Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:37, реферат
В соответствии с действующей Конституцией Россия «является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1]. Активная социальная политика, направленная на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми – это одна из главных функций России как современного правового государства.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с действующей Конституцией Россия «является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[1]. Активная социальная политика, направленная на регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений между людьми – это одна из главных функций России как современного правового государства. Она включает решение ряда важнейших задач связанных с обеспечением определённого стандарта благосостояния для всех членов общества, предоставлением необходимой медицинской помощи и бесплатного образования, поддержку наиболее уязвимых слоёв населения.
Для регулирования социальных вопросов государство пользуется многочисленными административными инструментами, такими как гарантийный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице.
Социальные расходы составляют довольно существенную долю расходов государства, и финансировать их в рамках бюджета было бы экономически не целесообразно, с этой целью гораздо лучше справляются государственные социальные внебюджетные фонды, которые начали создаваться в начале 90-х годов – в период перехода нашей страны на новые экономические отношения.
Одновременно с социальными создавались и иные многочисленные фонды. Однако, впоследствии правительство РФ, убедившись в неэффективности большого числа внебюджетных фондов, приняло решение о консолидации их в бюджет, с сохранением некоторой автономности, и трансформации их в целевые бюджетные фонды. И только социальные фонды сохранили за собой статус внебюджетных.
В состав государственных социальных внебюджетных фондов России в настоящее время входят:
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Фонд обязательного медицинского страхования РФ[2];
Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий. Процессы мобилизации, размеры и цели расходования средств, чётко определенны российским законодательством.
Государственные социальные внебюджетные фонды занимают ведущее место в системе финансов России и играют одну из главных ролей в реализации социальной политики государства. В этом нам поможет убедиться данная курсовая работа.
В ней будут рассмотрены особенности различных федеральных и территориальных государственных социальных внебюджетных фондов РФ, источники их формирования и статьи расходов, а также роль каждого из них в реализации социальной политики государства.
Актуальность темы, рассматриваемой в рамках этой курсовой работы бесспорна, так как каждому человеку, в какое бы время он не жил, всегда необходима уверенность в завтрашнем дне, уверенность в своём государстве, в его гарантированной поддержке и помощи, в тяжелых для человека положениях.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ
Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1.
Пенсионный фонд Российской Федерации – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Он является крупнейшим и наиболее значимым социальным институтом России.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, в основные задачи, которые должен выполнять Пенсионный фонд, входит:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных целями ПФР;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;
- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
- организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;
- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- проведение научно - исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования;
- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Пенсионный фонд также может принимать участие в финансировании различных целевых программ социальной помощи и защиты.
1.1. Источники формирования Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд РФ имеет собственный бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов. Существует несколько источников формирования бюджета Пенсионного фонда:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии — по ставкам, установленным российским законодательством;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии — по ставкам, установленным российским законодательством;
- средства федерального бюджета и целевых бюджетных фондов, передаваемые в Пенсионный фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации — в объеме, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год,
- доходы от размещения временно свободных средств;
- доходы от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
- прочие доходы.
Основную часть поступлений в доходную часть Пенсионного фонда составляют страховые взносы предприятий и организаций и средства, выделяемые из федерального бюджета.
До 2010 года предприятия уплачивали государству Единый Социальный налог (ЕСН), часть которого отчислялась в бюджеты Пенсионного фонда, однако с 2010 года Единый Социальный налог заменяется страховыми взносами в бюджеты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
В 2012 году совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 22% от базы для начисления страховых взносов.
Для отдельных категорий предприятий предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. В течение переходного периода с 2012 до 2015 года, государство планирует повышать тарифы страховых взносов предприятий в Пенсионный фонд.
Но первостепенную роль в формировании бюджета Пенсионного фонда РФ играет всё же федеральный бюджет. В среднем Россия уже в течении двух последних лет тратит на пенсионные выплаты для своих граждан рекордные деньги - около 10 процентов ВВП.
1.2 Расходы Пенсионного фонда РФ
Средства из бюджета Пенсионного фонда могут расходоваться только на конкретные цели, предусмотренные российским законодательством. Они направляются на выплату различных видов пенсий, адресную социальную помощь престарелым и нетрудоспособным гражданам, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;
В расходной части бюджета Пенсионного фонда около 97% всех расходов приходится на выплату пенсий населению.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой, определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законодательством.
Предусмотрены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:
- пенсия за выслугу лет;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- социальная пенсия.
Социальная значимость пенсионного обеспечения велика - в России оно затрагивает жизненно важные интересы больше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. Однако существовавшая до последнего времени пенсионная система не способна полностью удовлетворять интересы и потребности общества. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен, недотягивая даже до прожиточного минимума.
Кроме того, в среднесрочной перспективе возможно нарушение ее финансового равновесия, прежде всего из-за изменения возрастной структуры населения, ухудшения количественного соотношения между занятыми и пенсионерами. Если в 2010 году в России на 128 граждан трудоспособного возраста приходилось 100 пенсионеров, то в 2012 году на 112 работающих приходится 100 пенсионеров, а к 2030 году - на каждого работника по одному пенсионеру. Поэтому сегодня в качестве одной из первоочередных задач социальной политики государства является реформа пенсионной системы.
1.3 Пенсионная реформа
В России первый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основной её целью было достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
Если ранее существовавшая система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, осуществляя лишь перераспределение средств между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие, то новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Согласно новой пенсионной системе, трудовая пенсия граждан формируется в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) и состоит из трех частей — базовой, страховой и накопительной части трудовой пенсии.
Базовая часть устанавливается в твердых размерах. Она не зависит ни от стажа и заработка, ни от суммы уплаченных пенсионных взносов
Страховая часть зависит от суммы взносов, учтенных на именном счете, и стажа.
Накопительная часть — зависит от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода.
Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым, увеличив поступления средств для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам. Размер базовой и страховой части пенсии ежегодно индексируется с учетом темпов инфляции.
Но и на этом правительство не останавливается.
С 2012 года правительство перешло на новую систему пенсионного обеспечения, где страховые платежи составляют 30 % для зарплаты до 512 000 руб. в год. При превышении этой суммы зарплаты страховые платежи равны 10% (ПФ) и 0% (ФСС и ФОМС).
Из общей суммы страховых платежей 22 % напрямую зачисляются в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет, что рассматривается правительством как повышение независимости пенсионной системы.
Новые страховые взносы, в отличие от старой системы, являются возмездными платежами, которые своими суммами формируют пенсионные права граждан.
В новой системе ликвидируется разделение на базовую и страховую части, пенсия состоит только из двух частей — накопительной и страховой.
С 2010 года пенсия для всех категорий граждан превышает прожиточный минимум пенсионера, а для стимулирования добровольных взносов на накопительную часть трудовой пенсии у государства существуют различные программы и проекты.
1.4 Программа государственного софинансирования
Особый интерес в современном российском обществе представляет Программа государственного софинансирования трудовой пенсии, стартовавшая 1 января 2010 года.
Согласно этой программе, каждый гражданин, достигший 14-ти летнего возраста, подав соответствующее заявление до 1 октября 2013 года, может увеличить свою будущую пенсию при помощи государства.
Ежегодно гражданин, участвующий в программе добровольного пенсионного софинансирования, вносит не менее 2000 рублей. После этого государство обязуется внести сумму, равную той, что внёс гражданин, но не более 12 тысяч рублей в год. Государство будет ежегодно софинансировать дополнительные пенсионные накопления в течение 10 лет с момента уплаты первых взносов в рамках Программы. Размер взносов участника, а также прекращение или возобновление выплат зависит только от него самого.
Например, если в фонд софинансирования социальных расходов вы вносите 4000 рублей в год, то государство вносит на ваш счёт ещё 4 тысячи рублей за тот же год и индивидуальный счёт гражданина в Пенсионном фонде пополнится на 8000руб; если вы платите 12000 руб. в год, то государство доплачивает ещё 12 000 рублей, т.е. всего пополнений будет на сумму 24000руб., но если же в федеральный фонд софинансирования вы вносите более 12 000 рублей, то государство всё равно доплатит лишь 12000.