Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:48, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:
- охарактеризовать бюджетное устройство РФ;
- определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов;
- проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований, а также изучение последних поправок к бюджетному кодексу и обоснование их необходимости.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетное устройство России
1.1 Принципы функционирования бюджетной системы 4
1.2 Бюджетные права в Российской Федерации 13
2 Значение бюджетного кодекса в регулировании
бюджетных правоотношений
2.1 Регулирование бюджетного права органов
государственной власти 14
2.2 Регулирование бюджетного права муниципальных
образований 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Уральский государственный экономический  университет

Факультет сокращенной подготовки

Кафедра финансовых рынков и банковского  дела 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: Бюджетная система РФ

«Бюджетное  устройство и бюджетная система  РФ» 
 
 
 
 
 

                                                                          Исполнитель: студентка 3 курса

                                                                            группы СКФ-09Макарова Е.В.

                                                                          Преподаватель: Анкудинова А.П.

                                                                                   
 
 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение                                                                                                                   3

1 Бюджетное устройство России

1.1 Принципы  функционирования бюджетной системы                                     4

1.2 Бюджетные  права в Российской Федерации                                                 13

2 Значение бюджетного кодекса в регулировании

 бюджетных  правоотношений 

2.1 Регулирование  бюджетного права органов 

государственной власти                                                                                        14

2.2 Регулирование  бюджетного права муниципальных

 образований                                                                                                           19

Заключение                                                                                                             26

Список  использованных источников и литературы                                           27 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

        В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

      Актуальность данной работы заключается  в том, что бюджетная система  является важнейшим элементом  перераспределения денежных благ  в государстве. От ее работы  зависит эффективность и обоснованность расходования государственных средств. Таким образом, изучения правовой базы бюджетной системы необходимо для понимания основных принципов ее функционирования.

    Целью контрольной работы является анализ основ бюджетного кодекса, правового режима государственного и местных муниципальных бюджетов. В связи с поставленной целью в работе были выделены следующие задачи:

- охарактеризовать бюджетное устройство РФ;

- определить понятие и правовую форму государственного и местного бюджетов;

- проанализировать бюджетные права различных субъектов финансового права: Российской Федерации, муниципальных образований, а также изучение последних поправок к бюджетному кодексу и обоснование их необходимости.

     Основными источниками для написания работы являются: нормативно-правовые акты, характеризующие устройство и функционирование бюджетной системы страны, а также работы таких авторов как, О.В. Романовский, Г. Б. Поляк, И.В. Подпорина и др.  
 

1 БЮДЖЕТНОЕ  УСТРОЙСТВО РОССИИ

1.1 ОСНОВЫ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

        Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

   Основным документом, регламентирующим бюджетное устройство Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, введенный в действие федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями. Схему бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует рисунок 1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      При федеративном устройстве выделяют три уровня: государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в бюджетную систему страны включаются три уровня:

1) федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

2) бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные  бюджеты. 

    В унитарном государстве бюджетная  система состоит из двух уровней  - государственного бюджета и  местных бюджетов, которые находятся  в ведении органов местного  самоуправления.

   Первый и второй уровни бюджетной  системы, в соответствии с Бюджетным  Кодексом, принято толковать расширено.  Они включают в себя, помимо  непосредственно государственного  бюджета, также бюджеты государственных  внебюджетных фондов. В юридическом  смысле бюджет представляет собой финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

     Наличие бюджета создает возможности  для маневрирования при распределении  средств на потребности общества  с учетом их приоритетности  на определенном отрезке времени  для страны в целом или ее  регионов. В результате бюджет  служит реализации задач, наиболее значимых для общества на каждом конкретном периоде его развития.

    Роль бюджета в федеративном  государстве имеет и особые, в  связи с таким государственным  устройством, стороны: он способствует  реализации региональной и национальной политики в Российской Федерации. Среди основных целей региональной политики определены следующие: создание единого экономического пространства, выравнивание условий социально-экономического развития регионов. Главная цель национальной политики состоит в создании всем народам России условий для их полноправного социального и национально-культурного развития, укрепление общероссийской общности на основе соблюдения прав человека.

    Таким образом, в бюджетной  системе концентрируется часть  национального дохода, которая направляется на потребности общего значения: экономические и социальные программы, обеспечение обороны и безопасности страны.

    Государственные бюджеты (на уровнях РФ и субъектов Федерации) и местные бюджеты утверждаются соответствующими представительными органами власти. В результате бюджет приобретает определенную правовую форму.            

    Федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме соответствующих законов, а местные бюджеты - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления, как правило - решений, таким образом, получив правовую форму, бюджет приобретает и юридическое значение: в упомянутых правовых актах на конкретный отрезок времени определяются права и обязанности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований на получение, распределение и использование средств.

   Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной  финансовый план государства,  через который мобилизуются финансовые  ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.

   Бюджетом субъекта РФ (или региональным  бюджетом) в Бюджетном кодексе  РФ называется форма образования  и расходования денежных средств,  предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы ведения РФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главой третьей Конституции РФ.

    Местный бюджет (или бюджет муниципального  образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления в РФ”.

   На территории РФ принимаются  29 тысяч местных бюджетов, среди  которых районные, городские, поселковые  и сельские.

    Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.    Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом.

    Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ. В то же время консолидированные бюджеты субъектов РФ состоят из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

     Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.

    Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

   - принцип единства бюджетной системы Российской Федерации;

  - принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

  - принцип самостоятельности бюджетов;

  - принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

   - принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

  - принцип сбалансированности бюджета;

  - принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

  - принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

  - принцип прозрачности (открытости)

  - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  - гласности;

  - принцип достоверности бюджета;

  - адресности и целевого характера бюджетных средств;

  - принцип подведомственности расходов бюджетов

  Любой  бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы бюджета - это часть государственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах, как показано на рисунке 2.  

   Источники доходов можно классифицировать  по различным основаниям.

По социально-экономическому признаку все доходы можно разделить  на доходы от хозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономической деятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ