Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства бюджетной системы в Республике Беларусь и принципов ее построения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику понятий государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система;
- определить важность государственного бюджета в целом, как на местном уровне, так и для страны в целом;
- рассмотреть особенности составления бюджета, как основного финансового плана государства;
- звенья бюджетной системы и основы бюджетного процесса и их взаимосвязь.

Содержание

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Структура расходов бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1 Стадия составления проекта бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Стадии принятия закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.принципы ее построения1.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Отчетный доклад и отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Беларусь за прошедший  бюджетный год представляет Правительство — обычно Министр финансов Республики Беларусь.

Местные органы управления в течение определенного  срока (обычно в марте) представляют свои отчеты на утверждение местным  Советам депутатов. Отчет об исполнении республиканского бюджета утверждается законом Республики Беларусь.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за прошедший  финансовый (бюджетный) год рассматривается  Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов за предшествующий финансовый (бюджетный) год производится на сессиях местных Советов одновременно с проектом местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год. Отчеты об исполнении бюджетов должны публиковаться в печати для всеобщего сведения.

 

Заключение

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На протяжении всего времени проведения реформ были предприняты определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики, однако под давлением политических факторов ни одна из них не имела того эффекта, на который можно было бы рассчитывать.

Если в области  формирования более-менее рыночного  бюджета были достигнуты значительные успехи, то финансирование бюджетного дефицита продолжает желать лучшего. Существует немало ресурсов для уменьшения дефицита бюджета, как за счет снижения и реструктуризации расходов, так и за счет улучшения собираемости налогов.

Так, к примеру, Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь приняли во втором чтении проект закона о бюджете Республики Беларусь на 2009 год с дефицитом 1,8% к ВВП.

Доходы консолидированного бюджета Беларуси в 2009 году прогнозируются в объеме 72,7 трлн. рублей или 46,9% к ВВП. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета является НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями, подоходный налог с физических лиц, акцизы.

Расходы консолидированного бюджета в 2009 году составят 75,5 трлн. рублей или 48,7% к ВВП. Приоритетными  направлениям расходования средств  в будущем году станут обеспечение  роста заработной платы в бюджетной  сфере, финансирование национальных приоритетов, установленных программой социально-экономического развития, обеспечение необходимыми ресурсами дополнительных расходов бюджета в связи с увеличением цен на импортируемые Беларусью энергоносители.

Доходы республиканского бюджета в 2009 году предусматриваются в сумме 54,9 трлн. рублей, расходы - 57,7 трлн. Дефицит республиканского бюджета сформирован в размере 2,8 трлн. рублей или 1,8% к ВВП. Финансирование дефицита бюджета будет осуществляться за счет внутренних и внешних источников.

Бюджетом будущего года предусматриваются повышенные темпы роста расходов по основным социальным статьям (здравоохранение, образование, культура, физическая культура и спорт и другие). В совокупности расходы по этим направлениям увеличатся более чем на 35% по сравнению с 2008 годом, в то время как все расходы бюджета возрастут на 26%.

Особенностью  проекта бюджета 2009 года является значительный рост расходов на поддержку регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС: на эти  цели планируется направить 758 млрд. рублей. Еще 257 млрд. рублей пойдет на финансирование работ по газификации, водоснабжению, дорожному строительству в этих регионах.

Значительную  бюджетную поддержку получит жилищное строительство - 1,7 трлн. рублей. В первую очередь средства пойдут на оказание финансовой помощи молодым и многодетным семьям при строительстве жилья. Более 860 млрд. рублей предусмотрено направить на создание инженерно-транспортной инфраструктуры в районах жилой застройки.

Обеспечение продовольственной  безопасности Беларуси будет осуществляться через всестороннюю поддержку сельского хозяйства. Всего на финансирование АПК будет выделено 4,5 трлн. рублей.

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Заяц, Н.Е. Теория финансов: учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко – Минск : БГЭУ, 2006.

2.Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учебное пособие / Т.В. Сорокина - Минск : БГЭУ, 2003.

3. О государственном бюджете Республики Беларусь на 2008 год : Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 года № 303-3.

4. Бабич, А.М. Финансы: учебное пособие / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова - М. : ЮНИТИ, 2007.

5. Дудорин, В.И. Управление экономикой и налоги / В.И. Дудорин - М. : Менеджер, 2008.

6. Болтон, А.А. Теория финансов: учебное пособие / А.А Болтон, Г.Г Капелинский, В.А. Трачнов - М. 2008.

7. Фетисов, В.Д. Финансы: Практическое пособие / В.Д. Фетисов – Минск : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

8. Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2005. – Режим доступа : http://www.pravo.by.




Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения