Бюджетный процесс РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И МЕХАНИЗМЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Понятие бюджетного процесса 4
1.2. Участники бюджетного процесса
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………….......…………………………….……………………
2.1. Сущность, задачи и этапы бюджетного процесса
2.2. Формирование проекта бюджета
2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
2.4. Организация исполнения бюджета
2.5. Отчет об исполнении бюджета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…39

Работа содержит 1 файл

Курсовий,.doc

— 1.71 Мб (Скачать)

-         создание системы бюджетных резервов РФ и административно-территориальных образований;

-         проведение контроля финансовой деятельности экономических субъектов.

В качестве основных методов бюджетного планирования используют балансовый, программно-целевой, нормативный и экономико-математические методы. Качество планирования во многом зависит от соблюдения принципов бюджетного планирования: научности, непрерывности планирования, реальности и объективности, учете административно-территориальных особенностей развития регионов. Научность заключается прежде всего в применении системы рациональных методов планирования, научно обоснованных норм жизнедеятельности людей, а также системы прогнозов и программно-целевого метода.

При составлении бюджета распорядителям и бюджетным учреждениям устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости от цели их функционирования. При этом выделение средств определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу услуг и задания на услуги.

План развития государственного или муниципального сектора экономики включает:

-         перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий;

-         программу приватизации и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;

-         сведения о предельной штатной численности работников по главным распорядителям бюджетных средств.

В план развития федерального сектора экономики включается план государственных или муниципальных услуг бюджетных учреждений. При составлении бюджетов особое значение имеют долгосрочные целевые программы. Они разрабатываются органами исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и подлежат утверждению соответствующими законодательными органами.

Долгосрочная целевая программа содержит:

-         технико-экономическое обоснование;

-         прогноз ожидаемых социально-экономических и экологических результатов реализации программы;

-         наименование заказчика программы;

-         сведения об объемах и источниках финансирования по годам;

-         другие документы и материалы, необходимые для утверждения.

В проекте закона о бюджете указываются основные характеристики бюджета: объемы доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета, а также ряд других показателей:

-         прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ;

-         нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых другим бюджетам;

-         расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ;

-         общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

-         расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

-         объемы финансовой помощи другим бюджетам;

-         распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств.

В проекте устанавливаются лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного года.

В проекте закона о бюджете определяются:

-         источники финансирования дефицита бюджета;

-         верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным годом, а также другие предельные значения с указанием, в том числе, предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям;

-         верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным;

-         пределы, объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-         пределы государственных кредитов зарубежным субъектам;

-         предел предоставления государственных гарантий третьим лицам.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета служат:

-         объем и темп роста ВВП на очередной год;

-         уровень инфляции (декабрь очередного года к декабрю текущего года).

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Бюджетном послании Президента РФ. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета определяются Правительством РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития РФ, положенного в основу перспективного финансового плана[7].

Перспективный финансовый план – это документ, формируемый одновременно с проектом бюджета на финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета[8].

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года:

-         первый год – это год, на который составляется бюджет;

-         следующие два года – это плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

В проекте федерального бюджета также определяются соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальными размерами пенсий по старости, стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.

Далее Министерство финансов РФ организует разработку:

-         проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

-         проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проектировки основных показателей федерального бюджета разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ и прогноза Сводного финансового баланса по территории РФ.

Первый этап формирования федерального бюджета – это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

Министерство финансов осуществляет разработку характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределение расходов федерального бюджета, рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

Министерство финансов в двухнедельный срок со дня принятия Правительством РФ характеристик федерального бюджета на финансовый год и распределении расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ:

-         направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;

-         уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенную законодательством РФ[9].

Второй этап формирования федерального бюджета – это распределение федеральными органами исполнительной власти объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или о их поэтапном введении.

Уполномоченный орган исполнительной власти формируем перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

К проекту бюджета на очередной год прикладываются:

-         прогноз социально-экономического развития территории на очередной финансовый год;

-         основные направления бюджетной и налоговой политики территории на очередной финансовый год;

-         прогноз сводного финансового баланса территории на очередной финансовый год;

-         прогноз консолидированного бюджета территории на очередной финансовый год;

-         адресная инвестиционная программа на очередной год;

-         план развития государственного или муниципального сектора экономики;

-         структура государственного или муниципального долга и программа заимствований на очередной год для покрытия дефицита бюджета;

-         оценка потерь бюджета от налоговых льгот;

-         оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий год;

-         другие документы и материалы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ.

 

 

 

 

2.3. Рассмотрение и утверждение бюджета

 

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета – один из наиболее социально значимых процессов в жизнедеятельности общества и особенно государственных структур. Поскольку бюджет – главный финансовый план страны, его принятие непосредственно затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных лиц. Порядок рассмотрения и утверждения проекта закона о федеральном бюджете определяется Бюджетным кодексом РФ.

Рассмотрение и утверждение бюджета — стадия бюджетного процесса, которая относится к компетенции соответствующих законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления. На этой стадии реализуется их право бюджетной инициативы, дается оценка представленного исполнительными органами власти проекта бюджета на очередной финансовый год. Бюджетная инициатива представляет собой право законодательных органов и других субъектов права законодательной инициативы вносить изменения в проект бюджета, а также предлагать проекты законов, касающиеся бюджетной сферы.

Успешное рассмотрение и утверждение бюджета невозможно без соблюдения определенных требований, характеризующих взаимоотношения законодательных (представительных) органов власти и органов исполнительной власти в бюджетном процессе:

-         учет временного фактора: отведение достаточного периода времени для обсуждения проекта бюджета в представительном органе; принятие бюджета до начала планируемого года с тем, чтобы у исполнительных органов власти не было возможности бесконтрольно использовать бюджетные средства в период до утверждения бюджета; введение временного управления бюджетом в том случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, что ограничивает возможности бюджетополучателей, поскольку финансирование расходов осуществляется исходя из показателей, сложившихся в предшествующем году;

-         представление в законодательный орган власти проекта бюджета, тщательно разработанного, прозрачного, с необходимыми сведениями: отчетом правительства; заключением органа внешнего финансового контроля (Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и муниципальных образований); докладами и заключениями независимых экспертов о финансовом положении; компетентное и беспристрастное отображение бюджетного процесса в средствах массовой информации; возможность подробного изучения предложений правительства о тех или иных расходах, эффективности намечаемых программ;

-         творческое сотрудничество парламента и правительства, создание согласительных комиссий для преодоления возникших разногласий по предметам чтений. Исполнительные органы власти должны давать объективную оценку в своих заключениях на предложения законодательных органов власти об увеличении объема расходов с точки зрения полезности и финансовой возможности их осуществления. Необходимо неукоснительно соблюдать правила принятия новых расходов только при условии указания источника их покрытия или перераспределения существующих расходов. Кроме того, право вето органов исполнительной власти всех уровней на принятый представительными органами власти закон о бюджете консолидирует их действия на выработку оптимального бюджета;

Информация о работе Бюджетный процесс РФ