Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

На нынешнем этапе экономических реформ в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений. Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во многом определяющим судьбу российского государства.

Содержание

едение ……………………..……………………..……………………..……… 3
Теоретические основы бюджетного дефицита……………………..…… 5
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……. 5
Виды бюджетного дефицита……………………..………………………. 8
Способы покрытия бюджетного дефицита……………………..…….. 12
2. Анализ бюджетного дефицита г. Улан-Удэ……………………..…………… 18
2.1. Структура бюджета по доходам г. Улан-Удэ за 2009 год и анализ …… 18
2.2. Структура бюджета по расходам г. Улан-Удэ за 2009 год и анализ… 21
3. Современное состояние бюджетного дефицита г. Улан-Удэ……………… 24
3.1. Структура бюджета г. Улан-Удэ на 2010 год и анализ ……………… 24
3.2. Методы покрытия бюджетного дефицита ……………………..……… 29
Заключение ……………………..……………………..……………………..… 32
Список литературы ……………………..……………………..……………… 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бюджетный дефицит.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

      Несмотря  на влияние финансового кризиса, повлекшее за собой определенные трудности в ходе исполнения бюджета, дефицит по итогам года составил 113997,9 тыс.руб., или на 70% ниже величины дефицита, сложившегося в 2008 году (373317,6 тыс.руб.).

      В сложившихся экономических условиях приоритетное внимание уделялось финансированию социально-значимых расходов. Средства направлялись на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы (1999213,5 тыс.руб. или 99,5% к годовому плану), коммунальные услуги(263219,6 тыс.руб. или 100% к плановым назначениям), подготовку к зимнему отопительному сезону и учебному году, на обеспечение дополнительных мер социальной поддержки ветеранов, инвалидов и семей имеющих детей-инвалидов.

      На  финансирование первоочередных расходов (обслуживание муниципального долга, приобретение продуктов питания и медикаментов в учреждения образования и здравоохранения, приобретение горюче-смазочных материалов, оплата услуг связи) за 2009 год направлено 448216,3 тыс.руб., что составляет 7,9% в общем объеме расходов бюджета. Объем капитальных вложений в 2009 году составил 1130146,0 тыс.руб., или 83,7% к исполнению 2008 года. Несмотря на снижение, расходы на капитальные вложения достаточно значительны и составляют 19,6% в общем объеме расходов. В предыдущие годы, доля данных расходов варьировалась в пределах 22-23%.  
 

 

      
  1. Современное состояние бюджетного дефицита

      3.1. Структура бюджета  г. Улан-Удэза 2010 год и анализ

      Уточненный  план по доходам бюджета на 2010 год  составил 5211431 тыс.руб., в т.ч. по безвозмездным перечислениям из вышестоящих бюджетов 1149906,2 тыс.руб., по налоговым и неналоговым доходам 3061524,8 тыс.руб.

      Фактические доходы бюджета города составили 5251524,9 тыс.руб., в т.ч. межбюджетные трансферты – 2121426,4 тыс.руб.

      Плановые  значения по доходам выполнены на 100,8%, по безвозмездным перечислениям  на 98,7%, по собственным доходам на 102,2%.Собственных доходов поступило  в объеме 313098,4 тыс.руб.

      План  по налоговым и неналоговым доходам  выполнен на 102,2%, в т.ч. по налогам  на 102% (план – 2636 688,3 тыс.руб., факт – 2688 427,4 тыс.руб.), по неналоговым платежам – на 104% (при плане 424 836,5 тыс.руб. поступило 441 671 тыс.руб.).

      Прирост объема собственных доходов к  предыдущему году (2965 388,5 тыс.руб.) составил 164 709,9 тыс.руб. или 5,6 %.

      Рост  поступлений налогов к 2009 году составляет 8,8% (2688 427,4 тыс.руб. против 2471 878,9тыс.руб.).

      Объем неналоговых платежей составил 441 671 тыс.руб., что на 51 838,6 тыс.руб. ниже уровня прошлого года.

      Наибольший  удельный вес в объеме налоговых  и неналоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц - 59,3%. На земельный налог приходится 13,3%, единый налог на вмененный доход  – 8,8%. Остальные виды доходов занимают меньше 5% каждый, и в совокупности - 18,6% в общем объеме поступлений  налоговых и неналоговых доходов.

      Налога  на доходы физических лиц поступило  в объеме 1854 920,3 тыс.руб., что составляет 102,2% к уточненному плану и 110% к первоначальному плану.

      Поступления налога на доходы физических лиц по отношению к 2009 году выросли на 8,3%.

      По  структуре наибольшую долю в общем  объеме поступлений НДФЛ занимают –  бюджетная сфера (>40%), торговля (>11%), сфера производства (>19%), строительство (>4%), транспорт и связь (>9%), финансовое посредничество (>5%), операции с недвижимым имуществом (>3%).

      Единого налога на вмененный доход зачислено  в объеме 276 497,5 тыс.руб., 101% к уточненному плану и 111,4% к утвержденному плану.Темп роста к предыдущему году составил 109,8%.

      Налога  имущество физических лиц зачислено  в объеме 12 192,6 тыс.руб., на 1857,8 тыс.руб. больше поступлений 2009 года. Рост обусловлен погашением задолженности и расширением налоговой базы.

      Поступления земельного налога составили 415 326 тыс.руб., меньше поступлений 2009 года на 22 174,9 тыс.руб.

      Государственной пошлины поступило 128 636,6 тыс.руб., рост в 2,2 раза к прошлому году.

      За 2010 год доходов от аренды имущества  и земли зачислено 152 935,4 тыс.руб., в т.ч. от аренды земли 107 783,8 тыс.руб., от аренды нежилых помещений 34 561,6 тыс.руб., от аренды имущественных комплексов и движимого имущества – 10 590 тыс.руб. К уровню 2009 года поступления арендных платежей уменьшились на 25 069,6 тыс.руб.

      Поступления доходов от прочего использования  муниципального имущества составили 21 327,8 тыс.руб., в т.ч. 9 739,5 тыс.руб. в виде неосновательного обогащения за фактическое использование земель без правоудостоверяющих документов, 11 588,2 тыс.руб. по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. По отношению к 2009 году снизились поступления в виде неосновательного обогащения на 4 171,7 тыс.руб.

      Мобилизовано  платы за негативное воздействие  на окружающую среду в объеме 11 970,1 тыс.руб., что составляет 81,2% от объема, уплаченного за 2009 год.

      Доходов от продажи имущества зачислено  в объеме 95 824,6 тыс.руб., 69,2% к уровню прошлого года.

      Средств от продажи земельных участков по оформленным договорам купли-продажи  поступило в объеме 80 325 тыс.руб., 97% к уровню поступления по прошлому году.

      Доходов в виде штрафов, санкций мобилизовано 63 614,1 тыс.руб. Отмечается рост поступлений по отношению к предыдущему году на 13231,9 тыс.руб.

      Прочих  неналоговых доходов зачислено  в бюджет города в объеме 27570,2 тыс.руб., что меньше объема поступлений по 2009г. на 1579,6 тыс.руб.

      За 2010г. поступило межбюджетных трансфертов  в сумме 2 121 426,4 тыс.руб., из них дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности 47 514,7 тыс.руб. (100% к плану), субсидий – 1 147 717,9 тыс.руб. (97,6% к плану), субвенций – 886 383,9 тыс.руб. (100%), иных межбюджетных трансфертов – 39 809,9 тыс.руб. (100%). В целом, план по межбюджетным трансфертам выполнен на 98,7%.

      Расходы бюджета города исполнены в сумме 5483298,7 тыс.руб. или на 89,3% к утвержденным бюджетным назначениям. На процент исполнения в значительной степени повлиял полученный в декабре 2010г. бюджетный кредит на строительство транспортной развязки по ул.Балтахинова-Куйбышева в сумме 547470 тыс.руб. Финансирование данных работ запланировано на 2011-2012гг. Без учета бюджетного кредита, исполнение расходной части бюджета по итогам 2010г. составило 98,1%.

      Исполнение  городского бюджета по экономической  классификации, в сравнении с  двумя предыдущими годами, приведено  в следующей таблице:

Наименование 2009 Доля  в общем объеме расходов 2010 Доля  в общем объеме расходов 2010/2009
Всего, расходы 5 754 621,5 100,0 5 483 298,7 100,0 95,3
заработная  плата с начислениями 1 999 213,5 34,7 1 909 660,9 34,8 95,5
коммунальные  услуги 263 219,6 4,6 283 900,9 5,2 107,9
субсидии  автономным учреждениям социальной сферы 163 086,8 2,8 389 749,3 7,1 239,0
капитальные вложения 1 130 146,0 19,6 865 788,6 15,8 76,6
обслуживание  муниципального долга 292 601,0 5,1 223 154,9 4,1 76,3
 

      Расходы города снизились по отношению к 2009 году на 4,7 процентных пункта, что обусловлено снижением объема межбюджетных трансфертов.

      Доля  расходов на заработную плату с начислениями на протяжении двух лет остается на уровне 35% в общем объеме расходов. Снижение абсолютной величины расходов в 2010 году в сравнении с 2009 годом  объясняется, в основном, переводом  в статус автономных учреждений социально-бюджетной  сферы, вследствие чего меняется экономическая  статья расходов бюджета.

      Рост  расходов на оплату коммунальных услуг  обусловлен ростом тарифов.

      Доля  расходов на субсидии автономным учреждениям  социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) увеличилась до 7,1% в общем  объеме расходов.

      Объем средств, направленных на капитальные  вложения составил в 2010 году 865788,6 тыс.руб., или 15,8% от всех расходов бюджета. Причиной снижения является уменьшение объема поступлений из республиканского бюджета. В 2009 году капитальные расходы за счет межбюджетных трансфертов составили 610876,1 тыс.руб., в 2010 году – 368156,7 тыс.руб.

      Расходы на обслуживание муниципального долга  составили в 2010 году 223154,9 тыс.руб., или на 23,7% меньше уровня 2009 года, что объясняется улучшением ситуации по привлечению кредитных средств (снижение процентных ставок).

      По  функциональной структуре расходы  представлены в приведенной ниже таблице:

Наименование  показателя Исполнено за 2009 год % к уточненной бюджетной  росписи Исполнено за 2010 год % к уточненной бюджетной  росписи
Общегосударственные вопросы 730 516,9 98,6 744 463,0 99,8
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 32 732,6 100,0 28 094,1 100,0
Национальная  экономика 468 324,8 99,6 486 793,0 46,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 1 476 047,3 77,8 1 253 101,5 97,8
Охрана  окружающей среды 115 279,1 100,0 14 296,0 36,4
Образование 1 911 380,1 98,4 1 980 596,7 98,5
Культура, кинематография и средства массовой информации 85 101,1 99,7 79 223,4 100,0
Здравоохранение и спорт 823 497,1 99,6 822 758,2 99,6
Социальная  политика 111 742,5 88,7 73 972,8 98,6
ВСЕГО РАСХОДОВ 5 754 621,5 92,8 5 483 298,7 89,3
 

      Расходы по обслуживанию муниципального долга  за  2010г. составили 223 154,9 тыс.руб. или 4,1% от общей суммы расходов, произведенных в 2010г.- 5483298,7 тыс.руб., что соответствует бюджетным параметрам и 100% от суммы, утвержденной бюджетом г. Улан-Удэ (223154,9 тыс.руб.). 

      3.2. Методы покрытия  бюджетного дефицита

      Покрытие  дефицита путем увеличения доходов  и уменьшения расходов бюджета можно  осуществить с помощью проведения бюджетной и налоговой политики, что приведет к значимым результатам  в вопросах повышения эффективности  бюджетных расходов, развития городских  территорий, повышения доступности  и качества муниципальных услуг  в г.Улан-Удэ в среднесрочной перспективе.

      При проведении данной политики перед городским  округом «город Улан-Удэ» стоят следующие  задачи:

      Повышение эффективности работы по решению  вопросов местного значения.

      Реализация  Программы социально-экономического развития города Улан-Удэ.

      Переход на современные принципы осуществления  капитальных вложений и реализации муниципальных целевых программ.

      Дальнейшее  внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

      Усиление  ведомственного контроля и повышение  ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

      Для решения задач бюджетной и  налоговой политики в области  доходов необходимо обеспечить:

      Повышение уровня собираемости налогов и сборов, усиление налоговой дисциплины, сокращение недоимки, принятие мер по мобилизации  дополнительных доходов, в том числе  за счет совершенствования процедур налогового администрирования;

      Формирование  земельных участков под многоквартирными домами и индивидуальной жилищной застройкой;

      Привлечение территориальных управлений районов  и отдаленных поселков к работе по проведению разъяснительной работы среди граждан и организаций  по оформлению документов и государственной  регистрации прав на недвижимость;

      Продолжение работы по увеличению заработной платы  и легализации ее выплаты в  целях обеспечения социальной защищенности работников и повышения налоговой  базы. Повышение действенности работы комиссий по доходам, по своевременной  выплате и обеспечению роста  заработной платы, деятельности убыточных  предприятий на территории города Улан-Удэ;

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его покрытия