Анализ структуры налоговых доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны.
Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Содержание

Введение.
Гл.I Роль и значение налогов в экономике
1.1 Генезис налогов
1.2 Экономическая сущность и значение налогов
Гл.II Анализ структуры налоговых доходов бюджета
2.1 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ
2.2 Анализ динамики и структуры налоговых доходов
Гл.III Оптимизационная структура налоговых доходов
3.1 Проблемы формирования налоговых доходов
3.2 Пути совершенствования налоговых доходов
Заключение

Работа содержит 1 файл

Анализ структуры налоговых доходов бюджета.doc

— 309.00 Кб (Скачать)
gn="justify">     Однако  следует особо подчеркнуть, что  наряду с воздействием налогообложения  на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета  влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гл.II Анализ структуры налоговых доходов бюджета

     2.1 Состав и структура  доходов в бюджетной  системе РФ

      Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

      - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

      - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

      - местные бюджеты, в том числе:

      - бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

      - бюджеты  городских и сельских поселений.1

      Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого  уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений.

      В России основную часть доходов бюджета  составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

      К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.2

      Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России.

        В перечень этих налогов входят:

      1) Налог на добавленную стоимость 

      2) Акцизы

      3) Налог на прибыль

      4) Налог на доходы физических  лиц

      5) Государственная пошлина

      6) Водный налог

      7) Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами

      8) Единый социальный налог

      9) Налог на добычу полезных ископаемых

      10) Налог на наследование и дарение.

      Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.

      Региональные  налоги и сборы устанавливаются  в соответствии с НК, вводятся в  действие  законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

    1. Налог на имущество организаций
    2. Транспортный налог
    3. Налог на игорный бизнес

      Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с НК. РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.

      Рассмотрим поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.1

      Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.

      Налог на добавленную стоимость (НДС) –  косвенный налог на потребление, который взимается практически  со всей видов товаров и таким  образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сегодня его доля достигает 48%  от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными  со всей суммы реализованных налогоплательщиком  за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.

      Особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить в одном временном отрезке времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог с оборота по ставке 18% .

      Налогоплательщиками НДС признаются, как правило:

      - организации;

      - лица, являющиеся плательщиками данного налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу;

      - индивидуальные предприниматели.

      Согласно  п.1  ст.146  НК РФ объектом налогообложения  по НДС признаются следующие операции:

      - реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога;

      - передача имущественных прав;

      - передача на территории РФ  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд  расходы на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на прибыль организации;

      - выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления.

      Налоговым законодательством РФ ряд товаров  и услуг освобождены от НДС.

      В ст.149 НК  определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:

      1) предоставление в аренду арендодателем на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

      2) реализация товаров, а также  передача, выполнение, оказание услуг  для собственных нужд на территории  РФ: медицинских товаров отечественного  и зарубежного производства по перечню, утвержденному Правительством РФ, изделий медицинского назначения, протезно-ортопедических изделий, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;

      Налоговым периодом по НДС является календарный  месяц. Для налогоплательщиков с  ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими        1  млн.руб., налоговый период –  один квартал.

      Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.

      Налогоплательщики с ежемесячными в течении  квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и  налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи)  товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

      Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

      При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.

      Акцизы как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки  к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают третье место после НДС и таможенных пошлин, удельный вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2001 г. 19.2, в 2002 – 18.3%. 1

      НК  РФ определяет круг товаров  облагаемых акцизами:

      - спирт этиловый из всей видов  сырья;

      - алкогольная продукция (водка,  вина, коньяки);

      - пиво;

      - табачные изделия;

      - автомобили легковые и мотоциклы;

      - бензин автомобильный;

      - моторные масла для двигателей;

      - прямогонный бензин.

      Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

      Объектом  обложения акцизами признаются операции:

      - реализация на территории РФ  лицами произведенных ими подакцизных  товаров, в том числе передача  прав собственности на подакцизные  товары на безвозмездной основе;

      -реализация  предметов залога и передача  подакцизных товаров по соглашению  о предоставлении отступного или новации;

      - использование нефтепродуктов для  собственных нужд налогоплательщиками,  имеющими свидетельство на оптовую  или оптово-розничную реализацию;

      - получение нефтепродуктов налогоплательщиками,  имеющими свидетельство;

      - ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и др. операции в соответствии со ст.182 гл.22 НК РФ.

      Налоговый период для налогоплательщиков акцизов  – календарный месяц. исчисленная  сумма налога уменьшается на установленные  НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

      Уплата  акциза производится исходя из фактической  реализации (передачи) за истекший налоговый  период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

      Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый  орган по месту своей регистрации  налоговую декларацию в срок не позднее  последнего числа месяца, следующего за отчетным.

      Необходимо  отметить, что с введением в  действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись на качественно новый уровень, что имеет важное значение для боле полного использования государством фискальных возможностей этого налога.

      Еще одним важным источником консолидированного бюджета РФ является налог на прибыль организаций, который обеспечивает около 20% всех его доходов.

      Налог на прибыль организаций относится  к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговой системы  РФ. По роли в формировании бюджетных доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.

      В отличие от первого этапа налоговой  реформы, в котором налог на прибыль  играл основную роль в формировании доходов государства, в последующие  годы его доля постепенно снижалась  и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.

      Современный характер налогообложения прибыли организаций РФ, в целом, соответствует мировому уровню.

Информация о работе Анализ структуры налоговых доходов бюджета