Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:51, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
- выяснить причины возникновения профицита бюджета
-определить методы предупреждения профицита бюджета
- раскрыть понятие стабилизационного фонда
- назвать методы макроэкономического регулирования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……………...4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………4
1.1.1. Доходы бюджета………………………………………………..5
1.1.2. Расходы бюджета……………………………………………….6
1.2. Понятие профицита бюджета…………………………………….8
1.3. Проблемы связанные с профицитом бюджета………………….9
2.Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования……………….13
2.1. Понятие стабилизационного фонда……………………………...13
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………15
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв………………16
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………..19
2.3. Стабилизационный фонд России: возможности для будущего...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…31
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………...
При оценке эффективности использования средств Стабфонда необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. В последние годы российское государство сконцентрировало огромные финансовые ресурсы в золотовалютных резервах и Стабфонде, в то время как многие отрасли, определяющие экономическую динамику в России, находятся в очень сложном положении. В такой ситуации предприятия и банки вынуждены прибегать к иностранным платным заимствованиям, которые составили на 1 полугодие 2006 г. 141,3 млрд. долл. для корпоративного и 67,0 млрд. долл. для банковского сектора.
Например, Внешторгбанк, который почти на 100% является государственным, в последние годы брал кредиты (около миллиарда долларов) под 6,25% годовых, а Роснефть, которая на 100% является государственным предприятием, брала синдицированный кредит 7,5 млрд. долл. под LIBOR + 1,55%.
В то же время средства Стабфонда вложены в покупку ценных бумаг иностранных государств – то есть в экономики этих стран – с доходностью 4-5% годовых. Таким образом, очевидно, что существует 2-3 процентных пункта разницы между размещаемыми и привлекаемыми средствами. В соответствии с некоторыми расчетами, хранение средств указанным способом, учитывая необходимость постоянно брать взаймы на внешних финансовых рынках, фактически означает чистые потери доходов российского бюджета в размере до 150 млн. долл. в год. Кроме того, укрепление реального эффективного курса рубля по корзине валют составляет 5-10% в год. Следовательно, реально средства Стабфонда, размещаемые подобным образом, приносят нулевую или отрицательную доходность. В экономической литературе достаточно широко освещена проблема «двойного дефицита» в США – дефицита госбюджета (более 0,5 трлн. долл.) и дефицита счёта текущих операций Платёжного баланса (около 0,8 трлн. долл.), которые финансируются за счёт продажи государственных ценных бумаг на внутреннем и внешних рынках.
Опыт
других стран свидетельствует о
возможности гораздо более
В целом Фонды будущих поколений ориентированы на накопление ресурсов на длительную перспективу: обеспечение бюджетных расходов в условиях исчерпания запасов полезных ископаемых и других чрезвычайных ситуаций. Кроме того, например, в Кувейтский фонд будущих поколений зачисляются все виды доходов бюджета при достижении профицита.
Принимая
во внимание неэффективность размещения
средств Стабилизационного
Таким образом, прежде чем тратить средства Стабфонда, необходимо ответить на вопрос, на сколько процентов можно снизить инфляцию за счет изъятия валютной выручки в Стабфонд.
Согласно оценкам Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, по 5% в формирование инфляции вносят монетарный фактор (рост агрегата М0 – наличные деньги) и рост издержек, и порядка 1% - рост цен за счёт структурных диспропорций.
Изъятие «избыточной» и «неэффективной» денежной массы в Стабилизационный фонд является одним из монетарных методов борьбы с инфляцией. Прежде всего, рассмотрим, каков был бы уровень инфляции и вклад в неё монетарного фактора, если бы Стабилизационный фонд не был создан, а средства, полученные предприятиями от экспорта нефти не изымались бы в Стабилизационный фонд путём выплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Валютная выручка предприятий, не изымаемая в Стабфонд, на 80-90% поступает на валютный рынок (так как предприятиям для осуществления расчётов и инвестиций в России нужны рубли), на котором Центральный Банк и банки покупают её, эмитируя рубли и тем самым пополняя свои золотовалютные резервы (которые в дальнейшем вкладываются в покупку долговых обязательств США). Прирост золотовалютных резервов отражается в Платёжном Балансе со знаком минус (так как происходит приобретение иностранной валюты – то есть тех же обязательств других государств в обмен на валюту национальную), в активе Банка России по статье как пункт 2 «Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов и пассиве Банка России» в рублях, и в пассиве – как п. 1 «Наличные деньги в обращении».
Стабфонд является таким же резервом государства, используемым в России аналогичным образом, только валютная выручка предприятий не приобретается, а изымается, и налично-денежной эмиссии на эту сумму не происходит. Следовательно, рост денежного предложения замедляется. Стабфонд также отражается в активе Центрального Банка со знаком плюс по тому же п. 2, а в пассиве – по п. 3 «Средства на счетах в Банке России» (подпункт – «средства Правительства Российской Федерации».) Разграничения между Стабилизационным фондом и золотовалютными резервами по статье 3 пассива баланса Центрального Банка, к сожалению, не происходит.
Однако существует статистика Минфина о формировании и использовании средств Стабфонда. Итак, что произошло бы, если бы средства, которые поступают в Стабфонд, отправлялись бы на валютный рынок в виде выручки предприятий, и покупались бы Банком России для пополнения золотовалютных резервов?
В таком случае налично-денежная эмиссия увеличилась бы на величину Стабилизационного фонда, и это было бы зафиксировано соответствующим образом в балансе Банка России. На ту же величину увеличился бы и агрегат М0. Насколько это повлияло бы на величину инфляции – поможет ответить решение системы уравнений, состоящих из следующих макроэкономических тождеств.
∆B = ∆ЗВР (прирост денежной базы в узком определении ∆B = приросту золотовалютных резервов ∆ЗВР), 1*
М2 = m*В (денежный агрегат М2 или деньги в национальном определении равны произведению денежной базы В и денежного мультипликатора m, при этом денежный мультипликатор m является в экономике величиной относительно постоянной, равно как и скорость обращения денег). 2*
Y
= M2V (ВВП Y есть произведение денежного
агрегата М2 на скорость
Чтобы рассчитать уровень инфляции через уравнение Фишера, необходимо привести его к следующему виду :
К сожалению, политикам, принимающим важнейшие решения в отношении Стабфонда, без уравнения Фишера не обойтись. Формула Фишера в общем виде выглядит следующим образом:
МV = PQ, где М - денежная масса, V - скорость обращения денег, P - уровень товарных цен, Q - количество обращающихся товаров.
Формула
Фишера позволяет объяснить явление
инфляции с точки зрения нарушений
в сфере бумажно-денежного
Определение
денежной массы – непростое дело.
Проблема состоит в том, что в
современной экономике
Для наших расчетов используем формулу Фишера для года t.
Данное
выражение можно
Повышение темпов экономического роста (1+α) оказывает понижательное давление на рост цен;
Снижение скорости оборотов денег, которое, как правило, происходит за счёт роста склонности к сбережениям, увеличения кредитной активности, особенно в области долгосрочного (кредиты свыше 1-3 лет) и инвестиционного финансирования (кредиты свыше 5 лет), также способствует снижению цен в экономике за счёт «всасывания» денежной массы. При этом обычно наблюдается рост безналичной части агрегата М2 – срочных депозитов предприятий и физлиц.
Чтобы рассчитать вклад монетарного фактора в инфляцию, необходимо аналогичным образом переписать уравнение Фишера для розничного товарооборота, платных услуг и общественного питания (то есть всей массы товаров и услуг, приобретаемых населением), преимущественно обслуживаемых наличными деньгами в следующих обозначениях
Q (Розничный товарооборот, платные услуги и общественное питание) = М0*VM0
Итак, формула 4** аналогична уравнению
Фишера с той лишь разницей, что
она рассчитывается для всей массы
товаров и услуг, оплачиваемых населением
при помощи наличных денег. Для России
это уравнение справедливо, так
как в настоящее время товарооборот
обслуживается в основном при помощи наличных
денег. Доля электронных платежей незначительна
и составляет не более 5-10% (в основном кредитные
карты используются в России именно для
снятия наличности, а не для оплаты товаров
и услуг и получения потребительских кредитов).
Это происходит как по причине недоверия
экономических агентов к электронным
системам платежей и финансовым институтам,
так и по причине достаточно высоких процентных
ставок по потребительским кредитам (9-11%
годовых). Однако всё большая электронизация
платежей будет способствовать уменьшению
давления налично-денежной массы на потребительский
рынок и тем самым – снижению инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, государственный бюджет – это роспись денежных доходов и расходов государства. Государственный бюджет является средством распределения национального продукта между потреблением и накоплением, инструментом воздействия на предложение факторов производства и объемы выпуска различных секторов экономики.
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и профицит бюджета – это результат неэффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
Превышение дохода над расходами называется профицитом, расхода над доходами дефицитом. Они являются регулирующем и контролирующем инструментом бюджетной политики. На базе профицита бюджета формируется Стабилизационный фонд страны.
Основной стратегической задачей Стабилизационного фонда является стабилизация государственных финансов.
Создание стабилизационного фонда в РФ обусловлено спецификой экономики, выражающейся ее сильной зависимостью от экспорта углеводородов и от мировых цен на них.
Основные направления
1.
Финансирование постоянных
2. Финансирование реформ (в первую очередь имеющих положительный финансовый и экономический эффект, в частности, снижающих расходы будущих периодов).
3. Инвестиции в инфраструктурные и инновационные проекты.
Общим требованием к любым
вариантам использования
Как отмечают специалисты в целях сохранения макроэкономической сбалансированности в среднесрочной перспективе в Российской Федерации было бы рационально:
Для стимулирования