Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа
Государственный бюджетный контроль является неотъемлемым элементом экономической системы стран с рыночными отношениями и демократическим социальным устройством, который призван обеспечить предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.
ВВЕДЕНИЕ
1. Необходимость и сущность бюджетного контроля, его специфика
2. Организация контроля за формированием доходов бюджета и целевым расходованием бюджетных средств, оценка его результативности
3. Пути совершенствования бюджетного контроля в контексте мирового опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Практическое применение частной методики определяется:
- уровнем бюджета, который исследуется;
- количеством и качеством данных, которые обеспечат наиболее полную информацию по анализируемому вопросу, способами их проверки;
- видами необходимых группировок и расчетов, аналитических таблиц;
- предположительными выводами, которые могут последовать по результатам анализа.
Обработка экономической информации в процессе анализа исполнения бюджета осуществляется в следующей последовательности: сводка, группировка, сравнение, разложение, синтез. Важнейшим приемом анализа является группировка, представляющая изучаемые показатели в виде однородных групп. Показатели исполнения бюджета, сгруппированные по качественно однородным признакам, оформляются, как правило, в виде системы аналитических таблиц.
Группировка подразделяется на основные (по видам бюджетов, по целевому направлению, по объектам затрат), комбинированные и вспомогательные. Используя метод группировок, можно выявить зависимость между отдельными факторами и результатами исполнения бюджета. Сопоставимость сравниваемых показателей исполнения бюджета достигается путем расчета средних и относительных величин. Однако необходимо иметь в виду, что средние величины сглаживают индивидуальные различия, а поэтому должны быть дополнены анализом абсолютных данных, на основе которых они рассчитывались.
Каждый из приемов анализа имеет важное значение, но конкретность и действенность выводов экономического анализа зависят, прежде всего, от комплексного применения методических приемов. Дополняя друг друга, они способствуют раскрытию сложных связей и зависимостей, возникающих между различными показателями в процессе исполнения по доходам и расходам. Такой анализ предусматривает изучение не только отдельных сторон производства и отдельных результативных показателей, но и систематическое изучение экономики предприятия, показателей и факторов производства, а также комплексное выявление резервов, как по отдельным аналитическим показателям, так и по наиболее общим результативным показателям [25].
Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части бюджета - изыскание резервов доходов, т.е. увеличения контингентов республиканских и местных налогов, их собираемости.
Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные в бюджете, в соответствии с бюджетной росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом; по видам расходов; по нижестоящим бюджетам; по отдельным разделам, видам бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований; проверяется целевой характер расходования бюджетных средств; оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах.
Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, ведомствами, другими структурами, используются для:
- объективной оценки результатов исполнения бюджета;
- выявления причин отклонений от утвержденных показателей;
- разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов укрепления доходной базы бюджетов, обеспечение поступления в установленный срок платежей по каждому бюджету;
- обеспечения своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов;
- укрепления финансовой дисциплины;
- совершенствования нормативной базы, используемой при формировании доходов и расходов бюджета;
- выработки предложений по совершенствованию бюджетной процедуры, межбюджетных отношений.
Важнейшие требования, предъявляемые к анализу исполнения бюджета: комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей бюджетной, статистической, ведомственной информации.
Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета поквартально и за год. Записка, вместе с тем, является своеобразным отчетом о работе соответствующего финансового органа, так как отражает меры, принятые для выполнения бюджета по доходам и расходам, выявленные резервы, мероприятия по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины. Аналитические таблицы обычно отражают показатели утвержденного и уточненного бюджета по причинам их образования и другие сведения, характеризующие анализируемые показатели. Круг показателей аналитических таблиц устанавливается в зависимости от задач анализа.
Научно обоснованное и всестороннее проведение бюджетного анализа служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РТ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.
Органы, уполномоченные для осуществления контроля за расходованием бюджетных средств, имеют право:
- проводить ревизии и проверки;
- получать письменные и устные объяснения от должностных лиц и граждан при проведении ревизий и проверок;
- направлять предписания и представления по результатам проведенной ревизии или проверки в республиканские органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководителям объекта контроля, вышестоящие органы объекта контроля;
- принять по согласованию с соответствующим органом решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций на проверяемом объекте в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения предписаний органов, уполномоченных для осуществления государственного контроля за расходованием бюджетных средств, создания препятствий для проведения ими ревизии или проверки.
В случае выявления нарушений, за которые может быть предусмотрена уголовная ответственность, органы, уполномоченные для осуществления государственного контроля за расходованием бюджетных средств, обязаны передать материалы ревизии или проверки в правоохранительные органы, а также информировать государственный орган или должностное лицо, назначившее проверку.
Государственный бюджет для выполнения своей роли в процессе общественного воспроизводства должен располагать устойчивой базой. С этой целью в бюджет изымается часть доходов юридических и физических лиц. Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней.
Материальной основой доходов государственного бюджета является национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его регионов. В бюджете аккумулируется основная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/ 3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета. Исполнить бюджет по доходам – это, значит, мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы[33,c.28].
Контроль бюджета по доходам и расходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов и расходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов и расходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Одним из важных аспектов контроля исполнении бюджета является обеспечение потенциальных потребностей страны реальными источниками финансовых ресурсов. Политика государств в сфере финансов должна способствовать наполнению бюджета доходами при одновременном укреплении фундамента для устойчивого экономического развития и национальной независимости. Для стран, ориентированных на рыночную экономику, основным доходным источником являются налоги. Они в наибольшей мере влияют и на экономический потенциал государства, и на его положение в мировом сообществе.
Для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве государственный бюджет должен располагать устойчивой материальной базой. Поэтому структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части:
- доходная, в которой перечисляют все поступления в бюджет и их источники;
- расходная, в которой перечисляют расходы бюджета и потребителей бюджетных средств.
В странах с развитой рыночной экономикой государственные доходы составляют значительную часть валового внутреннего продукта (ВВП) и оказывают сильное влияние на его перераспределение и расширенное воспроизводство. В среднем они равняются в странах ОЕСР от 30% до 44% ВВП. Государственные доходы, рассчитанные по структуре ВВП, показывают не только отношение перераспределения, но и роль государства в воспроизводстве. Доля стоимости, привлеченная путем государственных закупок и капиталовложения возвращается в процесс производства. Вторая доля стоимости, привлеченная государством, тратится на цели, которые хоть и не связаны с производством, но оказывают на него значительное влияние. Государственные доходы показывают движение денежных средств от разных слоев общества к государству. То, что для государства является доходом, для широких слоев населения является затратами. Государственные доходы на 85-92 % формируются за счет налогов, неналоговые доходы (преимущественно доходы государственных предприятий и собственности) составляют от 3 до 13 % и республиканский кредит – от 0,5-4 % их общего объема [14,c.45].
Увеличение доходной части бюджета Республики Беларусь является одной из важнейших задач всех органов государственной власти на ближайшую и более отдаленную перспективу.
Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» установлено, что в 2006 году доходы республиканского бюджета составляют 25 508 162 084 тыс. руб. и формируются за счет:
1. налоговых поступлений, в размере 16 328 164 650,0 тыс. руб., в том числе:
1.1. налогов на доходы и прибыль (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска в размерах, в бюджеты областей – 50 процентов, в бюджет г. Минска – 36,2 процента);
1.2 чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
1.3. налога на добавленную стоимость (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г. Минска в размерах, 30 процентов, в том числе в бюджеты: Брестской области – 4,47 процента, Витебской – 3,99, Гомельской – 4,59, Гродненской – 3,48, Минской – 4,53, Могилевской области – 3,54, г. Минска – 5,4 процента);
1.4. акцизов (за исключением акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г. Минска, к ним относятся акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным (кроме акцизов на указанные товары, взимаемых при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических зон);
1.5. таможенных пошлин и таможенных сборов;
1.6. экологического налога (за исключением экологического налога, зачисляемого в бюджеты областей и г. Минска в части платежей за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов и платежей за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти);
1.7. налогов, сборов и иных платежей, перечисляемых в республиканский бюджет;
1.8. других налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2. неналоговых поступлений, в размере 1 044 080 434,0 тыс. руб., в том числе:
2.1. за пользование банками денежными средствами республиканского бюджета;
2.2. по бюджетным займам, предоставленным за счет средств республиканского бюджета;
2.3. дивидендов на доли (акции), находящиеся в республиканской собственности;
2.4. части прибыли, уплачиваемой организациями в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
2.5. арендной платы от сдачи находящегося в республиканской собственности имущества;
2.6. от реализации материальных и нематериальных активов;
2.7. от реализации конфискованного и иным способом обращенного в доход государства имущества;
2.8. штрафов, налагаемых таможенными органами за совершение административных правонарушений;
Согласно Закону налоговые доходы в составе всех доходов имеют наибольшую величину – 16 328 164 650 тыс. руб., что составляет 64,01 %. Далее идут взносы на государственное социальное страхование – 8 135 917 000 тыс. руб. (31,9 %) и самый меньший размер имеют неналоговые доходы – 1 044 080 434 тыс. руб. (Приложение А).
Если рассматривать отдельно налоговые доходы, то здесь наибольший удельный вес имеют: налог на добавленную стоимость – 28 % от всех налоговых доходов; налоги и сборы из выручки от реализации товаров (работ, услуг) – 17,5 % и акцизы – 14,1 %.
Так, по итогам контрольной работы за январь-сентябрь 2006 года в бюджет Республики Беларусь поступило почти 20,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,7 процента, или на 1,5 трлн. рублей, превышает уровень соответствующего периода 2005 года. Доведенные плановые назначения выполнены на 101,6 процента, дополнительно в государственную казну поступило 328,6 млрд. рублей (Приложение Б).
За счет контролируемых налоговой службой поступлений сформировано 82,2 процента доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, в том числе 73,0 процента доходов республиканского бюджета и полностью доходы местных бюджетов.
Превалирующую массу поступлений, контролируемых налоговыми органами, традиционно формируют плательщики г. Минска (36,7 процента). Далее следуют Гомельская (17,3 процента), Витебская (14,6 процента) и Минская (9,8 процента) области (Рисунок 2.1).
Информация о работе Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе