Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа
Государственный бюджетный контроль является неотъемлемым элементом экономической системы стран с рыночными отношениями и демократическим социальным устройством, который призван обеспечить предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Необходимость и сущность бюджетного контроля, его специфика
2. Организация контроля за формированием доходов бюджета и целевым расходованием бюджетных средств, оценка его результативности
3. Пути совершенствования бюджетного контроля в контексте мирового опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Особое внимание следует уделить обеспечению выполнения органами Комитета государственного контроля такой функции, как контроль за:
- соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;
- исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственной собственности;
- соблюдением актов законодательства в области инвестиционной деятельности, использования государственных ресурсов;
- соблюдением законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств, а также получение, расходование, учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, черных и цветных металлов;
- соблюдением участниками рынка ценных бумаг законодательства при выпуске, размещении и обращении ценных бумаг, соблюдением законодательства, регулирующего порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и валютных операций на территории Республики Беларусь;
- соблюдением ценовой политики государства и поставки товаров для государственных нужд и т.д.
Выполнение этих функций на каждом этапе деятельности прежде всего связано с изучением и использованием (применением) национального законодательства. Создание и сопровождение Национальным центром правовой информации государственной системы правовой информации (ГСПИ) позволило на значительно более высоком уровне выполнять функции по контролю за исполнением законодательства в тех или иных сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Созданная на основе ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь (как системы учета и опубликования нормативных правовых актов) ГСПИ постоянно совершенствуется. Основным ядром этой системы является эталонный банк данных правовой информации (ЭБДПИ), насчитывающий уже более 45 тысяч документов и имеющий статус информационного ресурса государственного значения. То обстоятельство, что государственная политика в сфере правовой информатизации направлена на организацию формирования информационных ресурсов, стимулирование разработки современных информационных технологий и регулирование отношений в сфере информатизации через инвестиционную, налоговую и бюджетную политику, говорит о значении, которое придается развитию процессов правовой информатизации нашего государства. В этой связи необходимо отметить, что этот главный государственный информационный ресурс постоянно совершенствуется и позволяет иметь всем заинтересованным исчерпывающую информацию по национальному законодательству, в том числе и по решениям местных органов власти. Использование этих ресурсов в практической деятельности органов Комитета государственного контроля позволяет осуществлять ее с максимальной эффективностью и принимать адекватные решения в соответствии с законодательством. На сегодняшний день в распоряжении контролирующих органов находится 64 базы данных, в том числе базы данных национального законодательства и законодательства РФ, база данных проектов законов Республики Беларусь, база данных «Эталон», базы данных распоряжений Президента Республики Беларусь и Главы Администрации Президента Республики Беларусь, базы данных распоряжений Правительства и Премьер-министра Республики Беларусь.
Осуществление органами Комитета государственного контроля правоприменительной практики в процессе проведения проверок (ревизий) и контроля в области финансовых, налоговых и иных отношений позволяет выявить необходимость правового регулирования тех или иных правоотношений на основе анализа взаимодействия объективных и субъективных факторов. В случае появления потребности в урегулировании общественных отношений Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» определены полномочия Председателя Комитета государственного контроля по внесению предложений о совершенствовании законодательства.
Для изучения правотворческой деятельности в республике налажено также информационное обеспечение правовой информацией о проектах законов. Созданный в НЦПИ компьютерный банк данных проектов законов Республики Беларусь (КБДПЗ) позволяет получать информацию о разрабатываемых проектах законов и стадиях их готовности, а также разработчиках проекта и сопроводительных документах к проекту. Таким образом, создаются все предпосылки для активного участия контролирующих органов в нормотворчестве и реализации своих полномочий.
Многогранность возложенных на Комитет государственного контроля полномочий и задач включает также и контроль поручений, содержащихся в декретах, указах, распоряжениях и других решениях Президента Республики Беларусь, как по требованию Президента Республики Беларусь, так и по собственной инициативе. Разработанные в НЦПИ базы данных распоряжений Президента Республики Беларусь позволяют иметь и анализировать эту информацию. Для совершенствования информационного наполнения этой базы данных и удовлетворения информационных потребностей органов Комитета государственного контроля НЦПИ организовало включение в базу данных протоколов поручений Президента Республики Беларусь, что позволяет готовить информацию для Президента Республики Беларусь об исполнении его поручений.
Решение задач государственного контроля базируется также на проведении информационно-аналитической деятельности. Осуществление этой деятельности должно основываться на комплексном решении информационно-аналитических задач с использованием информационно-аналитических автоматизированных систем сбора, обработки и анализа различных данных, в том числе данных статистической отчетности. Основными задачами информационно-аналитической деятельности являются:
- мониторинг социально-экономического развития Республики Беларусь;
- информационное обеспечение деятельности органов государственного контроля;
- создание комплексных автоматизированных информационно-аналитических систем и разработки технологии сбора, обработки, хранения, использования и предоставления информации;
- создание соответствующей информационно-коммуникационной среды передачи данных;
- организации межгосударственного обмена определенными видами информации.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджет РБ является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей белорусской экономики.
Специфика современных задач в сфере бюджетного совершенствования состоит в том, что государственный бюджетный контроль не должен ограничиваться лишь решением задач контроля за бюджетной дисциплиной, законностью и целевым расходованием бюджетных средств. Внедрение рыночных систем бюджетного управления, характерными чертами которых являются ориентация на конечные результаты и стремление к полной и комплексной оценке затрат, требует разработки и внедрения действенных систем контроля. В новых условиях государственный бюджетный контроль должен быть нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса и всех уровнях бюджетной системы.
Совершенствование бюджетного процесса представляет собой важнейшую составную часть необходимых преобразований, направленных на повышение эффективности использования государственных средств. В настоящее время бюджетный контроль всех уровней — осуществляется в значительной мере изолированно от других составляющих элементов бюджетного процесса. Контроль за исполнением бюджета остается в настоящее время в значительной степени за рамками бюджетного цикла. Контролирующие органы работают обособленно от министерств и ведомств, отвечающих за разработку бюджета государства. В то же время, выводы из результатов бюджетного контроля о результативности использования бюджетных ресурсов требуют их обязательного использования на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле.
Таким образом, в сфере государственного бюджетного контроля сконцентрирован большой и важный круг задач, решение которых требует научного обоснования теоретических и практических подходов к формированию эффективной системы государственного бюджетного контроля, формулирования конкретных путей ее оптимизации, анализа возможностей использования современных механизмов и инструментов, обеспечивающих экономное использование государственных ресурсов, в частности, аудита эффективности государственных расходов, разработки методического инструментария оценки деятельности контрольных органов с точки зрения их эффективности.
Таким образом, исходя из вышерассмотренного можно сделать вывод о том, что формы и методы контроля образования доходов и расходование бюджетных средств бюджета трансформируются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди которых первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил и производственных отношений, финансовой науки. Значительное влияние на доходы и расходы оказывает также сложившаяся экономическая и социальная ситуация, политика и приоритеты развития общества на данном этапе, стратегия и тактика достижения намеченных целей и др. Однако, в любом случае, главным назначением мобилизационных доходов является формирование устойчивой финансовой базы, позволяющей органам государственной власти всех уровней осуществлять общегосударственные и региональные потребности. Назначение доходов – покрытие расходов бюджета. Вместе с тем, следует найти такие формы финансовых взаимоотношений с хозяйствующими субъектами и населением, методы изъятия в доходную часть бюджета, которые стимулировали бы повышение производительности труда, рациональное использование ресурсов, и как следствие – увеличение поступлений. В этом заключается фискальная и стимулирующая функции доходов, обеспечивающие расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета. Во всех цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов являются налоги, займы, эмиссии. Соотношение между данными методами неодинаково в разные периоды развития страны.
На основе обобщения результатов анализа теории и практики организации системы государственного бюджетного контроля, обоснования концепции формирования системы государственного бюджетного контроля предложены следующие направления оптимизации данной системы: совершенствование нормативно-правового обеспечения; реформирование организационной структуры;; использование информационных технологий и специализированного программного обеспечения; повышение качества методической базы, повышение уровня квалификации и профессионализма сотрудников контрольных органов; мониторинг экономического эффекта деятельности бюджетного учреждения и установление действенных мер санкционирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белорусский экономический журнал - 2006-№12-с.23
2. Вахрин П.И. Бюджетная система : Учебник / П.И. Вахрин – М. “Дашков и К”. 2006 – С.343
3. Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук,
Мн., 2004,240с.
4. Енин Ю.И., «Система бюджетно-налоговой и денежно-кредитной
политики в Республике Беларусь», Мн.,2004,99с.
5. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год» и комментарии к
нему//-2004-№7-с.43.
6. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» и комментарии к
нему// - 2006-№47-с.62.
7. Закон «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» и комментарии к
нему//- 2007-№15с.32.
8. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах взимаемых в бюджет
Республики Беларусь» - 2007-№4-с.59.
9. Бюджет – 2005: ориентация на стабильность и оптимизацию расходов / Е.Е. Смирнов // Аудитор. – 2005. - №1. – 35 с.
10. Василевская Т.И. Унификация налоговых систем: не все так просто / Национальная экономическая газета. 2006.13 декабря(№53).с7.
11. Гюрджан В. А. и др. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях. – Мн.: ПЧУП «Светоч», 2006. – 256 с.
12. Государственные финансы: Учебное пособие/Г.К. Мультан, Е.Ф. Киреева, О.А. Пузанкевич и др.; Под ред. Г.К. Мультана. - Мн.: БГЭУ, 2005.- 166с.
13. Дадалко В.А. «Проблемы, опыт и перспективы реформирования экономики и общества» Мн:Армита, 2006.218с.
14. Ермолович М. Бюджет 2006 года: исполнение доходной части // Финансы, учет, аудит: 2006. №6. с. 11 – 13
15. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 20006 год».
16. Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» от 18.11.2004 N 339-З (с изм. от 21.02.2006) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 06.12.2004. N 189. 2/1088.
17. Киселев С.А. Основные направления совершенствования налоговой системы Республики Беларусь // Экономика, финансы, управление: январь 2006. №1. с. 9- 11.
18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.
19. Песчанских Г.В. Пути сохранения доходов бюджета при снижении ставок налоговых платежей // Финансы и кредит: 2005. №4. с. 55 – 56.
20. Сверж А. Бюджет: результаты полугодия и контуры предстоящего года. / Финансы, учет, аудит. – 2006. -№8. – с. 3 – 4.
21. Курайши Е.В. Итоги работы налоговой службы за 9 месяцев 2006 г., Вестник министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, октябрь 2006 г., №40(89), ст. 4-5.
Информация о работе Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе