Бюджетное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:56, курс лекций

Описание работы

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Пре-образования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяй-ствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила сис-тему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормаль-ному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию

Работа содержит 1 файл

опорный конспект по бюджетной системе..doc

— 736.00 Кб (Скачать)


 

«Бюджетная система РФ»

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система РФ прошла длительный период становления и развития. Преобразования экономики России в связи с переходом к рыночным отношениям вызвали необходимость создания бюджетной системы, соответствующей новым условиям хозяйствования. Потребность в устойчивом социально-экономическом развитии породила систему форм и методов экономической политики государства, позволяющих не только сгладить отрицательные эффекты рыночного механизма, но и способствовать нормальному воспроизводству, социальной стабильности и поддержанию макроэкономического равновесия. На современном этапе государство в значительной степени влияет на условия долгосрочного экономического роста и, что исключительно важно, способствует согласованности функционирования всех элементов рыночной системы.

В переходных экономиках государство призвано выполнять функцию создания рыночной системы, устранять негативные последствия стихийного формирования рынка, обеспечивать социальную стабильность и решать многие другие задачи. Это предопределяет необходимость очень продуманного, взвешенного подхода к реализации функций государства. Большое значение при этом имеют организация бюджетных отношений, способы и источники пополнения бюджета, направления его использования.

В настоящее время в России проводится бюджетная реформа, направленная на дальнейшее изменение структуры бюджетной системы, взаимодействия ее звеньев. Эти процессы затрагивают интересы всех субъектов экономических отношений. Поэтому специалист в сфере финансов и кредита должен ориентироваться в вопросах формирования доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы, направления использования бюджетных средств, деятельности государственных внебюджетных фондов, разбираться в бюджетном законодательстве, знать направления современной бюджетной политики, понимать влияние процессов, происходящих в бюджетной сфере, на экономическую и социальную жизнь общества.

Раздел 1. Бюджетное устройство РФ

Темы раздела:

1.      Правовые основы бюджетного устройства страны             

2.      Бюджетное устройство РФ             

3.      Доходы бюджетов             

4.      Расходы бюджетов

5.      Сбалансированность бюджетов                                         

6.      Государственный и муниципальный долг             

7.      Межбюджетные трансферты             

8.      Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

 

Тема 1. Правовые основы бюджетного устройства страны

Вопросы, изучаемые в теме: бюджетные правоотношения Российской Федерации и субъектов РФ; бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ; нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений в России.

1.1.              Бюджетные правоотношения Российской Федерации

и субъектов РФ

Основным механизмом государственной социально-экономической политики является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

В соответствии с определением, содержащемся в Бюджетном Кодексе РФ (далее – БК РФ), бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство РФ — это организационно-правовое построение бюджетной системы, позволяющее выделить в ее составе структурные, подразделения (виды бюджетов, звенья) и определить формы их взаимосвязи. Бюджетное устройство РФ определяется административно-территориальным устройством страны.

Бюджетное устройство включает в себя:

- бюджетную систему;

- принципы построения бюджетной системы;

- бюджетную классификацию РФ;

- бюджетный процесс РФ.

Бюджетное устройство регулируется нормами бюджетного права, в том числе бюджетным законодательством.

В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс РФ, который устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Практическое введение в действие Кодекса произошло с 01.01.2000 г. После этой даты многие «старые» бюджетные законы утратили силу либо применяются в части, не противоречащей БК РФ.

Как установлено в ст. 1 БК РФ, к бюджетным правоотношениям относят отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

- государственных и муниципальных заимствований,

- регулирования государственного и муниципального долга,

- составления и рассмотрения проектов бюджетов,

- утверждения и исполнения бюджетов,

- контроля за их исполнением,

- осуществления бюджетного учета,

- составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Федеральный бюджет на 2008 г. и период до 2010 г. впервые сформирован и исполняется на основе нового бюджетного законодательства и в соответствии с общепризнанными в мировой практике принципами, стандартами и процедурами, в полной мере обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.

 

1.2.              Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований РФ

Бюджетные полномочия — это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. В главе 2 БК РФ установлены бюджетные полномочия для каждого уровня публичной власти — федерального, субъектов РФ, а также для муниципальных образований.

Разделение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за каждым уровнем власти является неотъемлемым условием построения межбюджетных отношений в РФ в русле бюджетного федерализма.

В соответствии со статьей 7 БК РФ к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся:

- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

- определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

- установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением, составления, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

- определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- определение основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; и др.

В соответствии со статьей 53 БК РФ к полномочиям Российской Федерации по формированию доходов бюджетов относится установление новых видов налогов, их отмена или изменение возможны только в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Бюджетные полномочия субъектов РФ определены в статье 8 БК РФ:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ;

- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

- установление и исполнение расходных обязательств субъекта РФ;

- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ;

- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта РФ, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта РФ; и др.

На основании ст. 58 БК РФ к полномочиям субъектов РФ по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты отнесены единые для всех поселений и муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ.

В соответствии со ст. 59 БК РФ (Полномочия субъектов РФ по формированию доходов бюджетов субъектов РФ) законодательством субъекта РФ о налогах и сборах вводятся региональные налоги, устанавливаются налоговые ставки и предоставляются налоговые льготы по региональным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

- установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

- составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

- осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района, и др.

На основании ст. 63 БК РФ к полномочиям муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений относятся установление единых для всех поселений муниципального района нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района.

В соответствии со ст. 64 БК РФ (Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов) муниципальными образованиями вводятся местные налоги, устанавливаются налоговые ставки по ним и предоставляются налоговые льготы по местным налогам в пределах прав, предоставленных представительному органу муниципального образования законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

1.3. Нормативно-правовое регулирование бюджетных отношений в России

Бюджетные отношения регулируются нормами бюджетного права. Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, называется источниками (формами) бюджетного права.

Иерархически выстроенная по убыванию их юридической силы система источников (форм) выглядит следующим образом:

1. Законодательные акты:

-  общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.

-  Конституция РФ.

Информация о работе Бюджетное законодательство