Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:24, курсовая работа
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Введение………………………………………………………………………….....3
1. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса……………4
2. Составление проекта бюджета РФ……………………………..……………..7
3. Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации...12
Заключение…………………………………………………………………………14
Практическая часть………………………………………………………………..16
Список использованной литературы………………………………………….....41
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса……………4
2. Составление проекта бюджета РФ……………………………..……………..7
3. Перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации...12
Заключение……………………………………………………
Практическая часть……………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………....
Введение
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
Актуальность темы контрольной работы в том, что бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
Целью контрольной работы является раскрытие теоретических положений по составлению проекта федерального бюджета РФ.
Реализация этой цели потребовала решений следующих задач:
1. Рассмотреть участников бюджетного процесса.
2. Определить систему органов управления обладающих бюджетными полномочиями.
3. Определить порядок составления проекта федерального бюджета.
4. Выявить перспективы и проблемы развития бюджетного процесса в РФ.
В этой работе были использованы нормативно-правовые и законодательные акты, такие как Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, ФЗ « О федеральном бюджете», а также труды следующих авторов Г.Б. Поляка, Н.Д. Эриашвили, Е.Ю. Грачева, Л.Г. Баранова.
1. Экономическое содержание и значение бюджетного процесса
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.[6][1]
Бюджетный процесс — главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.[110][2] Основы бюджетного процесса определила Конституция РФ, уточнил и развил данные нормы Бюджетный кодекс РФ. Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории. Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.
Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:
стадия составления проектов бюджетов;
стадия рассмотрения и утверждения бюджета;
стадия исполнения бюджета;
стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев.[242; 264][3]
Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ.[151][4] Субъекты РФ и муниципальные образования в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.
Рис. 1. Участники бюджетного процесса[34][5]
Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое в соответствии с БК РФ должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта предшествующего очередному финансовому году.[170][6] Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.[171][7] Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Минфин РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Составлению проекта бюджета предшествует разработка планов — прогнозов развития территорий и целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс (СФБ) государства по территории России.[169][8] К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о [171][9]:
действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве;
предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой;
нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг.
Указанные сведения сообщаются Министерству финансов РФ и финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований соответствующими министерствами и ведомствами.
Составление бюджета основывается на[172][10]:
бюджетном послании Президента РФ;
прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;
плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ.[184][11] Правительство РФ за десять месяцев до начала финансового года организует работу по составлению бюджета: доведению до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах и их изменениях. Исполнительные органы власти всех уровней доводят до представительных и исполнительных органов нижестоящего уровня указание по разработке проектов бюджетов.
Министерство финансов Российской Федерации составляет:[12]
проект Федерального закона «О федеральном бюджете»;
прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
основные направления бюджетной и налоговой политики;
расчеты по статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и профициту (дефициту) федерального бюджета;
основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
перечень международных договоров РФ, вступивших в силу для РФ государственных внешних заимствований РФ;
проект программы предоставления РФ иностранным государствам государственных кредитов;
проект структуры государственного внешнего долга РФ (по видам задолженности и по государствам);
проект структуры государственного внутреннего долга РФ;
проект программы внутренних заимствований;
оценку ожидаемых потерь федерального бюджета в связи с предоставленными налоговыми льготами;
перечень законодательных актов (а также их отдельных статей, пунктов, подпунктов и абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается в связи с тем, что в проекте федерального бюджета не предусматриваются средства на их реализацию.
Министерство экономического развития и торговли РФ составляет:
предварительные итоги социально - экономического развития РФ за январь - май текущего года и оценку итогов предыдущего года в целом;
прогноз на следующий год;
перечень основных социально - экономических проблем (задач), на решение которых будет направлена политика Правительства РФ следующем году;
прогноз сводного финансового баланса по территории РФ на год;
проект федеральной адресной инвестиционной программы;
перечень федеральных программ, предусмотренных к финансированию за счет средств федерального бюджета (с указанием объемов и источников финансирования);
перечень и объемы поставок продукции (товаров, работ, услуг) для федеральных государственных нужд в натуральном и стоимостном выражении;
проектировки развития государственного сектора экономики;
план развития муниципального сектора экономики (прогноз);
В субъектах Федерации и муниципальных образованиях аналогичные документы подготавливаются финансовыми органами. При этом составляется прогноз социально-экономического развития территории, перспективный финансовый план и баланс финансовых ресурсов.[173-175][13] В случае несбалансированности доходов и расходов бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления их органы власти представляют в вышестоящие органы исполнительной власти необходимые расчеты для обоснования необходимости выделения средств фонда поддержки территорий, дотаций, субвенций, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов в бюджеты нижестоящие. После представления нижестоящими субъектами предложений в вышестоящие органы исполнительной власти расчетов по перераспределению доходов и расходов бюджетов разных уровней Правительство РФ не позднее, чем за четыре с половиной месяца до начала финансового года доводит до всех представительных и исполнительных органов субъектов РФ данные о дотациях, субвенциях и трансфертах, начисляемых к предоставлению из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам, и их целевое назначение.
Выработка и согласование федерального бюджета на очередной финансовый год завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году.[184][14] С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономики РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
В случае возникновения разногласий между законодательными (представительными) органами, органами федеральной судебной системы, Конституционным Судом РФ, Счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ, муниципальных образований и органами исполнительной власти, составляющими бюджет, в связи с составлением смет расходов соответствующих органов (ведомственных бюджетов) орган исполнительной власти одновременно с проектом бюджета представляет проекты смет бюджетов, предложенные указанными законодательными органами, судебными и контрольными органами.[186][15]