходов бюджета.
Для обеспечения правильного и своевременного формирования проектов бюджетов Минфин РФ, финансовые департаменты разрабатывают организационные планы работ по составлению и рассмотрению финансовых планов, смет и проектов, которые утверждаются приказами руководителей финансовых структур. Основная работа по составлению бюджетов ложится на финансово-бюджетные структуры (департаменты, управления, отделы). За решение отдельных вопросов ответственность также несут МНС РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, ГТК РФ, другие ведомства и структуры.
Организация бюджетного процесса является важнейшим звеном бюджетного менеджмента. Чем полнее и обоснованнее организационная работа, тем эффективнее осуществляется бюджетный процесс.
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса
2.2. Формирование проекта бюджета
Особую роль в бюджетном процессе играет стадия формирования бюджета: в ней отражается смысл действующего государственного социально-экономического устройства и главное содержание финансового плана страны.
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития страны.
Организация формирования бюджетного процесса включает:
- определение субъектов (участников) бюджетного процесса и их полномочий;
- установление объектов (денежных потоков и фондов) бюджетного процесса;
- составление планов формирования бюджетного процесса в целом и его отдельных компонентов.
Цель разработки проектов бюджетов – формирование бюджетного пакета материалов (проекты бюджетов и необходимые документы).
Процесс разработки включает следующие этапы:
- разработка прогнозов экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовки сводных финансовых балансов;
- составление и оглашение бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
- разработка проекта законов о бюджете;
представление пакета документов в законодательные органы.
Составление проекта бюджета является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Составление проекта бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Для современного и качественного составления проекта бюджетов финансовые органы получают необходимые сведения из финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ и от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц[6].
Сведения, необходимые для составления проекта бюджетов – это сведения:
- о действующем на момент начала составления проекта бюджета налоговом законодательстве;
- о предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы;
- о видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы на другой;
- о нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Составление бюджета основано на:
- Бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе социально-экономического развития страны на финансовый год;
- основных направлениях бюджетной и налоговой политики на финансовый год;
- прогнозе сводного финансового баланса по стране на финансовый год;
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики страны на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на государственные или муниципальные услуги, а также в соответствии с другими нормами (нормативами). Планирование бюджетов строится на базе:
- законодательных и нормативных материалов представительных и исполнительных органов власти РФ, субъектов РФ и местных органов самоуправления;
- финансовых планов исполнительных органов власти, министерств и ведомств РФ и административных образований;
- финансовых планов предприятий и организаций государственного сектора;
- плановых материалов государственных финансовых институтов – МНС РФ, ГТК РФ, государственных внебюджетных фондов и т.д.;
- программ и прогнозов социально-экономического развития РФ и административно-
- программ и прогнозов финансовой деятельности предприятий и организаций негосударственного сектора;
- других законодательных, нормативных и статистических материалов.
Конечными задачами бюджетного планирования являются:
- определение поступлений бюджета по отдельным источникам и общей суммы поступлений;
- определение расходов бюджета по отдельным разделам и общей суммы расходов;
- максимальное выявление резервов и источников государственных средств;
- рациональное распределение доходов и расходов консолидированного бюджета РФ между отдельными бюджетами, обеспечение сбалансированности бюджетов;