Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:10, курсовая работа

Описание работы

Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.
На сегодняшний день коммерческие организации хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?…
Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

Содержание

Введение 3
1 Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации
5
1.1. Сущность и функции бюджетирования 5
1.2. Основные виды классификации бюджетов 8
1.3. Роль бюджета в управлении организацией 11
1.4. Основные этапы составления бюджета предприятия 12
1.5. Управление процессом бюджетирования предприятия 15
Заключение 20
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 43.95 Кб (Скачать)

    Содержание 

Введение 3
1 Бюджетирование  как средство координации деятельности всех структурных подразделений  организации  
5
1.1. Сущность и  функции бюджетирования 5
1.2. Основные виды классификации бюджетов 8
1.3. Роль бюджета  в управлении организацией 11
1.4. Основные этапы  составления бюджета предприятия 12
1.5. Управление  процессом бюджетирования предприятия 15
Заключение 20
Список  использованной литературы 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Стремление  работать с максимальной экономической  отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.

На сегодняшний  день коммерческие организации хозяйствуют  на свой страх и риск. Как отследить  затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра?… 

Последние несколько лет популяризации  бюджетирования уделялось большое  влияние. Бюджетирование позволяет  согласовать деятельность подразделений  внутри компании и подчинить её общей  стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.

В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому  в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Актуальность  выбранной темы определяется тем, что  бюджетирование играет важнейшую роль в развитие предприятия и в  получении наиболее высокой прибыли. Эффективное планирование бюджета  жизненно важно для успешного  достижения целей организации.

     Целью   данной   курсовой   работы   является  исследование  процесса

разработки    бюджета   и    его    необходимость   в   деятельности    любой 

организации, а также выполнение практической задачи.

  Исходя  из целей работы, можно определить задачи:

  • раскрыть сущность понятия «бюджетирование»;
  • определить роль бюджетов в управлении организацией;
  • сформировать  этапы составления генерального бюджета предприятия;
  • выполнить практическую часть работы  – решить задачу.

  Объектом данного исследования является система бюджетирования в организации.

  Предмет исследования – бюджет организации как средство координации деятельности всех структурных подразделений.

     Данная  работа имеет объем 25  листов печатного компьютерного текста, состоит из введения, двух глав, практической части, заключения и списка литературы, в работе содержится 4 таблицы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Бюджетирование как  средство координации  деятельности всех  структурных подразделений  организации

1.1. Сущность и функции  бюджетирования 

  Бюджетирование  в общем виде можно представить  как информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью  определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами.

  Бюджетирование – это процесс составления, принятия бюджета предприятия и последующий контроль за его исполнением.

  Бюджетирование  как управленческая технология включает три составные  части:

  • технологию бюджетирования – виды и форму бюджетов; целевые показатели (систему финансово-экономических показателей, на основе которых строятся бюджеты); порядок консолидации бюджетов в сводный бюджет предприятия;
  • организацию процесса бюджетирования, предусматривающую формирование финансовой структуры организации (определяются центры финансовой ответственности – объекты бюджетирования); бюджетного регламента; этапов бюджетного процесса; графика документооборота; системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и пр.);
  • использование информационных технологий, позволяющих не только разработать различные сценарии будущего финансового состояния организации (или отдельного бизнеса), но и осуществлять оперативный сбор, обработку и консолидацию фактических данных, необходимых для бюджетного контроля. Применение информационных технологий в области бюджетирования возможно лишь при наличии сплошного управленческого

  учета.

  Бюджетирования  выполняет ряд  функций:

  • Аналитическая функция (коррекция стратегии, постановка дополнительных целей, анализ операционных альтернатив);
  • Функция финансового планирования (вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее);
  • Функция финансового учета (вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем);
  • Функция финансового контроля (позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты, выявляет слабые и сильные стороны);
  • Мотивационная функция (ясность постановки целей, наказание за срыв, поощрение за выполнение и перевыполнение);
  • Координационная функция (координация функциональных блоков оперативного планирования);
  • Коммуникационная функция (согласование планов подразделений компании, нахождение компромиссов, закрепление ответственности исполнителей).

  В качестве основных принципов  бюджетного планирования можно привести следующие:

    • унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
    • совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
    • совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
    • обеспечение возможности составления сводного бюджета;
    • стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
    • разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
    • непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
    • заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
    • учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
    • детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.

  В зависимости от полноты  и зрелости постановки процесса бюджетирования можно выявить  следующие задачи:

  • определение последовательности действий и их количественных характеристик (стоимостных и натуральных), необходимых для достижения поставленных целей;
  • управление стоимостью предприятия посредством разработки стратегического бюджета;
  • координация деятельности отдельных подразделений и служб;
  • контроль за денежными потоками и расходованием средств;
  • синхронизация денежных потоков;
  • оценка деятельности подразделений и структурных единиц.

  Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

  Информация, отраженная в бюджете, может быть представлена как в стоимостном  выражении, так и в натуральном (количество единиц продукции, услуг, время, необходимое для выполнения определенного  вида деятельности и т. п.).

  Бюджетный цикл – составная часть бюджетирования, процесс составления организацией бюджета. Основные этапы бюджетного цикла: планирование с участием руководителей всех центров ответственности деятельности организации в целом, а также его структурных подразделений; определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности организации (подразделений); оценка возможных изменений в планах, связанных с изменениями условий функционирования; корректировка планов с учетом возможных изменений.

  Программы деятельности подготавливаются на определенный период в будущем – бюджетный период, который может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный период – это период, когда бюджеты составляются обычно на год, с подразделением на полугодие, квартал, 12 месяцев, 13 четырехнедельных периодов и т.д.

  Опираясь  на выше перечисленные сведения можно  сделать вывод, что бюджетирование - это система внутрифирменного управления с помощью финансовых инструментов, называемых бюджетами. Наряду с процедурой планирования этот процесс включает в себя сбор фактических данных, оперативное отслеживание отклонений фактических показателей от плановых, подготовку аналитических материалов, необходимых руководству для регулирования возникающих отклонений, оценку результатов деятельности компании и анализ перспектив развития.  

  1.2. Основные виды  классификации бюджетирования 

  По  формам можно выделить следующие  группы бюджетов:

  • финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
  • операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
  • вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.

  Частный бюджет – это план деятельности конкретного направления деятельности (подразделения) организации. Учитывая многогранность деятельности организации и взаимосвязь между определенными видами деятельности, частные бюджеты тесно связаны между собой.

  Общий (генеральный) бюджет – это скоординированный план деятельности организации, разработанный в целом исходя из учета основного бюджетного фактора. Он объединяет частные бюджеты подразделений организации. Процесс составления главного бюджета практически совпадает с процессом разработки техпромфинплана. Общий (генеральный) бюджет состоит из трех частей: оперативного (операционного), финансового и инвестиционного бюджетов.

    Оперативный бюджет – текущий, периодический, характеризует планируемые операции на предстоящий период. Цель такого бюджета – разработка плана прибылей и убытков. Если основной бюджетный фактор – объем продаж, то он формируется из таких вспомогательных смет, как: бюджет продаж, бюджет производства бюджет материальных затрат, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет общих и административных расходов, бюджетный отчет о прибылях и убытках [8].

  Инвестиционный  бюджет является планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

  Финансовый  бюджет отражает предполагаемые источники финансовых средств и направления их использования. Цель финансового бюджета – планирование баланса поступления средств от видов деятельности и расходов, связанных с осуществлением деятельности таким образом, чтобы сохранялся нормальный уровень финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода. Его составными элементами являются сметы капитальных вложений, движения денежных средств и прогнозируемый баланс. Форма бюджетов в отличие от финансовой отчетности не стандартизирована, его структура зависит от вида деятельности и размера организации, объекта планирования, степени квалификации разработчиков.

Информация о работе Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.