Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

На нынешнем этапе экономических реформ в России все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений. Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во многом определяющим судьбу российского государства.

Содержание

едение ……………………..……………………..……………………..……… 3
Теоретические основы бюджетного дефицита……………………..…… 5
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения……. 5
Виды бюджетного дефицита……………………..………………………. 8
Способы покрытия бюджетного дефицита……………………..…….. 12
2. Анализ бюджетного дефицита г. Улан-Удэ……………………..…………… 18
2.1. Структура бюджета по доходам г. Улан-Удэ за 2009 год и анализ …… 18
2.2. Структура бюджета по расходам г. Улан-Удэ за 2009 год и анализ… 21
3. Современное состояние бюджетного дефицита г. Улан-Удэ……………… 24
3.1. Структура бюджета г. Улан-Удэ на 2010 год и анализ ……………… 24
3.2. Методы покрытия бюджетного дефицита ……………………..……… 29
Заключение ……………………..……………………..……………………..… 32
Список литературы ……………………..……………………..……………… 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Бюджетный дефицит.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

      Рост  бремени внутреннего долга увеличивает  и долю государственных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности  снижения напряженности в бюджетно-налоговой  сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех  случаях, когда:

  1. сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору;
  2. внутреннее предложение относительно эластично;
  3. внешнее долговое финансирование относительно дорого или ограничено из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;
  4. сопровождающая переходный период инфляция достигла высоких темпов или представляется абсолютно неизбежной.

      Увеличение  налогообложения. Современная экономическая  наука сильно сомневается в эффективности  данного метода. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов  федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.

      Экономисты  неоклассического направления рассмотрели  данные за двадцатилетний период функционирования американской экономики и пришли к выводу, что на самом деле существует положительная корреляция средних  ставок федерального налога (измеренных как процент от личного дохода) и дефицита федерального бюджета (измеренного  как процент от ВВП). Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются  с большими, а не с меньшими дефицитами.

        Этот парадокс объясняется тем,  что если правительство получает  больше финансовых ресурсов, законодатели  не только пойдут на расходование  всех дополнительных налоговых  поступлений, но и потратят  «чуть-чуть больше». Авторы считают,  что их результаты ставят под  серьезное сомнение тезис о  том, что рост налогов будет  эффективным средством сокращения  дефицитов. Они утверждают, что  рост налогов может ухудшить, а не облегчить проблему.

 

  1. Анализ бюджетного дефицита г. Улан-Удэ
    1. Структура бюджета по доходам г. Улан-Удэ за 2009 год и анализ

      Согласно  Решению Улан-Удэнского городского Совета Республики Бурятия «О бюджете городского округа«город Улан-Удэ» на 2009г.»в бюджет г. Улан-Удэ за 2009 год поступило 5640623,6 тыс.руб. Уточненные плановые показатели по доходам (5553849,7 тыс.руб.) исполнены на 101,5%. 

      В результате поправок план по налоговым  доходам снижен на  149 946 тыс.руб.

      - плановые назначения по налогу  на доходы физических лиц по  отношению к показателям утвержденного  бюджета были уменьшены на 312 446 тыс.руб., или на 15%.

      - уменьшен план по государственной  пошлине за регистрацию транспортных  средств и иные действия с  ними на 18255,7 тыс.руб., в связи со снижением потребительского спроса уменьшились продажи транспортных средств.

      - по госпошлине за выдачу разрешений  на установку рекламных конструкций  на 680 тыс.руб.

      В тоже время в сторону увеличения изменены плановые значения на 170555 тыс.руб. В том числе:

      - по единому налогу на вмененный  доход на 19769 тыс.руб. (на 9%).

      - по ЕСХН на 475 тыс.руб.

      - по налогу на имущество физических  лиц на 1560 тыс.руб. за счет погашения задолженности предыдущих лет.

      - по земельному налогу на 148844 тыс.руб. Увеличение плана связано с актуализацией кадастровой стоимости земель с 1 января 2008 года, утвержденной Постановлением Правительства РБ №384 от 3.12.2007 г.

      План  по неналоговым платежам изменен  в сторону увеличения на 162 247 тыс.руб. План увеличен:

      - по доходам от аренды имущества  на 42405 тыс.руб., в т.ч. аренде земли уменьшение на 9360 тыс.руб., увеличение по нежилым помещениям на 32765 тыс.руб., по имущественным комплексам на 19000 тыс.руб. Изменения обусловлены поступлением арендной платы за нежилые помещения в объеме 43400 тыс.руб., по аренде имущественных комплексов на 19315 тыс.руб.

      - по доходам от продажи имущества  на 90300 тыс. руб., в течение года  дополнительно включены в прогнозный  план приватизации на 2009 год.

      - по доходам от размещения рекламных  конструкций – 8500 тыс.руб., за пользование земельными участками без правоудостоверяющих документов - 14001 тыс.руб.

      По  налоговым поступлениям уточненные бюджетные назначения выполнены  на 102,8%, по неналоговым доходам на 103,8%.

Наименование  налогов Утв. ПЛАН 
2009 года 
(ноябрь 2008)
Уточн. ПЛАН 
2009 года 
(декабрь)
ФАКТ 
2009 г. 
К  уточненному годовому  
плану
К  утвержденному годовому  
плану
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2 553 384,70  2 403 438,90  2 471 878,90  68440,0 102,8% -81505,8 96,8%
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 1972410 1659963,9 1712941,2 52977,3 103,2% -259468,8 86,8%
ЕДИНЫЙ  НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД 228630 248306,3 251806,7 3500,4 101,4% 23176,7 110,1%
ЕДИНЫЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ 540 1015 1016,1 1,1 100,1% 476,1 188,2%
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 8000 9560 10334,8 774,8 108,1% 2334,8 129,2%
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ 280656 429500 437500,9 8000,9 101,9% 156844,9 155,9%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 63148,7 55093,7 57489,4 2395,7 104,3% -5659,3 91,0%
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ   И  ПЕРЕРАСЧЕТЫ    ПО  ОТМЕНЕННЫМ  НАЛОГАМ     789,8 789,8   789,8  
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 333 727,00  495 974,00  514 596,40  18622,4 103,8% 180869,4 154,2%
Доходы  в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставном капитале   211,00  211,5 1,6 100,8% 212,6  
ДОХОДЫ  от сдачи в аренду 128200 170605,7 178005,0 7399,3 104,3% 49805,0 138,8%
Доходы, получаемые в виде арендной платы  за земельные участки  116400 107040,4 113528,7 6488,3 106,1% -2871,3 97,5%
Доходы  от сдачи в аренду имущества 11800 63565,3 64476,3 911,0 101,4% 52676,3 546,4%
доходы  от перечисления части прибыли МУПов 162,40  108,40  108,4 0,0 100,0% -54,0 66,7%
прочие  поступления от использования имущества  муниципальной собственности 0 22500,7 22963,1 462,4 102,1% 22963,1  
  Плата за негативное  воздействие  на окружающую среду 7014,4 14530,5 14735,3 204,8 101,4% 7720,9 210,1%
Доходы  от реализации имущества, находящегося в собственности городских 47700 138000 138466,7 466,7 100,3% 90766,7 290,3%
Доходы    от    продажи    земельных    участков 85000 77400 82736,6 5336,6 106,9% -2263,4 97,3%
ШТРАФЫ. САНКЦИИ 52500 46524,6 50382,2 3857,6 108,3% -2117,8 96,0%
Прочие  неналоговые доходы 13150,2 26093,1 26986,6 893,5 103,4% 13836,4 205,2%
Возврат остатков субвенций, субсидий прошлых  лет   -21086,8 -21086,8 0,0 100,0% -21086,8  
ВСЕГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ 2 887 111,70  2 878 326,10  2 965 388,50  87062,4 103,0% 78276,8 102,7%
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ 1667606,5 2675523,6 2675235,1 -288,5 100,0% 1007628,6 160,4%
ДОТАЦИИ 937 3187 3 187,00  0,0 100,0% 2250,0 340,1%
СУБСИДИИ 847592,7 1778109,6 1 777 821,10  -288,5 100,0% 930228,4 209,7%
СУБВЕНЦИИ 819076,8 866853,4 866 853,40  0,0 100,0% 47776,6 105,8%
ПРРОЧИЕ ТРАНСФЕРТЫ 0 27373,6 27 373,60  0,0 100,0% 27373,6 100,0%
ВСЕГО ДОХОДОВ 4554718,20 5553849,7 5640623,60 86773,9 101,5% 1085905,4 200,0%

      В структуре налоговых и неналоговых  поступлений львиную долю занимает  налог на доходы физических лиц  58%, далее следует  земельный налог - 15%, единый налог на вмененный доход  – 8%, 6% - доходы от аренды имущества  и земли, 7,5% - доходы от продажи имущества  и земли.

      По  сравнению с прошлым годом  объем налоговых поступлений  увеличился на 253846 тыс.руб. или 11,4%.

      Возросли  поступления по налогу на доходы физических лиц на 109646 тыс.руб., что обусловлено, главным образом, повышением МРОТ с 1 января 2009 года до 4330 руб.

      Поступление налога, в основном, обеспечено за счет отраслей бюджетной сферы (44% в общем  объеме),  за счет производственной сферы (20%),  за счет торговой сферы (11%).

      Темп  роста поступлений по единому  налогу на вмененный доход составил 5,2%. За отчетный период поступило 251806,7 тыс.руб. против 239262,7 тыс.руб. по предыдущему году.

      Вырос объем поступлений по земельному налогу на 118155 тыс.руб. Рост обусловлен актуализацией кадастровой стоимости с 1 января 2008 года, погашением задолженности прошлых лет, а также авансовыми платежами за 2010 год.

Наименование  налогов ФАКТ 
2009 г.
Уд.вес в объеме налоговых и неналоговых доходов Факт  
2008 года
Откл. от 2008 года (-,+) В % к 2008 г.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 2 471 878,90  83% 2 218 032,60  253 846,30  111,4%
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 1712941,2 58% 1603294,8 109 646,40  106,8%
ЕДИНЫЙ  НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД 251806,7 8% 239262,7 12 544,00  105,2%
ЕДИНЫЙ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ 1016,1 0,03% 508,9 507,20  199,7%
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 10334,8 0,35% 8269,5 2 065,30  125,0%
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ 437500,9 15% 319345,5 118 155,40  137,0%
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 57489,4 2% 49544,9 7 944,50  116,0%
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ   И  ПЕРЕРАСЧЕТЫ    ПО  ОТМЕНЕННЫМ  НАЛОГАМ 789,8 0% -2193,7 2 983,50  -36,0%
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 514 596,40  17% 614 839,50  -100 243,10  83,7%
Доходы  в виде прибыли, приходящиеся на доли в уставном капитале 211,5 0% 630,5 -419,00  33,5%
ДОХОДЫ  от сдачи в аренду 178005,0 6% 232496,1 -54 491,10  76,6%
Доходы, получаемые в виде арендной платы  за земельные участки 113528,7 4% 161671,0 -48 142,30  70,2%
Доходы  от сдачи в аренду имущества 64476,3 2% 70825,1 -6 348,80  91,0%
доходы  от перечисления части прибыли МУПов 108,4 0% 89530,3 -89 421,90  0,1%
прочие  поступления от использования имущества  22963,1 1% 0,0 22 963,10  100,0%
Плата за негативное  воздействие на окружающую среду 14735,3 0,50% 12594,4 2 140,90  117,0%
Доходы  от реализации имущества 138466,7 4,7% 116117,9 22 348,80  119,2%
Доходы    от    продажи    земельных    участков 82736,6 2,8% 77575,9 5 160,70  106,7%
ШТРАФЫ. САНКЦИИ 50382,2 2% 55610,4 -5 228,20  90,6%
Прочие  неналоговые доходы 26986,6 1% 30284,0 -3 297,40  89,1%
Возврат остатков субвенций, субсидий прошлых  лет -21086,8 -1% -3740,2 -17 346,60  563,8%
ВСЕГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ  ДОХОДОВ 2 965 388,50  100% 2 829 131,90  136 256,60  104,8%
 
 
    1. Структура бюджета по расходам г. Улан-Удэ за 2009 год и анализ

      Бюджет  городского округа «город Улан-Удэ» по расходной части исполнен на 5754621,5 тыс.руб. или 98,0% к уточненной бюджетной росписи. Исполнение в 2009 году за счет межбюджетных трансфертов составило 2577628,8 тыс.руб.

      В приведенной ниже таблице указаны  основные направления расходования средств бюджета г.Улан-Удэ в 2009 году в сравнении с предыдущим годом:

Наименование Исполнение 2008 % к плану Исполнение 2009 % к плану Отношение 2009 года к уровню 2008 года
заработная  плата с начислениями 1 862 604,1 98,8 1 999 213,5 99,5 107,3
коммунальные  услуги 181 358,6 100,0 263 219,6 100,0 145,1
обслуживание  муниципального долга 172 847,9 99,7 292 601,0 100,0 169,3
капитальные вложения 1 350 601,8 80,0 1 130 146,0 93,0 83,7
прочие  расходы 1 767 875,0 97,0 2 069 441,4 98,8 117,1
ИТОГО РАСХОДЫ 5 335 287,4 92,8 5 754 621,5 98,0 107,9
 

      В 2009 году расходы городского округа «город Улан-Удэ» увеличились в отношении  к 2008 году на 7,9 процентных пункта. В абсолютном выражении увеличение составило 419334,1 тыс.руб. Рост расходной части обеспечен увеличением доходов (объем межбюджетных трансфертов в сумме 542397,3 тыс.руб., налоговые и неналоговые поступления на сумму 136256,6 тыс.руб.). Вместе с тем, уменьшен дефицит бюджета в 2009 году на сумму 259319,7 тыс.руб. в сравнении с 2008 годом.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его покрытия