Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение бюджетного устройства бюджетной системы в Республике Беларусь и принципов ее построения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- дать характеристику понятий государственный бюджет, бюджетное устройство, бюджетная система;
- определить важность государственного бюджета в целом, как на местном уровне, так и для страны в целом;
- рассмотреть особенности составления бюджета, как основного финансового плана государства;
- звенья бюджетной системы и основы бюджетного процесса и их взаимосвязь.

Содержание

Ведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1 Структура расходов бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
3.1 Стадия составления проекта бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
3.3 Стадии принятия закона о бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения . . . 35
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство Республики Беларусь.принципы ее построения1.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Проекты республиканского и консолидированного бюджетов утверждаются Правительством и предоставляются  на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Вместе с проектами Президенту предоставляются:

- пояснительная записка к проекту бюджета;

- основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной бюджетный год;

- основные показатели взаимоотношений республиканского и консолидированного бюджетов областей и бюджета г. Минска;

- оценки ожидаемого исполнения республиканского и консолидированного бюджетов текущего года;

- прогнозные расчеты по доходам и расходам республиканского бюджета на планируемый бюджетный год.

Рассматривая  проекты республиканского и консолидированного бюджетов, Президент при необходимости  внесения изменений и дополнений в акты законодательства, регулирующие порядок налогообложения, вносит в Парламент проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете, либо одновременно с этим проектом.

После рассмотрения проекта закона о бюджете на очередной  год он передается в Парламент Республики Беларусь. На этом заканчивается первая стадия бюджетного процесса.

 

3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете

 

Порядок рассмотрения и обсуждения проектов бюджетов на местном уровне регламентируется соответствующими правовыми актами местных органов управления и самоуправления. Детальная регламентация этой стадии дана в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» лишь на республиканском уровне.

Вторая стадия бюджетного процесса — рассмотрение и обсуждение — состоит как бы из трех под стадий.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматривается Палатой представителей до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. Проект закона о бюджете и проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год рассматриваются в постоянной комиссии Палаты представителей, к ведению которой отнесены данные вопросы, в порядке, предусмотренном Регламентом. Два этих проекта, а также заключения по ним и другие материалы направляются депутатам Палаты представителей не позднее трех дней до их рассмотрения на заседании Палаты представителей. Проект закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год принимается Палатой представителей ежегодно с соблюдением процедуры согласования изменений и дополнений, предложенных депутатами Палаты представителей и другими субъектами права законодательной инициативы в соответствии с Регламентом. Процедура согласования поручается постоянной комиссии - головной по проекту закона о бюджете Республики Беларусь.

Проект закона о бюджете и проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый (бюджетный) год докладываются в Палате представителей Премьер-министром Республики Беларусь или его представителем. Предложения о внесении изменений и (или) дополнений в эти законы могут вноситься субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются в порядке, предусмотренном Регламентом.

Изменения и  дополнения в закон о бюджете принимаются большинством голосов от полного состава Палаты представителей.

При втором чтении утверждается также проект бюджета  в целом и принимается закон  о бюджете, который подается в  Совет Республики.

Рассмотрение  и одобрение закона о бюджете  — это третья стадия бюджетного процесса. В Совете Республики голосование проводится в целом по закону.

 

3.3 Стадии принятия закона о бюджете

 

В случае отклонения закона о бюджете Советом Республики указанный закон передается для  преодоления возникших разногласий  в согласительную комиссию. По результатам  ее работы Палата представителей рассматривает этот закон в одном чтении. Принятый Палатой представителей закон снова в том же порядке передается в Совет Республики.

Надо различать  понятие «бюджет» на очередной год  и «закон о бюджете».

В бюджете дополнительно  расписаны все источники, которые планируется получить в наступающем году и не менее детально все расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Одобренный  Советом Республики закон о бюджете  передается на подпись Президенту Республики Беларусь. Если же Президент отклоняет закон о бюджете, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав этой комиссии включается представитель Президента.

При повторном  отклонении закона о бюджете Национальное собрание может преодолеть вето Президента путем повторного голосования по закону не менее 2/3 всего состава Национального собрания.

В случае неутверждения  республиканского и (или) местных бюджетов до начала финансового (бюджетного) года Правительство и местные органы управления имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети плановых ассигнований четвертого квартала предыдущего финансового (бюджетного) года в пределах поступающих доходов.

В принятом республиканском  бюджете предусмотрены следующие основные показатели:

- общий объем доходов и расходов с указанием дефицита (или профицита);

- размеры основных источников дохода;

- основные показатели финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, государственных органов;

- размер средств, направленных на обслуживание государственного долга;

- бюджетное регулирование;

- перечень защищенных статей, размер оборотной кассовой - некоторые показатели расходов общереспубликанского характера. Местные Советы всех уровней проводят такие же мероприятия по утверждению своих бюджетов.

Утвержденный  местный бюджет носит характер правового  акта и, следовательно, обязателен для  исполнительно-распорядительных органов, всех организаций, предприятий и  учреждений, физических лиц, находящихся на территории данного Совета.

 

3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства

 

В соответствии с Законом «О бюджетной системе  Республики Беларусь и государственных  внебюджетных фондах» исполнение соответствующих бюджетов возложено на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительно-распорядительные органы и осуществляется на основании закона о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и решений местных Советов депутатов.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная  роспись доходов и расходов.

Бюджетная роспись  представляет собой поквартальное  распределение доходов и расходов бюджета, покрытие дефицита бюджета  в соответствии с бюджетной классификацией. Она составляется финансовыми органами и доводится до сведения распорядителей бюджетных средств.

Поквартальное распределение бюджетных средств осуществляется с целью, прежде всего, более рационального и равномерного использования бюджетных средств. Второй задачей поквартальной разбивки является контроль за строго целевым и своевременным использованием этих денежных средств. Дело в том, что бюджетные ассигнования выставляются поквартально, и если не будет представлен квартальный отчет, бюджетные кредиты на следующий квартал не будут выставляться. Не будут они выставляться, если выставленные кредиты на квартал использовались с нарушением бюджетной дисциплины.

В исполнении бюджета  в той или иной степени принимают  участие, прежде всего, все государственные органы законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Решающая роль в исполнении доходной части принадлежит  Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь и его налоговым  органам на местах. Они осуществляют контроль за правильным и своевременным исчислением и уплатой налоговых и неналоговых платежей, так как свыше 90 % всех доходов бюджета составляют налоги и сборы (пошлины).

Важная роль в исполнении бюджета и по доходам, но особенно по расходам принадлежит  Министерству финансов Республики Беларусь и его органам на местах, так как они осуществляют практическую работу по составлению проекта бюджета, а затем и его исполнению. В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» все денежные средства республиканского и местных бюджетов аккумулируются на соответствующих счетах Министерства финансов и местных финансовых органов, которые обеспечивают учет и контроль всех операций по исполнению соответствующих бюджетов. Министерству финансов предоставлено право: приостанавливать и ограничивать (за исключением защищенных статей расходов) финансирование расходов за счет   бюджетных   средств   в   случаях   несоблюдения   их   получателями  законодательства Республики Беларусь, регулирующего бюджетные отношения, необоснованного получения или использования указанных средств не по целевому назначению, непредставления в установленные сроки квартальных отчетов об использовании бюджетных средств по их счетам, а также в случаях возникновения временных кассовых разрывов. Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь, задолженность по займам и ссудам, проценты по займам, а также задолженность по обязательствам, возникшим в случае невыполнения Правительством Республики Беларусь платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантию Правительства, и др.

Как было отмечено ранее, бюджетные правоотношения характеризуются тем, что они возникают между государством и его государственными органами. Это относится как к материальным, так и процессуальным бюджетным правоотношениям. Предприятия, организации, учреждения не участвуют в распределении бюджетных средств и не имеют никаких прав и не несут обязанностей по всем стадиям бюджетного процесса. Они используют на основании их смет выделенные им денежные средства из бюджета. И совсем неверно утверждение, что часть населения принимает участие в исполнении бюджета. Если имеется в виду, что физические лица уплачивают налоги, сборы (пошлины), то в этом случае они выполняют свои налоговые обязательства, а если они получают ссуды или займы, то в таком случае граждане являются субъектами института государственных расходов.

Нижестоящие распорядители  по республиканскому бюджету подразделяются на две категории:

- первая — руководители отделов и управлений всех республиканских органов управления;

- вторая группа, наиболее значимая в количественном отношении;

 - руководители конкретных учреждений, других бюджетных организаций, имеющих статус юридического лица и наличие собственной законченной бухгалтерской системы (например, ректор вуза, т.е. организации или учреждения республиканского подчинения).

По местным  бюджетам отсутствуют распорядители бюджетных кредитов нижестоящих распорядителей кредитов первой категории. По второй категории выступают руководители организаций или учреждений местного подчинения, например, главный врач районной больницы, директор средней школы и т.д.

После осуществления  росписи бюджетов финансовые органы (казначейства) выставляют в адрес  главных распорядителей бюджетных  кредитов накануне квартала кредиты  с тем, чтобы последние смогли распределить выставленные бюджетные  кредиты между нижестоящими распорядителями. При этом определенную часть этих денежных средств оставляют в своем распоряжении на покрытие расходов своего аппарата (министерство, областное управление культуры). В свою очередь нижестоящие распорядители первой категории распределяют выделенные им бюджетные кредиты среди распорядителей второй категории (например, управление вузов Министерства образования — между вузами, а руководитель районного отдела культуры как главный распорядитель — между культурными учреждениями района (второй категории нижестоящих)).

Распорядители бюджетных кредитов должны точно  и в срок использовать выделенные денежные средства (бюджетные) исключительно  в  соответствии со сметой данного учреждения и в ее пределах. По окончании текущего квартала все бюджетные учреждения должны представить отчет об использовании в строгом соответствии со сметой выделенных бюджетных ассигнований. До представления отчета о распоряжении распорядителей бюджетных кредитов на следующий квартал денежные средства выставляются в размере 75 % положенной суммы.

 

3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения

 

Финансовые  органы Республики Беларусь готовят  отчеты на основании годовых отчетов, которые обязаны представить  им главные распорядители бюджетных  кредитов. Последние сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.

Сводный отчет  составляется Министерством финансов в строгом соответствии с бюджетной  классификацией. Отчет об исполнении консолидированного бюджета может быть подвергнут анализу Комитетом государственного контроля Республики Беларусь, который дает свое заключение, используя свои материалы и результаты проверок в течение финансового (бюджетного) года.

После представления  Президентом страны отчета об исполнении консолидированного бюджета Парламенту отчет рассматривается в постоянных комиссиях Палаты Представителей Национального собрания, которые составляют по отчету свои заключения.

Информация о работе Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения