Бюджетные учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы показать сложившуюся картину в «финансовом механизме бюджетных учреждений». Рассмотреть его сильные и слабые стороны.
С учетом такой цели сформулировала три основные задачи: 1) Необходимо ознакомится с теоретическими характеристиками бюджетных учреждений. 2) Рассмотреть все финансовые процессы, протекающие в бюджетных учреждениях. 3) Проанализировать все положительные и отрицательные аспекты финансового механизма.

Работа содержит 1 файл

К.Р. Бюджетные учреждения.docx

— 74.48 Кб (Скачать)

          1. Денежные отношения внутри организации – связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов).

            2. Денежные отношения с вышестоящими структурами – наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.

            3. Денежные отношения со страховой компанией – связаны с уплатой страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при возникновении риска.

            4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).

           5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.

         6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.[8, с. 308-310]

1.3 Основные этапы санкционирования и финансирования расходов

     По  расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете соответствующего бюджета. Нормами Бюджетного кодекса РФ установлен порядок, который предписывает соблюдение обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования и финансирования расходов являются:

     - составление и утверждение бюджетной  росписи;

     - утверждение и доведение уведомлений  о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

     - утверждение и доведение уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств  до распорядителей и получателей  бюджетных средств;

     принятие  денежных обязательств получателями бюджетных  средств;

     подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств; расходование бюджетных средств (процедура  финансирования). Рассмотрим эти этапы  подробнее.

     Бюджетная роспись — документ о поквартальном распределении доходов  и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Бюджетная  роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической  классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течении 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, составляющий проект соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течении 15 дней после утверждения бюджета.

     В течение 10 дней со дня утверждения свободной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей свободной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета. В течении 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнований бюджетное учреждение обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходное и расходов по установленной форме.  Бюджетное обязательство- признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течении определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

     Лимит бюджетных обязательств- это объем  бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя  и получателя бюджетных средств  органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий трех месяцев. Лимиты бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств  утверждаются органом, исполняющим  бюджет, на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств.

     Получатели  бюджетных средств имеют право  принимать денежные обязательства  по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных или иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, совершает расходование бюджетных средств после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.[5]

     Смета доходов и расходов - документ, определяющий объем и целевое направление  бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и  содержащий расчетные данные по каждому  целевому направлению бюджетных  ассигнований.

     В смете указываются: реквизиты бюджетной  организации и финансирующего бюджета, перечень и объемы расходов, перечень и объемы доходов, показатели деятельности учреждения, обоснование сумм расходов. В обязательном порядке к смете прикладываются расчеты с обоснованием планируемых затрат.

     Формируется смета бюджетного учреждения на основании  доведенных показателей сводной  бюджетной росписи и лимитов  бюджетных обязательств на соответствующий  год и утверждается соответствующим  распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств. На сегодняшний  день какого-либо общего нормативного документа Минфина России, регламентирующего  порядок составления сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения, не существует.

     В настоящее время с точки зрения исполнения бюджетов значение сметы  доходов и расходов бюджетного учреждения существенно изменилось. [10. с.149]

     Дело  в том, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных  обязательств. Кассовое расходование (финансирование) бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет, может  осуществляться исключительно в  пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия (отсутствия) сметных  назначений. В то же время необходимость  составления сметы диктуется  наличием у бюджетного учреждения средств  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.

     Большинство плановых норм и нормативов (кроме  сферы оплаты труда и денежных компенсаций и трансфертов) при  составлении смет самостоятельно рассчитываются бюджетными учреждениями с учетом местных  цен и тарифов. К примеру, расходы  на коммунальные услуги определялись на основе технологических норм для  данного типа помещения, исходя из реально  сложившегося уровня цен. Хотя существуют нормы обеспеченности работников площадью помещения, для расчета коммунальных расходов они не применяются из-за невозможности их соблюдения.

     Статьи  бюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям  расходов, обеспечивая тем самым  действенный механизм контроля целевого назначения расходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических  условий зачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год, перераспределения  средств между статьями. Решение  о таком перераспределения принимает  Минфин РФ. Невысокая оперативность  механизма перераспределения затрудняла эффективное управление краткосрочным  планированием и расходованием  средств на уровне учреждения.

     Можно предположить, что практически любое  бюджетное учреждение может оказаться  в ситуации, когда свою потребность  в финансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткой конкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть  решающую роль в деятельности учреждения.

     Практика  показывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределен  ранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся  фондом оплаты труда. Эти расходные  обязательства (расходы) называют действующими. Такие расходы подлежат обязательному  включению в планируемый бюджет и их легко обосновать с использованием достаточно простых правил пересчета (прямой счет, индексация). Для существенной корректировки объема действующих обязательств необходимо внесение изменений в действующие нормативные акты.

     В то же время существуют расходные  обязательства, возникающие многократно  или однократно, причем одновременно с принятием соответствующего нормативного акта. Примером может служить решение  об увеличении пособий, денежного довольствия, заработной платы в бюджетной  сфере, осуществление инвестиционных проектов. Такие расходные обязательства  называются принимаемыми. Их обоснование  требует тщательной проработки.

     Исходя  из этого, принятие плана действующих  обязательств будет предельно упрощено и ускорено. Главное внимание уделяется  рассмотрению плана принимаемых  расходных обязательств, причем данный план будет рассматриваться после  принятия плана действующих обязательств либо после заблаговременного их сокращения (при наличии экономии). [6, с.285-288]

1.4 Недостатки и достоинства механизма финансирования бюджетных организаций

       Наиболее острой бюджетной проблемой, во многом определяющей характер социально-экономических отношений между государством и обществом, является несбалансированность ресурсов и обязательств. Она присуща всем уровням бюджетной системы, и ответственность за сложившуюся ситуацию в значительной мере лежит именно на федеральных органах государственной власти.

     Хроническое недофинансирование получателей бюджетных  ассигнований не позволяет полностью  удовлетворить их потребности, не достаточно средств на улучшение условий  и на решение социальных вопросов по улучшению условий труда и  отдыха персонала учреждений. Так  же недостаточно средств, для решения  производственных проблем, связанных  с модернизацией производственных мощностей,  своевременно обновлять  изношенные объекты основных средств.

     Весной 2005 года вышел нормативный документ, на который придется ориентироваться  бюджетным учреждениям при организации  планирования. В Постановлении Правительства  «Об утверждении положения о  разработке перспективного финансового плана РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» где даны четкие определения понятий, используемых при составлении финансовых планов.

     Реформирование  бюджетного процесса направлено на создание условий и предпосылок для  максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной  политики. Эта цель сформулирована в Постановлении Правительства  РФ. «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов». В этом документе  отмечается, что целью производимой реформы является смещение акцентов бюджетного процесса от «управления  бюджетными ресурсами» на «управление  результатами» путем повышения  ответственности и расширения самостоятельности  участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств».

     В рамках концепции «управления ресурсами» бюджет формировался путем индексации сложившихся расходов с детальной  их разбивкой по статьям бюджетной  классификации РФ. При соблюдении жестких бюджетных ограничений  такой подход обеспечивал лишь сбалансированность бюджета и выполнение бюджетных  проектировок. В то же время ожидаемые  результаты бюджетных расходов не обосновывались; управление бюджетом сводилось главным образом к внешнему контролю за соответствием кассовых расходов плановым показателям. Отсутствовали включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов; процедуры и методология внутреннего и внешнего контроля обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств.

Информация о работе Бюджетные учреждения