Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства бюджетной системы в Республике Беларусь и принципов ее построения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику понятий государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система;
- определить важность государственного бюджета в целом, как на местном уровне, так и для страны в целом;
- рассмотреть особенности составления бюджета, как основного финансового плана государства;
- звенья бюджетной системы и основы бюджетного процесса и их взаимосвязь.

Содержание

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Структура расходов бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1 Стадия составления проекта бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Стадии принятия закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.принципы ее построения1.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

К иным источникам неналоговых доходов, надо отнести  денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, финансово-правовой, административной и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещения вреда, причиненного Республике Беларусь и местным органам управления и самоуправления.

Кроме того, к  неналоговым поступлениям надо отнести  заемные денежные средства через  государственный кредит (займы, сбережения и др.), а также поступления от бесхозного имущества, дарения и завещания.

В зависимости  от порядка и условий зачисления в бюджет доходы подразделяются на постоянно закрепленные (собственные) и регулирующие.

Постоянно закрепленные — это такие доходы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь полностью или в твердо закрепленном размере постоянно или на весьма длительный срок поступают в определенный бюджет.

Закрепление доходов  за определенным бюджетом является основным порядком в распределении доходов между бюджетами, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов бюджетного права. Это закрепление осуществляется бюджетным и налоговым законодательством.

К сожалению, белорусское  законодательство не определяет долю самостоятельных (закрепленных) источников местных бюджетов. Практика закрепления постоянных источников доходов до 70 % всех поступлений в местные бюджеты любого уровня является оптимальной. Уменьшение этой доли приводит к зависимости каждого звена бюджетной системы от вышестоящего бюджета.

На основании  ежегодно принимаемых бюджетов и  ст. 24 Закона «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах» к доходам  республиканского бюджета следует  отнести:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- налог на прибыль с предприятий и организаций республиканского подчинения;

- таможенные пошлины и сборы;

- доходы от внешнеэкономической деятельности государства.

Это стабильные источники доходов республиканского бюджета. Кроме них в него включаются денежные средства, получаемые государством от других государств в соответствии с заключенными соглашениями. В республиканский бюджет поступает часть доходов от осуществления Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами (государственный кредит и др.)

В местные бюджеты  в соответствии с Законом «О местном  управлении и самоуправлении», независимо от уровня местного Совета, закреплены следующие источники доходов:

- налог на прибыль предприятий и других хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;

- налог на доходы;

- налог на недвижимость коммунального хозяйства соответствующего уровня местного Совета;

- плата за природные ресурсы от хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;

- поступления средств от приватизации коммунальной собственности.

К собственным  доходам местных бюджетов любого уровня относятся также безвозмездные  перечисления от физических и юридических  лиц, иностранных субъектов (дарение, завещание, благотворительность и  др.) Кроме того, в зависимости от уровня местного Совета в их бюджеты включаются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», следующие доходы:

I. В бюджеты областей и г. Минска:

а) подоходный налог с физических лиц;

б) налог на недвижимость;

в) земельный налог;

г) платежи за использование природных ресурсов и платежи за переработку нефти и нефтепродуктов;

д) налог при упрощенной системе налогообложения;

е) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

ж) единый налог для производителей сельхозпродукции;

з) налог на игорный бизнес и некоторые другие налоги, и сборы, а также ряд неналоговых доходов.

II. В бюджеты Советов базового уровня:

а) налог на прибыль общественных организаций и кооперативов и др.;

б) поступления от сдачи в аренду имущества коммунального хозяйства;

в) плата за различного рода регистрацию и перерегистрацию;

г) местные налоги, сборы и платежи;

д) иные доходы в соответствии с решениями областных Советов депутатов при утверждении бюджета области.

III. В бюджеты местных Советов первичного уровня:

а) местные налоги и сборы;

б) иные доходы, которые предусматриваются решениями районных Советов при утверждении бюджетов районов.

Законодательством Республики Беларусь установлено, что  все доходы сверх плановых заданий расходуются местными Советами по своему усмотрению и изъятию не подлежат.

Кроме собственных (закрепленных) доходов бюджетов применяется  система регулирующих источников дохода.

Регулирующие  доходы — это такие доходы, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие за счет собственных доходов в определенном размере для покрытия расходов, которые не обеспечиваются собственными (закрепленными) доходами.

Перечень регулирующих доходов и их размер утверждается при принятии закона об утверждении республиканского бюджета, а местные Советы определяют по своему усмотрению перечень и размер отчислений в нижестоящие местные бюджеты.

К числу регулирующих доходов относятся такой крупный  налог, как НДС, а также акцизы.

Таким образом, одни и те же источники дохода по отношению к одному бюджету будут собственными (постоянно закрепленными), а по отношению к нижестоящему — регулирующими.

 

2.1 Структура расходов бюджета

 

Структура расходов бюджетов определяется задачами и функциями  государства в целом, а также функциями соответствующих государственных и местных органов и задачами социально-экономического развития соответствующего региона.

Анализ бюджетного законодательства дает основание предположить следующую структуру расходов, которая  находит свое отражение в ежегодно принимаемых бюджетах.

В основу распределения  расходов между звеньями бюджетной  системы положены два принципа:

- значимость расходов;

- подчиненность определенных субъектов тому или иному административно-территориальному государственному органу.

Принцип значимости расходов свидетельствует, что расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из республиканского бюджета. А расходы, имеющие соответствующее  местное значение, — из местных  бюджетов. Например, расходы на оборону  страны выделяются исключительно из республиканского бюджета в силу их общественного значения. А расходы на поддержку коммунального хозяйства — из местных бюджетов.

Надо отметить, что соотношение расходов каждого  бюджета по направлениям изменяется в зависимости от звена бюджетной системы. Так, если расходы бюджета местного Совета первичного уровня состоят в основном из расходов на социально-культурные мероприятия (основная масса расходов — начальное образование, ФАПы, библиотеки, клубы) и на содержание незначительного аппарата, то по мере увеличения значимости бюджетов вышестоящих Советов депутатов соотношения меняются в сторону увеличения расходов на развитие экономики.

Принцип подчиненности  организаций и предприятий означает, что финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечиваются за счет бюджетных средств, осуществляется из того звена бюджетной системы, в каком подчинении они находятся. Так, все государственные вузы финансируются из республиканского бюджета, так как последние напрямую подчиняются республиканскому Министерству образования. А общеобразовательные школы финансируются, в основном, из районных и городских бюджетов, так как они подчиняются районным и городским управления (отделам) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

В соответствии с действующим законодательством  Республики Беларусь, можно выделить четыре основные группы расходов.

В первую группу входят расходы на развитие народного  хозяйства по следующим направлениям:

а) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;

б) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;

в) внешнеэкономическая деятельность;

г) обслуживание государственного долга;

д) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

е) природоохранные мероприятия;

ж)  прочие расходы экономического характера.

Во вторую группу входят расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру  и спорт, и другие социальные программы.

Третью группу составляют так называемые расходы на содержание всего государственного аппарата:

а) содержание органов законодательной власти;

б) содержание исполнительных органов власти;

в) содержание судебной власти;

г) содержание правоохранительных органов и прокуратуры;

д) расходы на проведение выборов и референдумов.

К четвертой  группе можно отнести расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:

а) национальная оборона страны;

б) таможенные и пограничные органы;

в) финансовые и налоговые органы;

г) затраты  по закладке и  обновлению государственных запасов и 
резервов.

Для нормального  функционирования процесса исполнения бюджетов в соответствии со ст. 15 Закона «О бюджетной системе и государственных  внебюджетных фондах» в республиканском  и местных бюджетах для своевременного финансирования расходов образуется оборотная кассовая наличность. Она образуется за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало планируемого бюджетного года. Оборотная кассовая наличность используется в течение бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов. Например, такой источник доходов местного бюджета, как земельный налог, поступает от граждан один раз в году — глубокой осенью, а расходы надо производить почти ежедневно. Поэтому на текущие расходы используют оборотную кассовую наличность. В том же бюджетном году она должна быть восстановлена в полном размере до начала нового бюджетного года.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь во всех бюджетах создаются  резервные и целевые фонды.

Резервные фонды бюджетов служат для покрытия непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в процессе исполнения бюджетов. В отличие от оборотной кассовой наличности резервные фонды расходуются, и их восстановление не требуется. Неиспользованные денежные средства резервных фондов бюджета не изымаются, и служат дополнительным источником дохода бюджета на очередной бюджетный год.

Целевые бюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Состав доходной части целевых бюджетов формируется за счет доходов целевого назначения и иных поступлений и используется исключительно на строго определенные цели.

На основании  бюджетного законодательства органами законодательной власти и органами местного самоуправления могут создаваться внебюджетные фонды — это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, для финансирования конкретных мероприятий республиканского и местного значения. Таким образом, внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются исключительно органами, их образовавшими.

В местные внебюджетные фонды включаются доходы:

а) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

б) добровольные взносы;

в) доходы от выпуска местных займов, ценных бумаг и проведения различных мероприятий финансового плана (аукцион, лотерея и др.)

г) штрафы, налагаемые за превышение цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги);

д) штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, санитарных норм и правил; платежи, компенсирующие нанесенный ущерб. Эти суммы штрафов и платежей должны использоваться на проведение природоохранных мероприятий;

е) другие внебюджетные средства.

Внебюджетные  фонды могут создаваться самостоятельно местным Советом или исполнительным комитетом, а также совместно с нижестоящими или вышестоящими соответственно представительными и исполнительными органами.

Внебюджетные  фонды также могут образовываться за счет средств предприятий, организаций и граждан и за счет бюджетных и внебюджетных средств соответствующей административно-территориальной единицы.

Такие горизонтальные внебюджетные средства разрешено использовать законодательством Республики Беларусь на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры. Формирование и использование средств внебюджетных фондов осуществляется согласно правовому статусу данного фонда, который утверждается законодательным органом или исполнительной властью. Этот статус включает характеристику источников дохода и направление их использования.

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения