Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа
Главной целью данной курсовой работы являются теоретические и практические аспекты бюджетного устройства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
- определить бюджетное устройство страны и выявить его организационно-методологические основы;
- дать характеристику бюджетной системы и принципам ее построения;
- охарактеризовать бюджетные права органов власти и государственного управления.
Введение 3
1. Понятие и основы бюджетного устройства 5
2. Бюджетная система и принципы ее организации 12
3. Бюджетные права органов власти и управления 15
Заключение 31
Список использованных источников 33
Раскрытие сущности, содержания и роли государственного бюджета предполагает познание его экономической природы, четкого определения этой особой сферы товарно-денежных отношений.
Закон
Республики Беларусь «О бюджетной системе
Республики Беларусь и государственных
внебюджетных фондах» в разделе «Основные
термины и определения» представляет
бюджет как «основной финансовый план
формирования и использования денежных
средств для обеспечения функций государственных
органов, экономического и социального
развития Республики Беларусь или соответствующих
административно-
Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.
В данном случае мы имеем дело со смешением терминологических понятий «бюджет», «бюджетный фонд, или фонд денежных средств», «финансовый план государства, или бюджетный план». Вместе с тем, следуя правилам формальной логики, каждый определяемый объект должен иметь только ему присущие определение и термин.
В процессе своего функционирования бюджетные отношения материализуются в бюджетном фонде. Правомерно сказать, что бюджетный фонд выступает лишь как материальная форма, а не сущностное выражение бюджета.
Государственный бюджет – это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждения непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования - временные свободные средства бюджета.
В процессе составления основного финансового плана государства государственный бюджет материализуется - воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства.
Однако форма и материальное ее воплощение - лишь внешние признаки государственного бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Не случайно бюджет как совокупность денежных отношений можно выделить из общей системы экономических отношений по следующим признакам:
-
денежной форме отношений (
- сфере их действия (ограничена рамками бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, распределении и использовании бюджетных средств);
- участникам отношений (один из них всегда государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и распределяет их; вторым субъектом этих отношений выступают предприятия, организации, учреждения и население при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Соответствующие взаимоотношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством);
-
безвозмездности движения
Движение бюджетных ресурсов и сопутствующие им отношения необходимо определять с учетом их результативности как при формировании доходов бюджета, так и при их использовании.
Доходная
часть бюджета Республики Беларусь,
как и в странах с развитой рыночной экономикой,
формируется в основном за счет налоговых
платежей (свыше 90%). Она отличается множеством
налогов и характеризуется высокой долей
косвенных налогов, которые в условиях
кризисных явлений, инфляции дают определенную
гарантию систематического пополнения
государственной казны. Однако уровень
налогообложения товаропроизводителей
республики весьма высокий, что не стимулирует
в должной мере развитие производства
и рыночной инфраструктуры.
2.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И
ПРИНЦИПЫ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Бюджетная система Республики Беларусь представляет собой основанную на экономических отношениях и правовых нормах совокупность республиканского и местных бюджетов. Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. Структура бюджетной системы Республики Беларусь закрепляется в Конституции Республики Беларусь (ст. 133).
В
финансово-экономической науке
Отдельные авторы, подробно анализируя бюджетную систему как составную часть бюджетного устройства, предлагают исключить из ее элементного состава бюджеты, т.к. они разрабатываются и утверждаются на срок один календарный год (т.е. бюджетная система ежегодно исчезает и появляется), а вместо них в понятие «бюджетная система» включить довольно широкий круг субъектов (все юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета, а также Министерство финансов и органы управления бюджетами на местном уровне, т.к. именно они генерируют информацию, на основе которой ассигнования выделяются в определенном количестве конкретному бюджетному учреждению или организации) [Сноска].
С понятием бюджетной системы тесно связано весьма специфическое, но важное понятие «консолидированный бюджет», который определяется как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый только для расчетов и анализа.
В ст. 6 Закона предусмотрены три виды консолидированных бюджетов:
- консолидированный бюджет района – бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет;
-
консолидированный бюджет
-
консолидированный бюджет
Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке, а являются лишь информационной базой для корректировки бюджетно-финансовой политики соответствующей местной территории.
В случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводится чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь (ст. 7 Закона).
В контексте интеграционных процессов можно говорить о формировании бюджетов интеграционных союзов, например бюджет Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации для финансирования программ по совместным научным исследованиям в различных областях знаний и отраслях экономики, по обороне государств, по культуре, образованию, здравоохранению.
Принципы бюджетной системы, на основе которых она функционирует, закреплены в ст. 8-12 Закона. К ним относятся следующие пять принципов: единство бюджетной системы, полнота бюджетов, реальность бюджетов, гласность бюджетов и самостоятельность бюджетов.
Принцип единства бюджетной системы означает единство законодательной базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а также использование единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджета для составления консолидированных бюджетов.
Принцип полноты проявляется в том, что все доходы и расходы республиканского и местных бюджетов, определенные налоговым и бюджетным законодательством Республики Беларусь, подлежат отражению в бюджетах всех уровней в обязательном порядке и в полном объеме.
Принцип реальности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип гласности предполагает обязательное опубликование в средствах массовой информации всех сведений (за исключением сведений, отнесенных к государственным секретам) об утвержденных бюджетах, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
В зарубежной практике большое внимание уделяется принципу прозрачности, который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация данного принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетом, с фактическими.
Принцип самостоятельности бюджетов заключается в том, что у соответствующих субъектов имеются необходимые бюджетные права, предоставленные им законодательством. В частности, самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Соблюдение
перечисленных организационных
принципов бюджетной системы
позволит правильно организовать бюджетный
процесс и обеспечить исполнение всех
функций бюджетов.
3.
БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВА
ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ
Исключительное значение государственного бюджета в экономической и политической жизни общества предопределяют необходимость правовой регламентации отношений по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения регламентируются юридическими нормами, образующими в совокупности бюджетное право, которое является разделом финансового права.
Бюджетные правоотношения предполагают такие отношения, одной из сторон которых обязательно является государство в лице органов, его представляющих [8, с. 29].
Участники бюджетного процесса наделены законодательством определенными полномочиями, основное содержание которых заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджетные средства в отраслевом и территориальном разрезах, использовать их по целевому назначению.
Круг разнообразных полномочий органов государственной власти и государственного управления по поводу бюджета охватывается понятием «бюджетные права» [9, с. 34].
Информация о работе Бюджетное устройство в Республике Беларусь