Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы являются теоретические и практические аспекты бюджетного устройства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
- определить бюджетное устройство страны и выявить его организационно-методологические основы;
- дать характеристику бюджетной системы и принципам ее построения;
- охарактеризовать бюджетные права органов власти и государственного управления.
Введение 3
1. Понятие и основы бюджетного устройства 5
2. Бюджетная система и принципы ее организации 12
3. Бюджетные права органов власти и управления 15
Заключение 31
Список использованных источников 33
В ближайшем будущем по макроэкономическим причинам целесообразно либо проводить заимствование в очень ограниченных масштабах, либо не проводить его совсем.
Однако в долгосрочном плане целесообразно уже сейчас прорабатывать возможности создания учреждений для ограниченного в размерах среднесрочного заимствования. Это подтверждает опыт стран с федеральным и унитарным устройством. Цели долгосрочного заимствования следует ограничить финансированием инфраструктуры, при этом высшие органы власти должны иметь право контролировать и управлять займами более низких уровней власти.
Источником заимствования могли бы стать коммерческие банки. Этот источник мог бы оставаться основным, как, например, в Германии. Выпуск облигаций мог бы производиться позже, поскольку для таких финансовых инструментов все еще нет рынка, а местные власти должны установить свою репутацию надежных заемщиков.
Пока же можно обсудить создание муниципальных банков развития, которые могли бы образовываться, например, группой городов и предназначаться для оказания финансовой помощи. Заимствование у отделений национального банка, скорее всего, следует запретить.
Считается, что в странах с рыночной экономикой несбалансированность бюджетов - обычное явление, поскольку бюджеты включены в состав участников рынка капиталов и подчиняются законам рынка. Поэтому существующая в настоящее время в Республике Беларусь множественность межбюджетных денежных потоков вполне естественна для условий переходной экономики. С их помощью можно устранить различия в бюджетном обеспечении функций органов власти и через систему целевого перераспределения оказать государственную поддержку территориям, а также обеспечить приоритетное финансирование отдельных экономических зон и регионов.
Задача состоит в том, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств путем рационального построения межбюджетных отношений и перераспределения бюджетных потоков.
Следует иметь в виду, что реформа межбюджетных отношений должна осуществляться не только в направлении сбалансирования доходов и расходов региональных бюджетов (вертикальное выравнивание), но и выравнивания уровня их бюджетной обеспеченности (горизонтальное выравнивание).
Каждое
из указанных направлений
Проблема вертикального выравнивания решается путем долевого распределения общегосударственных налогов и доходов между различными бюджетами и дотированием (субсидированием) расходов территорий из бюджетов вышестоящего уровня.
Горизонтальная несбалансированность бюджетной системы обусловлена объективными факторами: месторасположением региона, особенностями его развития, количеством жителей, развитием сети учреждений, состоянием местного хозяйства и др. Поэтому горизонтальное выравнивание требует выравнивания как налоговой базы территорий, так и объема предоставляемых общественных услуг в целях обеспечения социальной справедливости.
Таким образом, горизонтальное выравнивание имеет экономический эффект, поскольку предотвращает экономические потери в связи с миграцией населения и капитала из-за налоговых различий. Кроме того, горизонтальное выравнивание важно для обеспечения социальной справедливости.
Главным инструментом горизонтального выравнивания является фонд финансовой поддержки территорий - фонд выравнивания, средства которого в виде трансфертов распределяются между бюджетами регионов.
В целях усиления контроля за движением и эффективностью финансовых потоков фонда финансовой поддержки, функционирующих в направлении сверху вниз и обслуживающих расходные функции местных бюджетов, целесообразно было бы разделить их по целевому назначению.
В настоящее время функционируют два самостоятельных бюджетных потока, направленных:
- на функциональное обеспечение текущей деятельности, т.е. на выполнение органами власти их обычных, закрепленных в законодательном порядке функций на той или иной территории;
- на поддержку структурной перестройки хозяйства в целях вывода регионов из кризисного состояния.
Средства на функционирование поступают непосредственно в бюджеты областей, которые самостоятельно определяют направления их использования. Основной критерий перераспределения бюджетных средств - отклонение от средней по республике бюджетной обеспеченности на одного жителя.
Средства на развитие должны выделяться регионам для финансирования программ вывода их из кризисного состояния. В зависимости от выбранных приоритетов (от стратегии) они могут быть использованы для решения различных задач: на строительство объектов производственной сферы или социальной инфраструктуры. При этом обоснование потребности в бюджетных средствах и их целевое направление производятся с учетом общегосударственной программы социально-экономического развития, а также целевых региональных программ.
Средства на развитие могут быть включены в консолидированный бюджет области с указанием целевого их назначения. Было бы правильно выделять их в виде субсидий на условиях совместного финансирования целевых мероприятий с привлечением средств соответствующих нижестоящих бюджетов и других источников. Это повысит ответственность местных органов власти за целевое и эффективное их использование.
Целевое
разделение трансфертов целесообразно
закрепить путем образования на уровне
республиканского бюджета двух самостоятельных
республиканских фондов: фонда финансовой
поддержки и фонда развития регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие основные выводы:
1. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
2. Основным звеном финансовой системы, а также основным элементом бюджетной системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Бюджет как неотъемлемая часть общегосударственных финансов возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения.
3. Принципы бюджетной системы, на основе которых она функционирует, закреплены в законодательстве. К ним относятся следующие пять принципов: единство бюджетной системы, полнота бюджетов, реальность бюджетов, гласность бюджетов и самостоятельность бюджетов.
4. Основными правами местных Советов депутатов относятся: право на наличие собственного бюджета и самостоятельное его составление, утверждение и исполнение; право на получение доходов, включение которых в местные бюджеты предусмотрено законодательством; использование переданных доходов по своему усмотрению; образование оборотной кассовой наличности; фонд непредвиденных расходов; разграничение доходов и расходов между собственным бюджетом и нижестоящим бюджетом; право на возмещение средств из вышестоящего бюджета в случае издания после утверждения данного бюджета законов, постановлений правительства или решений вышестоящих Советов и их исполкомов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы бюджета; право вкладывать имеющиеся свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам; право полностью оставлять в своем распоряжении доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, и экономию в расходах.
5. Создание рациональной системы межбюджетных отношений требует их дальнейшего реформирования по следующим направлениям:
-
определить степень
-
обеспечить оптимальное
-
добиться соответствия доходов
расходным функциям
-
укрепить доходную базу
-
установить предельный размер
местных налогов и сборов в процентах
к общему объему собственных доходов в
целях устранения различий в региональной
среде налогообложения и др.
1. Афанансьев Мст. Предпосылки концепции бюджетного устройства и бюджетного процесса // Вопросы экономики. 2000. № 11. С. 91-103.
2. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 687 с.
3. Бежаев О.Г. Межбюджетные отношения: теория и практика реформирования. М.: Экзамен, 2001. 128 с.
4. Бойко Т.С. Финансовое право: Учеб. пособие. Мн.: Книжный Дом, 2006. 320 с.
5. Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
6. Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 550 с.
7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.: М.В. Романовского, О.В. Врублевской. М.: Юрайт, 2004. 838 с.
8. Бюджетное право: Учебник / Под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001. 463 с.
9. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. М.: Дашков и К0, 2004. 752 с.
10. Горегляд В., Подгорина И. Ориентация бюджетной политики // Экономист. 2000. № 5. С. 53-60.
11. Государственные финансы: Учеб. пособие / Под ред. Г.К. Мультана. Мн.: БГЭУ, 2005. 166 с.
12. Государственный бюджет: Учеб. пособие / Под ред. М.И. Ткачука. Мн.: Высшая школа, 1995. 240 с.
13. Еланчук О. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 2. С. 28-32.
14. Корбут Н.П. Актуальные вопросы социальной направленности бюджетной политики государства // Вестник БГУ. 2000. № 2. С. 71-78.
15. Крохина А.Ю. Бюджетное право и российский федерализм. М.: Изд-во НОРМА, 2001. 352 с.
16. Кучеров И.И. Бюджетное право России: Курс лекций. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. 317 с.
17. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. М.: Дашков и К0, 2006. 512 с.
18. О бюджете Республики Беларусь на 2006 год: Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 7. 2/1175.
19. О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 189. 2/1008.
20. О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. (в редакции Закона от 15 июля 1998 г.) // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 34. Ст. 476; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. № 87. 2/883.
21. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. / Сост. М.И. Плотницкий. Мн.: ООО «Мисанта», 2002. 111 с.
22. Пилипенко А.А. Финансовое право: Учеб. пособие. Мн.: Книжный Дом, 2007. 608 с.
23. Сабитова Н.М. Теоретические основы бюджетного устройства Российской Федерации // Финансы. 2005. № 6. С. 11-13.
24. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. Мн.: БГЭУ, 2000. 312 с.
25. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. Мн.: БГЭУ, 2000. 302 с.
26. Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2003. 289 с.
Информация о работе Бюджетное устройство в Республике Беларусь