Бюджетное устройство в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной курсовой работы являются теоретические и практические аспекты бюджетного устройства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели в курсовой работе предполагается решение следующих задач:
- определить бюджетное устройство страны и выявить его организационно-методологические основы;
- дать характеристику бюджетной системы и принципам ее построения;
- охарактеризовать бюджетные права органов власти и государственного управления.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и основы бюджетного устройства 5
2. Бюджетная система и принципы ее организации 12
3. Бюджетные права органов власти и управления 15
Заключение 31
Список использованных источников 33

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство в РБ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Бюджетные права четко распределены между  законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.

     В соответствии с законодательством  высшие органы государственной власти и государственного управления Республики Беларусь утверждают Государственный бюджет республики и отчет о его исполнении,  устанавливают налоги  и  сборы,  поступающие в республиканский и местные бюджеты. Местные органы власти не имеют права устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные законодательством .

     Национальное  собрание Республики Беларусь утверждает:

     1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь – совокупность всех бюджетов на территории страны в общей сумме доходов с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов с выделением ассигнований: на финансирование народного хозяйства; социально-культурные мероприятия и мероприятия по социальной защите населения; оборону; содержание органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры.

     2. Республиканский бюджет.

     3. Нормативы отчислений от общегосударственных доходных источников в местные бюджеты областей и г. Минска.

     Рассмотрим  бюджетные права органов власти и государственного управления на пример местных Советов депутатов. Бюджетные права местных Советов народных депутатов в основном регламентируются законом о местном хозяйстве и местном самоуправлении. Основополагающим правом местных Советов является их право на наличие собственного бюджета и самостоятельное его составление, утверждение и исполнение.

     К другим правам местных Советов относятся:

     - право на получение доходов,  включение которых в местные  бюджеты предусмотрено законодательством;

     - использование переданных доходов  по своему усмотрению;

     - образование оборотной кассовой  наличности;

     - фонд непредвиденных расходов;

     - разграничение доходов и расходов  между собственным бюджетом и  нижестоящим бюджетом;

     - право на возмещение средств из вышестоящего бюджета в случае издания после утверждения данного бюджета законов, постановлений правительства или решений вышестоящих Советов и их исполкомов, в соответствии с которыми увеличиваются расходы или уменьшаются доходы бюджета;

     - право вкладывать имеющиеся свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам;

     - право полностью оставлять в  своем распоряжении доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, и экономию в расходах.

     В компетенцию исключительно Советов  народных депутатов входят: утверждение бюджета, составленного исполкомами; руководство бюджетной деятельностью на подведомственной территории и контроль за ней; утверждение отчета об исполнении бюджета, распределение между нижестоящими бюджетами отчислений от общереспубликанских доходных источников.

     Определенными правами располагают и получатели бюджетных назначений, распорядители кредитов. Их права реализуются в процессе исполнения бюджета посредством распоряжения бюджетными кредитами, открываемыми банками после получения соответствующих указаний от финансовых органов.

     С точки зрения права весь бюджетный  процесс, начинающийся с указаний о сроках и подходах к формированию бюджета будущего года и кончая утверждением отчета об исполнении бюджета предыдущего года, представляет собой совокупность нормативных предписаний, выполнение которых обязательно для всех его участников.

     Бюджетные права - категория не застывшая, они находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Два обстоятельства обусловливают особенности бюджетных прав республики и местных Советов народных депутатов на современном этапе. Это обретение республикой статуса самостоятельного независимого государства и переход к рыночным отношениям.

     Как суверенное государство Республика Беларусь имеет самостоятельный бюджет, все бюджетные ресурсы поступают в бюджет республики. Весь бюджетный процесс, бюджетное устройство регламентируются исключительно законодательством республики.

     С точки зрения перехода к рынку  бюджетные права и республики и местных Советов позволяют использовать бюджетные средства в качестве инвестиций и кредитных ресурсов по отношению к предприятиям всех форм собственности.

     Беларусь, лишенная до 1917 г. даже формальной государственной самостоятельности, не имела своего собственного бюджета, только участвовала в формировании доходов и расходов государственного бюджета России. Но даже в этот период существовали собственные местные бюджеты: земские, городские и мирские. Земские бюджеты составлялись в Витебской, Минской и Могилевской губерниях и, несмотря на скудность финансовых ресурсов, направляли свои средства на строительство и содержание дорог, местного транспорта, органов управления данного уровня, а также учреждений здравоохранения, учебных заведений (школ, гимназий). Небольшими по своему объему были городские бюджеты, которые финансировали затраты на благоустройство городов, содержание их в чистоте, заработную плату чиновников соответствующего уровня, содержание некоторых общественных зданий и сооружений. Низшим звеном были мирские бюджеты (волостные и сельские), в которых аккумулировались в решающей части сборы с крестьян и использовались на выплату жалований волостным и сельским должностным лицам, на санитарию населенных пунктов, содержание общественных сооружений и т. п.

     Объем местных бюджетов, формируемых на территории Беларуси, их доля в общих доходах и расходах были незначительными и в 1910-1917 гг. не превышали 19% всех бюджетных ресурсов [24, с. 86]. В первые годы советской власти объемы местных бюджетов росли медленно, их удельный вес в государственном бюджете республики оставался низким. Некоторое оживление в экономике в период нэпа расширило доходную базу местных бюджетов и их значимость в финансировании местного хозяйства, социальной сферы. Однако в результате налоговой реформы (1930 г.) произошла дальнейшая централизация доходов в союзном и республиканском бюджете, соответственно доля местных доходов в бюджете БССР снизилась с 36,8% в 1926 г. до 19% в 1930 г. [24, с. 87].

     Только  в 1938 г. местные бюджеты были законодательно включены в единый Государственный бюджет, одновременно расширены функции местных Советов и их имущественные и финансовые права. Накануне Великой отечественной войны удельный вес местных бюджетов в бюджете БССР уже превысил 60 %. Послевоенный период, в котором решались особые задачи по восстановлению разрушенных хозяйства и культуры страны, потребовал централизации финансовых ресурсов в республиканском бюджете. В такой ситуации снизилась доля местных бюджетов в общем объеме государственного бюджета БССР (до 35-40%). Местные бюджеты приобрели в основном социальный характер, поскольку в них сосредотачиваются ресурсы на финансирование широкой сети дошкольных и школьных учебных заведений, медицинских, культурно-просветительных учреждений и т. п.

     Приобретение  политического и экономического суверенитета и переход Республики Беларусь к рыночным отношениям потребовали децентрализации системы управления экономикой, четкого разграничения функций и прав органов власти всех уровней. Соответственно была преобразована бюджетная система республики, включающая самостоятельные бюджеты всех уровней, располагающих своими источниками доходов и конкретной сферой их направления и использования. В этих условиях и при расширении самоуправления отдельными регионами возрастает роль местных бюджетов, осуществляющих финансирование экономических, социальных, культурных программ и мероприятий местного значения. Местные органы власти имеют широкую возможность изучать повседневные нужды граждан и при наличии устойчивой финансовой базы быстрее и лучше их удовлетворять. Не случайно решающая доля бюджетных ассигнований на содержание социально-культурных мероприятий, развитие жилищного, коммунального хозяйства, благоустройство населенных пунктов направляется из местных бюджетов. В настоящее время в Беларуси из местных бюджетов финансируется более 95% ассигнований на жилищно-коммунальное хозяйство, 86% на здравоохранение, свыше 60% на просвещение и т. п.

     Местные органы власти самостоятельно определяют курс бюджетных ассигнований (за исключением переданных ресурсов вышестоящего бюджета, имеющих целевое назначение). Бюджетные ассигнования в основном расходуются в следующих направлениях:

     - на содержание и развитие социально-культурной  сферы местного значения (школы, медицинские учреждения, библиотеки и т. п.), социальной защиты населения;

     - благоустройство населенных пунктов,  плюс капитальные вложения в объекты коммунальной собственности и другие экономические мероприятия по региональным и межрегиональным программам;

     - содержание аппарата местного  управления и правоохранительных органов;

     - на создание резервных, целевых  фондов местного значения, возврат ссуд, полученных из вышестоящих бюджетов, и другие расходы.

     В соответствии с действующим законодательством местные Советы депутатов получили право вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, а также выдавать ссуды предприятиям или иным юридическим лицам.

     Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, причем вмешательство любых органов или организаций в данный процесс не допускается. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляется соответствующими Советами депутатов через исполнительные органы и специально уполномоченные государственные органы.

     В переходный период к рынку все  самостоятельные звенья бюджетной  системы должны стать активным инструментом перераспределения национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей, воздействия на улучшение стоимостных пропорций общественного производства, для развития рыночной инфраструктуры и обеспечения социальных гарантий граждан. Это возможно только в условиях достижения высокого эффекта при формировании и расходовании бюджетных ресурсов посредством усиления стимулирующей роли налогов, применения прогрессивных форм, методов финансирования и использования бюджетных средств. Одновременно требуется дальнейшая демократизация и совершенствование бюджетного процесса, финансовых взаимоотношений между бюджетами всех уровней, а также между государством и субъектами хозяйствования.

     Дальнейшее  развитие республики, ее право на вступление в межгосударственные отношения с государствами ближнего зарубежья и международными организациями, происходящие процессы интеграции в мировые хозяйственные связи, безусловно, потребуют внесения определенных изменений в перечень бюджетных прав республики и местных Советов.

     Увеличение  расходных функций местных бюджетов требует дальнейшего укрепления их самостоятельности, расширения прав местных Советов в распоряжении бюджетными ресурсами и соответственно увеличения собственной доходной базы.

     В последние годы произошла реструктуризация доходов местных бюджетов, что явилось следствием неравномерного их развития. Так, доля собственных доходов в общем объеме доходов местных бюджетов сократилась в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на 0,5% , доля закрепленных выросла на 3,9%. Однако устойчивой тенденции здесь не наблюдается: в 2004 г. доля собственных и закрепленных доходов в местных бюджетах снизилась на 0,4 % по отношению к предыдущему году.

     Требует анализа и оценки тенденция ускоренного роста местных налогов и сборов, что привело к значительному увеличению их доли в составе собственных доходов. Это создает дифференциацию в региональной среде налогообложения, сказывается на положении субъектов хозяйствования, инвестиционном климате в регионе.

     Поэтому лучшим вариантом было бы установить предельный размер местных налогов (в процентах к общему объему собственных доходов). При этом дополнительные налоги, вводимые сверх учтенных в базе, не должны вызывать уменьшения регулирующих доходов или сумм дотаций, что соответствовало бы назначению местных налогов - служить дополнительным источником финансирования социально-экономического развития регионов. Кроме того, такая установка позволит местным Советам проводить политику умеренного налогообложения в отношении местных налогов и сборов, заставит местные Советы активизировать работу по привлечению других (кроме местных налогов) доходов для доведения собственных доходов до установленного им минимального уровня.

     В этой связи целесообразно восстановить практику доведения до местных бюджетов показателя минимального уровня собственных доходов в объеме доходов местных бюджетов.

     Как показывает анализ, состояние собственной доходной базы регионов неодинаково. В отдельных из них уровень собственных и закрепленных доходов ниже, чем по местным бюджетам в целом. Существует значительная дифференциация в уровне обеспеченности регионов собственными доходами.

     В 2005 г. доля собственных доходов Витебской области составила 40%, а Гомельской - 21%, т.е. почти в 2 раза ниже, в то время как в целом по местным бюджетам республики удельный вес собственных доходов составил 48,3%.

Информация о работе Бюджетное устройство в Республике Беларусь