Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства бюджетной системы в Республике Беларусь и принципов ее построения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику понятий государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система;
- определить важность государственного бюджета в целом, как на местном уровне, так и для страны в целом;
- рассмотреть особенности составления бюджета, как основного финансового плана государства;
- звенья бюджетной системы и основы бюджетного процесса и их взаимосвязь.
Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Структура расходов бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1 Стадия составления проекта бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Стадии принятия закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
К иным источникам неналоговых доходов, надо отнести денежные средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, финансово-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещения вреда, причиненного Республике Беларусь и местным органам управления и самоуправления.
Кроме того, к неналоговым поступлениям надо отнести заемные денежные средства через государственный кредит (займы, сбережения и др.), а также поступления от бесхозного имущества, дарения и завещания.
В зависимости от порядка и условий зачисления в бюджет доходы подразделяются на постоянно закрепленные (собственные) и регулирующие.
Постоянно закрепленные — это такие доходы, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь полностью или в твердо закрепленном размере постоянно или на весьма длительный срок поступают в определенный бюджет.
Закрепление доходов за определенным бюджетом является основным порядком в распределении доходов между бюджетами, что повышает бюджетную самостоятельность субъектов бюджетного права. Это закрепление осуществляется бюджетным и налоговым законодательством.
К сожалению, белорусское законодательство не определяет долю самостоятельных (закрепленных) источников местных бюджетов. Практика закрепления постоянных источников доходов до 70 % всех поступлений в местные бюджеты любого уровня является оптимальной. Уменьшение этой доли приводит к зависимости каждого звена бюджетной системы от вышестоящего бюджета.
На основании ежегодно принимаемых бюджетов и ст. 24 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» к доходам республиканского бюджета следует отнести:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы;
- налог на прибыль с предприятий и организаций республиканского подчинения;
- таможенные пошлины и сборы;
- доходы от внешнеэкономической деятельности государства.
Это стабильные
источники доходов
В местные бюджеты в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении», независимо от уровня местного Совета, закреплены следующие источники доходов:
- налог на прибыль предприятий и других хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;
- налог на доходы;
- налог на недвижимость коммунального хозяйства соответствующего уровня местного Совета;
- плата за природные ресурсы от хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;
- поступления средств от приватизации коммунальной собственности.
К собственным доходам местных бюджетов любого уровня относятся также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, иностранных субъектов (дарение, завещание, благотворительность и др.) Кроме того, в зависимости от уровня местного Совета в их бюджеты включаются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год», следующие доходы:
I. В бюджеты областей и г. Минска:
а) подоходный налог с физических лиц;
б) налог на недвижимость;
в) земельный налог;
г) платежи за использование природных ресурсов и платежи за переработку нефти и нефтепродуктов;
д) налог при упрощенной системе налогообложения;
е) единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
ж) единый налог для производителей сельхозпродукции;
з) налог на игорный бизнес и некоторые другие налоги, и сборы, а также ряд неналоговых доходов.
II. В бюджеты Советов базового уровня:
а) налог на прибыль общественных организаций и кооперативов и др.;
б) поступления от сдачи в аренду имущества коммунального хозяйства;
в) плата за различного рода регистрацию и перерегистрацию;
г) местные налоги, сборы и платежи;
д) иные доходы в соответствии с решениями областных Советов депутатов при утверждении бюджета области.
III. В бюджеты местных Советов первичного уровня:
а) местные налоги и сборы;
б) иные доходы, которые предусматриваются решениями районных Советов при утверждении бюджетов районов.
Законодательством Республики Беларусь установлено, что все доходы сверх плановых заданий расходуются местными Советами по своему усмотрению и изъятию не подлежат.
Кроме собственных (закрепленных) доходов бюджетов применяется система регулирующих источников дохода.
Регулирующие доходы — это такие доходы, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие за счет собственных доходов в определенном размере для покрытия расходов, которые не обеспечиваются собственными (закрепленными) доходами.
Перечень регулирующих доходов и их размер утверждается при принятии закона об утверждении республиканского бюджета, а местные Советы определяют по своему усмотрению перечень и размер отчислений в нижестоящие местные бюджеты.
К числу регулирующих
доходов относятся такой
Таким образом, одни и те же источники дохода по отношению к одному бюджету будут собственными (постоянно закрепленными), а по отношению к нижестоящему — регулирующими.
2.1 Структура расходов бюджета
Структура расходов бюджетов определяется задачами и функциями государства в целом, а также функциями соответствующих государственных и местных органов и задачами социально-экономического развития соответствующего региона.
Анализ бюджетного законодательства дает основание предположить следующую структуру расходов, которая находит свое отражение в ежегодно принимаемых бюджетах.
В основу распределения расходов между звеньями бюджетной системы положены два принципа:
- значимость расходов;
- подчиненность определенных
субъектов тому или иному административно-
Принцип значимости
расходов свидетельствует, что расходы,
имеющие общегосударственное
Надо отметить, что соотношение расходов каждого бюджета по направлениям изменяется в зависимости от звена бюджетной системы. Так, если расходы бюджета местного Совета первичного уровня состоят в основном из расходов на социально-культурные мероприятия (основная масса расходов — начальное образование, ФАПы, библиотеки, клубы) и на содержание незначительного аппарата, то по мере увеличения значимости бюджетов вышестоящих Советов депутатов соотношения меняются в сторону увеличения расходов на развитие экономики.
Принцип подчиненности
организаций и предприятий
В соответствии
с действующим
В первую группу входят расходы на развитие народного хозяйства по следующим направлениям:
а) содержание, поддержка и расширение государственного сектора экономики;
б) государственные инвестиции на безвозмездной основе в систему государственной собственности;
в) внешнеэкономическая деятельность;
г) обслуживание государственного долга;
д) мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
е) природоохранные мероприятия;
ж) прочие расходы экономического характера.
Во вторую группу входят расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт, и другие социальные программы.
Третью группу составляют так называемые расходы на содержание всего государственного аппарата:
а) содержание органов законодательной власти;
б) содержание исполнительных органов власти;
в) содержание судебной власти;
г) содержание правоохранительных органов и прокуратуры;
д) расходы на проведение выборов и референдумов.
К четвертой группе можно отнести расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:
а) национальная оборона страны;
б) таможенные и пограничные органы;
в) финансовые и налоговые органы;
г) затраты по закладке и обновлению
государственных запасов и
резервов.
Для нормального
функционирования процесса исполнения
бюджетов в соответствии со ст. 15 Закона
«О бюджетной системе и
В соответствии с законодательством Республики Беларусь во всех бюджетах создаются резервные и целевые фонды.
Резервные фонды бюджетов служат для покрытия непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в процессе исполнения бюджетов. В отличие от оборотной кассовой наличности резервные фонды расходуются, и их восстановление не требуется. Неиспользованные денежные средства резервных фондов бюджета не изымаются, и служат дополнительным источником дохода бюджета на очередной бюджетный год.
Целевые бюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Состав доходной части целевых бюджетов формируется за счет доходов целевого назначения и иных поступлений и используется исключительно на строго определенные цели.
На основании бюджетного законодательства органами законодательной власти и органами местного самоуправления могут создаваться внебюджетные фонды — это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, для финансирования конкретных мероприятий республиканского и местного значения. Таким образом, внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются исключительно органами, их образовавшими.
В местные внебюджетные фонды включаются доходы:
а) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;
б) добровольные взносы;
в) доходы от выпуска местных займов, ценных бумаг и проведения различных мероприятий финансового плана (аукцион, лотерея и др.)
г) штрафы, налагаемые за превышение цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги);
д) штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, санитарных норм и правил; платежи, компенсирующие нанесенный ущерб. Эти суммы штрафов и платежей должны использоваться на проведение природоохранных мероприятий;
е) другие внебюджетные средства.
Внебюджетные
фонды могут создаваться
Внебюджетные
фонды также могут
Такие горизонтальные внебюджетные средства разрешено использовать законодательством Республики Беларусь на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры. Формирование и использование средств внебюджетных фондов осуществляется согласно правовому статусу данного фонда, который утверждается законодательным органом или исполнительной властью. Этот статус включает характеристику источников дохода и направление их использования.