Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:50, курсовая работа
Для оптимизации процесса принятия управленческих решений, для оценки возможных последствий этих решений в компаниях и стали внедрять системы бюджетирования. Бюджетирование позволяет получить конкурентные преимущества через создание эффективной системы управления ресурсами, предугадывая возможные проблемы и соответствующим образом планируя будущие действия. Очень важным является и то, что создание системы бюджетирования требует интеграции управленческих и информационных технологий, что приводит к повышению эффективности управления. В этой связи целями данной работы является: исследование сущности бюджетирования и процесса формирования бюджетов. Исходя из поставленных целей задачи данной работы: 1)Рассмотреть возможные формы бюджетов. 2) Исследовать применение бюджетирования на практике.
Введение
1 Значение бюджетирования, основные этапы внедрения
1.1 Сущность бюджетирования
1.2 Основные этапы внедрения системы бюджетирования на предприятие
2 Значение бюджета
2.1 Бюджет его содержание, функции
2.2 Общая схема формирования бюджетов на предприятии
2.3 Генеральный бюджет
2.3.1 Операционный бюджет
2.3.2 Финансовый бюджет
2.4 Контроль и анализ деятельности предприятия
3 Основные проблемы и трудности возникающие при постановке системы бюджетирования
4 Обзор программного обеспечения системы бюджетирования представленного на Российском рынке
4.1 Характеристика зарубежных систем бюджетирования
4.2 Характеристика российских систем бюджетирования
5 Практическое использование бюджетирования и контроля затрат
5.2 Опыт внедрения системы бюджетирования в группе компаний ЗАО «ЗапСибГаз»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Приложение Н
Таблица - Бюджет денежных средств (БДС)
Показатели |
Кварталы |
Итого | |||
I |
II |
III |
IV | ||
1. Остаток денежных средств на начало периода |
|||||
2. Поступление денежных средств от продаж |
|||||
3. Всего денежных средств |
|||||
4. Выплаты |
|||||
за материалы |
|||||
заработная плата |
|||||
налоги |
|||||
покупка оборудования |
|||||
платежи за услуги |
|||||
другое |
|||||
5. всего выплат |
|||||
6. Минимальное сальдо |
|||||
7. Потребность в денежных средствах (5+6) |
|||||
8. Избыток (недостаток) в денежных средствах (3-7) |
|||||
9. Привлечение заемных средств |
|||||
10. Погашение кредита |
|||||
11. Выплата процентов по кредиту |
|||||
12. остаток денежных средств на конец периода (3-7+9-10-11) |
Приложение П
Таблица - Прогнозируемый баланс предприятия
Актив |
Сумма (тыс. руб.) |
Пассив |
Сумма (тыс. руб.) |
Основные средства |
Уствный капитал |
||
Готовая продукция |
Нераспределенная прибыль |
||
Материалы |
Кредиторская задолженность |
||
Дебиторы |
Расчеты с бюджетом |
||
Касса, расчетный счет |
|||
Итого |
Итого |
Приложение Р
Таблица - Статистический бюджет
Показатели |
Факт |
Генеральный бюджет |
Отклонения от генерального бюджета |
Благоприятное (б) неблагоприятное (н) |
Реализация (тыс. шт.) |
||||
Выручка от реализации |
||||
Переменные затраты (тыс. руб) |
||||
Маржинальный доход |
||||
Постоянные затраты (тыс руб) |
||||
Финансовый результат основной деятельности |
Приложение С
Таблица – Сравнение показателей
гибкого и статистического
Показатели |
Бюджет затрат на единицу реализованной продукции |
Факт |
Генеральный бюджет (статистический) |
Гибкий бюджет на объем реализации |
Объем Реализайия (тыс. шт.) |
||||
Выручка от реализации |
||||
Переменные затраты (тыс. руб) |
||||
Маржинальный доход |
||||
Постоянные затраты (тыс руб) |
||||
Финансовый результат основной деятельности |
Приложение Т
Пример решения задачи по бюджетированию
Предположим, что промышленное предприятие «СВА» производит два вида деталей: А и Б. В плановом 2003 году «СВА» планирует произвести и продать 1000 деталей А и 1500 деталей Б. Планируемая цена детали А — 50 руб, детали Б — 90 руб. для данного примера (в целях упрощения) будет рассмотрен годовой бюджет без разбивки по месяцам.
1. Бюджет продаж
Товар |
Количество, шт. |
Цена, зе ед., руб |
Итого руб. |
А |
1000 |
50 |
50 000 |
Б |
1500 |
90 |
135 000 |
Итого |
185 000 |
Далее нужно составить бюджет производства. Нам нужно определить, сколько продукции необходимо произвести в плановом году. При этом обязательно нужно учитывать, сколько продукции у нас уже есть (осталось с прошлого периода) и сколько продукции мы должны иметь на складе в конце планового периода. Также используются данные бюджета продаж. «СВА» планирует на конец 2003 года иметь 25 штук деталей А и 50 штук деталей Б. На начало 2003 года на складе имеется 100 штук деталей А и 150 штук деталей Б.Итак, нам нужно рассчитать, сколько изделий А и Б нам нужно произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Проведем этот расчет по такой формуле: Нужно произвести в плановом году = изделия, которые мы продадим в плановом году + изделия, которые мы должны иметь на складе в конце планового года – изделия, которые уже есть у нас на складе на начало планового года.
2. Бюджет производства
Показатели |
Продукция A |
Продукция Б |
1.Прогноз продаж, шт. |
1000 |
1500 |
2.Плановые показатели на конец периода, шт. |
25 |
50 |
3.Всего требуется (1+2) |
1025 |
1550 |
4. Остатки на начало периода |
(100) |
(150) |
5. Итого к производству (3-4) |
925 |
1400 |
После того как стало известно,
сколько изделий будет
3. Бюджет материалов
При производстве деталей «СВА» использует сталь (стоимость закупки 1 руб. за 1 кг) и чугун (стоимость закупки 2 руб. за 1 кг). В 2003 году планируется закупить 3250 кг стали и 18 625 кг чугуна (план составляется на основе данных о том, сколько кг материала требуется для производства одной детали). Рассчитаем, сколько в 2003 году потребуется стали и чугуна.
Бюджет использования материалов
Показатели |
Сталь |
Чугун |
Требуется материала, кг |
3250 |
18 625 |
Цена за 1 кг, руб. |
1 |
2 |
Итого требуется закупить материалов, руб. |
3250 |
37 250 |
Итого в целом |
40 500 |
Нужно также учесть, что на начало и на конец 2003 года на складе должен быть остаток материалов. На основе данных предшествующих периодов и прогнозов планового отдела получена следующая информация.
Остатки материалов |
Сталь |
Чугун |
На начало планового года |
1000 кг |
1500 кг |
На конец планового года |
400 кг |
750 кг |
Итак, нам нужно рассчитать, сколько мы потратим в плановом году на закупку материалов. Сделаем это по такой формуле: Нужно закупить = количество материала, которое нам потребуется в плановом году + количество материала, которое мы должны иметь на складе в конце планового года — количество материала, которое уже есть у нас на складе на начало планового года.
Бюджет закупок материалов
Показатели |
Сталь |
Чугун |
1. Потребности в материалах, ед |
3250 |
18 625 |
2. Запасы материалов на конец планового пениода, ед |
400 |
750 |
3. Всего потребность в материалах, (1+2) ед |
3650 |
19 375 |
4.Остатки на начало 2003 года, кг |
(1000) |
(1500) |
5.Обем закупок (3-4), ед |
2650 |
17 875 |
6. Цена за 1 кг, руб |
1 |
2 |
7. Объем закупок материалов (5*6) |
2650 |
35 750 |
Затраты на закупку в целом |
38 400 |
4. Бюджет затрат труда
основного производственного
Продукт |
Количество, шт. |
Трудоемкость, чел./час. |
Итого = ( 2) х (3) |
Всего = 2руб х (4) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А |
925 |
4 |
3700 |
7400 |
Б |
1400 |
5 |
7000 |
14 000 |
Итого |
10 700 |
21 400 |
Для формирования полной картины нужно рассчитать косвенные расходы. Напомним, что информация об этих расходах должна быть обоснована и строиться на конкретных расчетах.
5. Бюджет косвенных
Виды расходов |
Сумма, руб. |
Амортизация |
20 000 |
Коммунальные услуги |
15 000 |
Оплата труда вспомогательного персонала |
17 500 |
Итого |
52 500 |
6. Бюджет складских остатков на конец планового периода
На конец планового 2003 года нужно иметь 400 кг стали и 750 кг чугуна и 25 деталей А и 50 деталей Б. Себестоимость производства одной детали А составляет 39,64 руб. /шт., детали Б — 55,55 руб/шт. (эти данные получают на основе информации о материальных и трудовых затратах).
Материалы |
Количество, шт. |
Цена, $ |
Сумма, руб. |
М1 |
400 |
1 |
400 |
М2 |
750 |
2 |
1500 |
Итого материалов |
1900 | ||
Готовые изделия |
|||
А |
25 |
39,64 |
991 |
Б |
50 |
55,55 |
2777,5 |
Итого готовых изделий на конец 2003 года |
3768,5 | ||
Итого запасов |
5668,5 |
7. Бюджет себестоимости реализованной продукции.
Остатки готовой продукции на начало планового периода составляют 12 000 руб.
№ |
Показатели |
Сумма, руб. |
1 |
Запасы готовой продукции на начало планового периода |
12 000 |
2 |
Затраты материалов материалов (этап 3) |
40 500 |
3 |
Затраты труда основного производственного персонала (этап 4) |
21 400 |
4 |
Накладные расходы (этап 5) |
52 500 |
5 |
Себестоимость произведенной продукции (2+3+4) |
114 400 |
6 |
Итого затрат на производство продукции для реализации (5+1) |
126 400 |
7 |
Запасы готовой продукции на конец планового периода (этап 8) |
(3768,5) |
8 |
Себестоимость реализованной в плановом году продукции (1+5-7) |
122 631,5 |
8. Бюджет непроизводственных расходов
Виды расходов |
Сумма, руб. |
Реклама |
5000 |
Сбытовые расходы |
12 500 |
Расходы на маркетинговые исследования |
2500 |
Зарплата персонала |
10 000 |
Зарплата руководителей |
7500 |
Аренда офиса |
2500 |
Прочие расходы |
1500 |
Итого непроизводственных расходов |
41 500 |
9. Бюджет прибылей и убытков
№ |
Показатели |
Сумма, руб. |
1 |
Выручка от реализации (этап 1) |
185 000 |
2 |
Себестоимость реализованной продукции (этап 7) |
(122 631,5) |
3 |
Валовая прибыль (1-2) |
62 368,5 |
4 |
Операционные расходы расходы (этап 8) |
(41 500) |
5 |
Прибыль от продаж (3-4) |
20 868,5 |
10. По итогам деятельности предпри
Актив |
Сумма, руб. |
Пассив |
Сумма, руб. |
Основные средства: |
Капитал |
100 000 | |
Оборудование |
200 000 |
Прибыль |
56 250 |
Амортизация |
(40 000) |
Кредиторская задолженность |
25 000 |
Итого основных средств |
160 000 |
||
Текущие активы: |
|||
Запасы |
16 000 |
||
Денежные средства |
250 |
||
Дебиторская задолженность |
5000 |
||
Итого текущих активов |
21 250 |
||
Итого активов |
181 250 |
Итого пассивов |
181 250 |
11. Бюджет денежных средств
Менеджеры определили движение денежных средств в плановом 2003 году так:
Показатели |
1-й квартал |
2-й квартал |
3-й квартал |
4-й квартал |
Итого, руб. |
Поступления |
35 000 |
50 000 |
40 000 |
37 500 |
162 500 |
Платежи |
25 000 |
45 000 |
45 000 |
40 000 |
155 000 |
Составим баланс на конец планового периода. Для этого рассчитаем значения некоторых показателей на конец планового периода:
Информация о работе Бюджетирование, бюджет и контроль затрат