Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджетный контроль является неотъемлемым элементом экономической системы стран с рыночными отношениями и демократическим социальным устройством, который призван обеспечить предоставление обществу объективной информации об использовании государственных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Необходимость и сущность бюджетного контроля, его специфика
2. Организация контроля за формированием доходов бюджета и целевым расходованием бюджетных средств, оценка его результативности
3. Пути совершенствования бюджетного контроля в контексте мирового опыта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

Копия бюджетнариа контроль.doc

— 350.50 Кб (Скачать)

На долю остальных регионов республики приходится чуть более 21 процента всех контролируемых налоговой службой платежей.

По видам плательщиков налогов и сборов основную часть налоговых поступлений в бюджет обеспечивают юридические лица (96,0 процента всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц сформировано 2,8 и 1,2 процента всех поступлений соответственно.

Среди юридических лиц наибольший объем налоговых платежей приходится на государственные и приравненные к ним организации, которые обеспечивают 66,7 процента всех налоговых поступлений и по-прежнему являются основополагающим и наиболее стабильным звеном в формировании бюджета Республики Беларусь. При этом темп роста поступлений от данных организаций за январь-сентябрь 2006 года составил 101,2 процента.

 

 

 Рисунок. 2.1 «Роль регионов в формировании доходов бюджета, контролируемых налоговой службой, за январь-сентябрь 2006 года».

П р и м е ч а н и е. Источник: [21, с. 4]

 

В разрезе органов государственного контроля основной вклад в формирование поступлений, контролируемых МНС, – более 40 процентов - обеспечивают организации 6 ведомств: концерна «Белнефтехим» - 16,2 процента всех поступлений, Министерства энергетики (10,9 процента), Министерства промышленности (5,9 процента), концерна «Белгоспищепром» (4,1 процента), Министерства архитектуры и строительства (2,8 процента) и Министерства связи (2,0 процента).

Величина налоговых поступлений увеличилась по организациям Министерства энергетики (темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 114,0 процента), Министерства архитектуры и строительства (112,2 процента), Министерства связи (105,6 процента), концерна «Белгоспищепром» (101,6 процента).

Вместе с тем отмечается снижение налоговых платежей организациями, подведомственными концерну «Белнефтехим» (темп роста – 96,1 процента) и Министерству промышленности (96,5 процента). Такая динамика объясняется расширением экспортного потенциала предприятий реального сектора экономики и, соответственно, ростом величины оборотов, облагаемых НДС по ставке «0» процентов.

В структуре доходов консолидированного бюджета значительную долю – 87,1 процента от общей суммы поступлений, контролируемых налоговыми органами, занимают: налог на добавленную стоимость (19,9 процента), налоги на прибыль и доходы (14,6 процента), платежи из выручки от реализации продукции (13,0 процента), акцизы (12,0 процента), подоходный налог (10,4 процента), отчисления в инновационные фонды (6,6 процента), налог на  недвижимость (3,8 процента), платежи от фонда заработной платы (2,9 процента), экологический налог (2,3 процента), земельный налог (1,6 процента) (Рисунок 2.2).

 

Рисунок.2.2. Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь, контролируемых налоговыми органами, в разрезе видов налогов за январь-сентябрь 2006 года.

П р и м е ч а н и е. Источник: [21, ст.5]

 

По большинству отмеченных доходных источников обеспечено выполнение доведенных плановых заданий и положительная динамика поступлений.

По результатам контрольных органов доходы 2006 года, по сравнению с 2005, увеличились на 39,7% и составили 25 508 162 084 тыс. руб. Данный рост связан с увеличением налоговых доходов на 24,81 п.п. или 64,01% всех доходов бюджета. Что в свою очередь связано с ростом такого источника как «Налоги на товары и услуги», который составил 63,6% налоговых доходов, а также в 2006 году в налоговые  доходы республиканского бюджета были включены обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости. Можно сказать, что рост налоговых доходов вызван также активизацией внешнеэкономической деятельности, а следовательно и увеличением поступлений в бюджет от данного вида деятельности. Доходы от ВЭД в 2006 году составили 12% налоговых поступлений и составили в абсолютной сумме 1 964 582 110 тыс. руб.

Неотъемлемым условием для успешного осуществления государством экономической и социальной политики является своевременное поступление финансовых ресурсов в доходную часть бюджета в полном объеме. В этих целях налоговыми органами республики ведется систематическая работа по обеспечению безусловного выполнения доведенных плановых назначений и мобилизации дополнительных поступлений за счет пресечения налоговых сокрытий.

В частности, за январь-сентябрь 2006 года проведены проверки соблюдения налогового и иного законодательства у 19,5 процента организаций и 18 процентов индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах. По итогам проверок выявлены нарушения у 70,4 процента проверенных организаций и 67 процентов индивидуальных предпринимателей. В результате таких контрольных мероприятий в бюджет дополнительно поступило 132,1 млрд. рублей.

Более детальный анализ структуры доходной части бюджета показывает,- что основную часть его доходов составляют косвенные налоги (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (без учета целевых бюджетных фондов), % к итогу

Доходы

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Доходы - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль и доходы

25,9

29,7

23,5

15,1

15,1

18,1

17,3

НДС

37,1

27,6

28,0

31,1

30,6

30,9

29,6

Акциз

9,0

12,1

7,9

13,3

13,2

12,2

14,6

Чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

8,4

7,7

7,8

5,1

3,1

2,5

2,9

Государственные налоги с населения

7,4

7,1

9,3

10,4

12,4

10,0

11,8

Продолжение таблицы 2.1

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1,6

6,9

5,7

8,2

7,5

6,7

6,6

Лесной доход

0,1

0,2

0,3

0,3

0,3

0,3

0,4

Госпошлина

0,2

0,3

1,0

0,6

0,6

0,5

0,5

Налог за пользование природными ресурсами

0,1

0,2

0,5

0,3

0,3

0,4

0,3

Налог на топливо

2,4

2,6

1,7

0,0

0,0

0,0

0,0

Налоги на собственность

1,1

1,2

3,4

4,5

.4,5

1,9

1,0

Из них

 

 

 

 

 

 

 

Налог на недвижимость

0,6

0,8

2,5

3,1

3,1

1,0

0,4

Платежи за землю

0,5

0,4

0,9

1,4

1,4

0,9

0,6

Поступления от реализации госсобственности

0,1

0,3

0,0

0,4

0,4

0,2

0,1

Прочие доходы

0,6

4,1

10,9

12,0

12,0

16,3

14,9

П р и м е ч а н и е. Источник: [20, с. 4]

Из табл. 2.3 видно, что ускоренный рост косвенных налогов, как и следовало, ожидать, привел к увеличению их доли в доходах бюджета. В частности, удельный вес акцизов вырос с 7,9% в 2001 г. до 14,6% в 2006г., т. е. почти в 2 раза; доля налога на добавленную стоимость в этом периоде изменялась незначительно: с 28% в 2001г. до 31,1% в 2003 г. и 29,9% в 2006г.

В целом косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности) составили по прогнозу на 2006 г. 50,8% доходов консолидированного бюджета.

Вместе с тем отмечается значительное сокращение доли налогов на собственность: с 4,5% в 2003—2004 гг. до 1% в 2006 г. Удельный вес налога на недвижимость, в доходах бюджета упал с 2,9% в 2003 г. до 0,4% в 2006 г., а платежей за землю — с 1,6 до 0,6% за соответствующий период.

Отсутствие сдвигов в плане рыночных реформ явилось причиной уменьшения в 4 раза доли поступлений от выкупа, акционирования, реализации государственной собственности - с 0,4% в 2003 г. до 0,1% в 2006г.

Формирование доходной части республиканского бюджета осуществляется в основном за счет платежей субъектов хозяйствования. Однако их доля постепенно понижается при одновременном росте платежей в бюджет физических лиц

Организация бюджетного процесса в настоящее время регулируется новой Конституцией Республики Беларусь, Законом "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах"; Законом "О налогах сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", Законом "О бюджетной классификации Республики Беларусь", налоговым законодательством и другим законодательными актами.

Кроме того, Министерством финансов республики утверждены "Правила составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использование".

В соответствии с указанными актами составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов.

Несмотря на то, что механизм создания доходной части бюджета сегодня выработан, в определенные моменты он оказывается недостаточно эффективным и требует корректировки.

Работа по формированию доходной части бюджета осуществляется по следующим направлениям:

•планирование контингентов всех видов доходов;
•распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренных законодательством;

•определение размеров финансовой помощи, предоставляемой
вышестоящими бюджетами нижестоящим (дотаций, субвенций, субсидий);

•формирование и распределение средств фонда финансовой поддержки  территорий   и   определение   размеров   трансфертов   для   выравнивания бюджетной обеспеченности регионов.

Контроль доходов и расходов бюджета осуществляется в несколько этапов. На первом этапе анализируются показатели предварительного исполнения доходной и расходной части бюджета (республиканского и местных) за текущий год. Проводится диагностика методов мобилизации государственных доходов.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2004 г. № 47 налоговыми органами проводится рейдовая работа с применением метода контрольных закупок, причем 84,1 процента этих проверок были результативными. В результате контрольных мероприятий доначислено налогов и применено экономических санкций на сумму 1,1 млрд. рублей, конфисковано по решениям судов товарно-материальных ценностей в размере 4,6 млрд. рублей [11, ст.4].

Также 10 мая 2007 г. состоялось заседание коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Коллегией рассмотрены результаты проверки эффективности использования средств бюджета, выделенных на научные разработки и подготовку научных кадров высшей квалификации в учреждениях министерств здравоохранения, образования, природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Отмечено, что в 2005–2006 гг. в республике выполнялись, соответственно, 23 и 26 государственных научно-технических программ, на финансирование которых использовано 141955,9 млн руб. бюджетных средств, в 118 учреждениях по 328 специальностям осуществлялась подготовка научных работников высшей квалификации. Вместе с тем, результаты проверки свидетельствуют, что Государственным комитетом по науке и технологиям, а также министерствами здравоохранения, образования, природных ресурсов и охраны окружающей среды не обеспечено в полном объеме эффективное использование выделенных в 2005–2006 гг. бюджетных ассигнований.

По результатам проверки (по состоянию на 07.05.2007 г.) возвращено в бюджет около 300,0 млн руб. средств, излишне полученных и использованных не по целевому назначению, к административной ответственности привлечены и оштрафованы 2 должностных лица, в дисциплинарном порядке наказаны 23 работника.

Проанализировав представленные материалы, коллегия Комитета госконтроля постановила отметить недостаточную работу ГКНТ и ряда заказчиков государственных научно-технических программ по обеспечению контроля за эффективным и целевым использованием бюджетных средств, выделенных на научные разработки, выполнением планов освоения научно-технической продукции и подготовкой научных кадров высшей квалификации. Сформулированы предложения по обеспечению возврата бюджетных средств и привлечению к ответственности виновных работников.

 

 


3. Пути совершенствования бюджетного контроля в контексте мирового опыта

 

 

Проблемы реорганизации государственного бюджетного контроля в существенной степени связаны с тем, что в ходе рыночного реформирования не удалось создать единую и эффективную систему контроля за движением государственных ресурсов. Получившая распространение в начальный пореформенный период точка зрения о том, что в условиях рынка контрольные функции государства должны ослабевать, нашла практическое выражение в свертывании государственного регулирования хозяйственных процессов, развале системы государственного контроля за финансовыми ресурсами государства, в частности, за бюджетными средствами.

Между тем развитие рыночных отношений вызывает не отмену государственного контроля за движением бюджетных ресурсов, а  необходимость перехода к качественно новым формам данного контроля, адекватным рыночной среде. Переход от командно-административной системы к рыночной экономике, сопровождаемый сменой форм собственности, определяет иные, экономические методы хозяйствования и схемы движения финансовых потоков. Внедрение принципов бюджетного федерализма и разграничения компетенции субъектов страны  формируют условия становления новой системы бюджетного контроля как основной стратегически важной отрасли государственного финансового контроля.

Контроль доходов и расходов бюджета можно и необходимо определять и за источниками доходов, то есть государственных доходов и расходов, и закрепленных за местными бюджетами других источников доходов. Решение этого вопроса должно идти через структурную перестройку доходов и расходов государства, только на основании такой перестройки можно обеспечить стабилизацию и сбалансирование как торгово-платежного баланса, так и бюджета государства.

В этом направлении предусматривают  пути:

во-первых, целеустремленная поддержка структурной перестройки наиболее важных для функционирования экономики отраслей и производств государственными средствами, кредитами, государственными гарантиями государственным инвесторам;

во-вторых, перестройка производства соответственно к требованиям рынка за счет собственных средств предприятий, кредитов и займов.

в-третьих, вопрос формирования оптимальной структуры  доходов республиканского бюджета непосредственно апеллирует к оптимизации налоговой системы страны. Только на основе решения вопросов снижения налоговых ставок и расширения базы налогообложения можно будет вывести часть экономики из тени, тогда резко возрастет доля подоходного налога и налога на прибыль в структуре бюджета, так как станет невыгодно скрывать налоги.

Информация о работе Бюджетный контроль и его совершенствование на современном этапе