Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций
Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию
- Федеральные законы (в том числе Бюджетный кодекс РФ, федеральные законы о федеральном бюджете);
- законы субъектов РФ, в том числе о бюджете;
- муниципальные правовые акты (решения о местных бюджетах);
2. Подзаконные нормативно-правовые акты (органов общей компетенции):
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- иные нормативно-правовые акты министерств и ведомств.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, законов субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 БК РФ
В соответствии со ст. 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете. Закон о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке. Решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке.
Тема 2. Бюджетное устройство РФ
Вопросы, изучаемые в теме: бюджетная система России и ее структура; бюджетная классификация России; принципы бюджетной системы России.
2.1. Бюджетная система России и ее структура
Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы РФ представлена на рис. 2.1.1.
1 уровень Федеральный
|
| - Федеральный бюджет - бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования) | ||
|
|
|
|
|
2 уровень Региональный |
| - бюджеты субъектов РФ (республик, областей, краев, автономных областей (округов), городов федерального значения) - бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов | ||
|
|
|
|
|
3 уровень Муниципальный (местный) |
| - местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований (городских, сельских поселения, муниципальных районов, городских округов и внутригородские территории городов федерального значения) |
Рис. 2.1.1. Структура бюджетной системы РФ
В законодательстве и на практике применяется термин консолидированный бюджет — свод бюджетов соответствующей территории. Консолидированный бюджет составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей, но в отличие от бюджета законодательно не утверждается.
Консолидированный бюджет РФ
|
= |
Федеральный бюджет |
+ | Свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) |
|
|
|
|
|
Консолидированный бюджет субъекта РФ |
= |
Бюджет субъекта РФ |
+ | Свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) |
|
|
|
|
|
Консолидированный бюджет муниципального района |
= | Бюджет муниципального района (районный бюджет) |
+ | Свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) |
2.2. Бюджетная классификация России
Бюджетная классификация РФ — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателен бюджетов бюджетной системы РФ.
Принципиальной новацией бюджетной классификации РФ, применяемой с 2005 г., стало использование в ней классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), которая является группировкой операций в секторе государственного управления по их экономическому содержанию. В рамках КОСГУ операции делятся на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). С 2008 г. КОСГУ применяется как самостоятельная классификация в составе бюджетной классификации РФ.
С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов введен единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. Однако в законодательстве термин «администратор» применяется в отношении доходов и источников финансирования дефицита бюджета. В отношении расходов применяется традиционный термин — главный распорядитель бюджетных средств. Вторая часть (14 знаков) представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операции сектора государственного управления (табл. 2.2.1-2.2.3).
Таблица 2.2.1 - Структура кода доходов бюджетов
Таблица 2.2.2. - Структура кода расходов бюджетов
Таблица 2.2.3 - Структура кода источников финансирования дефицитов бюджетов
В первые годы образования Российской Федерации бюджетная классификация утверждалась приказами Министерства финансов РФ. Далее до 2008 г. действовали два законодательных акта по данному вопросу: Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» и Бюджетный кодекс РФ, где бюджетной классификации посвящена отдельная глава 4. Министерство финансов РФ издает Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Так, с 2008 г. действует приказ от 24.08.2007 г. № 74н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
В состав бюджетной классификации включены:
- классификация доходов,
- классификация расходов,
- классификация источников финансирования дефицита бюджета,
- классификация операции сектора государственного управления.
Базовые, единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позиции двух первых уровней (группа—подгруппа, раздел—подраздел, группа-статья) каждого вида бюджетной классификации устанавливаются непосредственно Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетный кодекс РФ устанавливает:
• по классификации доходов: 2 группы (налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления), которые объединяют соответственно 19 и 6 подгрупп;
• по классификации расходов: 11 разделов, детализированных в общей сумме, по 95 подразделам:
• по классификации источников финансирования дефицитов бюджетов: 2 группы (источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов), которые объединяют соответственно 6 и 4 подгруппы;
• по КОСГУ: 8 групп, детализированных в общей сумме по 42 статьям.
Одновременно Министерству финансов РФ предоставляется право утверждать единые позиции классификации доходов и операций сектора государственного управления на более низких уровнях, тем самым обеспечить единство бюджетного учета и отчетности в сферах, не имеющих существенной специфики с точки зрения уровня бюджетной системы.
2.3. Принципы бюджетной системы России
Принципы, на которых основана бюджетная система РФ, установлены в Бюджетном кодексе РФ. В перечень включены следующие принципы.
1. Единство бюджетной системы. Принцип означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкции за нарушение бюджетного законодательства, и т. п.
2. Разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ заключается в закреплении доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов. Принцип определяет право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств и осуществлять бюджетный процесс; устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты; предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств.
4. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований. Означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ.
5. Полнота отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Заключается в том, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6. Сбалансированность бюджета. Регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
7. Результативность и эффективность использования бюджетных средств. Состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
8. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов. Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.
9. Прозрачность (открытость) определяет обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; обязательную открытость проектов бюджетов, процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, и пр.
10. Достоверность бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Адресность и целевой характер бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12. Подведомственность расходов бюджетов. Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.