Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:10, курсовая работа
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.
На сегодняшний день коммерческие организации хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…
Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.
Введение 3
1 Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации
5
1.1. Сущность и функции бюджетирования 5
1.2. Основные виды классификации бюджетов 8
1.3. Роль бюджета в управлении организацией 11
1.4. Основные этапы составления бюджета предприятия 12
1.5. Управление процессом бюджетирования предприятия 15
Заключение 20
Список использованной литературы
Статический бюджет – это бюджет, планируемый на конкретный уровень реализации. Все частные бюджеты, входящие в состав общего (генерального) бюджета, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации. В статическом бюджете затраты организации (подразделения) планируются. Статический бюджет включает доходы и затраты, исходя из запланированного объема реализации.
Гибкий бюджет – это связывающее звено между плановым бюджетом и достигнутыми фактическими результатами. Он составляется после анализа влияния изменения объема реализации на каждый вид затрат. Является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.
Если
организация не имеет возможности спрогнозировать
свою деятельность на несколько периодов
вперед, то целесообразно разрабатывать
«скользящий» бюджет. Это такой бюджет,
который постоянно обновляется путем
составления прогноза на предстоящий
период в момент завершения предыдущего.
1.3.
Роль бюджета в управлении
организацией
Бюджет
позволяет руководству
1.
Планирование будущих
2.
Координация. Качественно
3.
Информационное обеспечение
4.
Мотивация составления бюджета
является мощным средством
5. Управление – в процессе реализации бюджета сравниваются фактические результаты со сметными значениями, что позволяет установить, какие расходы не соответствуют нормативным, и провести анализ отклонений. Такой анализ помогает своевременно определить, какие виды затрат необходимо рассмотреть в первую очередь, наметить новые мероприятия для исправления создавшейся ситуации.
6.
Контроль осуществляется для
оценки качества бюджета. Он
основан на определении
7.
Оценка – бюджет позволяет руководству
организации объективно оценить деятельность
каждого работника подразделения по реализации
поставленных задач в зависимости от его
способности достичь целей, намеченных
в статическом (жестком) бюджете, продвигать
его по службе в некоторой зависимости
от исполнения этого бюджета.
1.4.
Основные этапы составления
бюджета предприятия
В
ходе составления бюджета
1.
Цель составления бюджета
2. Определение факторов, ограничивающих достижение поставленной цели. Примером фактора может являться объем выпуска продукции. На величину объема влияют такие факторы, как покупательский спрос на продукцию, выявленный на основе изучения рынка данного продукта; потенциальные производственные возможности предприятия, определенные на основе комплексного анализа деятельности предприятия.
3. Подготовка программы бюджета. Например, программа сбыта должна содержать объем и ассортимент сбыта, который определяется исходя из потребительского спроса и уровня производства предприятия.
4.
Первоначальная подготовка
Для
структурных подразделений
На
основе этих бюджетов производственных
подразделений формируется
Сводный бюджет дополняется следующими функциональными бюджетами:
5.
Обсуждение и координация
6.
Характеристика и анализ
Составляющими сводного бюджета являются: исходные прогнозируемые данные; производственная программа; баланс прибылей и убытков; баланс организации; отчет о движении денежных средств.
Сводный бюджет организации состоит из доходной и расходной частей. Бюджет организации является оптимальным, если доходная часть равна расходной части.
Доходная часть бюджета планируется на основе сметы продаж продукции и плана финансовых поступлений от прочих источников, остатков средств на балансовых счетах.
Расходная часть отражает такие статьи затрат, как: налоги в бюджет, заработная плата, платежи во внебюджетные фонды, затраты сырья и материалов, оплата электроэнергии, выплаты по кредитам с учетом процентов, прочие расходы.
Если доходная часть меньше расходной части, то имеет место дефицит бюджета. В этом случае необходимо пересмотреть расходную часть бюджета. На основе учета мнений ведущих специалистов организации могут быть разработаны различные походы, уменьшающие расходы. При пересмотре статей затрат следует учитывать приоритетность следующих статей: заработная плата работников в расчете на производственную программу, платежи во внебюджетные фонды, затраты на закупку материалов, комплектующих и т.д., необходимых для выполнения производственной программы, оплата потребляемых энергоресурсов, выплаты налогов в федеральный бюджет и бюджеты других уровней.
7.
Окончательное принятие
После
утверждения обобщенный бюджет направляется
во все центры ответственности организации.
Принятый бюджет служит основанием для
исполнения бюджета руководителями всех
центров ответственности.
1.5.
Управление процессом
бюджетирования предприятия
Система управления бюджетированием представляет комплексную систему, основными элементами которой являются следующие центры ответственности:
Система управления включает несколько уровней управления.
Управление бюджетированием начинается с назначения директора по бюджету, который несет всю ответственность за исполнение бюджета, подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов.
Высший уровень – комитет по бюджету, который формируется из руководителей верхнего звена управления организацией, также может включать внешних консультантов. Комитет является постоянно действующим органом, занимается объективной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает возникшие разногласия и оперативно вносит корректировки в деятельность организации.
Второй уровень включает отделы, отвечающие за подготовку частных бюджетов (производственный, снабжения, маркетинга, планово-экономический, финансовый и т.д.).