Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:51, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть понятие профицита государственного бюджета, объяснить понятие стабилизационного фонда и его роль в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
Для достижения цели данной работы, перед нами ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль государственного бюджета
- выяснить причины возникновения профицита бюджета
-определить методы предупреждения профицита бюджета
- раскрыть понятие стабилизационного фонда
- назвать методы макроэкономического регулирования
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………3
1.ПРОФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА……………...4
1.1. Понятие и роль государственного бюджета……………………4
1.1.1. Доходы бюджета………………………………………………..5
1.1.2. Расходы бюджета……………………………………………….6
1.2. Понятие профицита бюджета…………………………………….8
1.3. Проблемы связанные с профицитом бюджета………………….9
2.Стабилизационный фонд как инструмент макроэкономического регулирования……………….13
2.1. Понятие стабилизационного фонда……………………………...13
2.2. Методы макроэкономического регулирования…………………15
2.2.1. Стабилизационный фонд как страховой резерв………………16
2.2.2. Стабилизационный фонд и денежная база……………………..19
2.3. Стабилизационный фонд России: возможности для будущего...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...…31
СПИСОК ИСПОЛЬОВАННЫ ИСТОЧНИКОВ……………………...
1. уменьшить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности.
2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств.
3. увеличить расходы бюджета за счёт передачи части бюджетам других уровней.
Принятие данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает возможности превышения доходов над расходами в результате исполнения бюджета.
Приведем пример профицита федерального бюджета на основании данных экономического журнала «РБК».
Профицит федерального бюджета РФ в январе 2009г. составил 376,5 млрд руб., сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат) РФ. По доходам бюджет исполнен в сумме 772,0 млрд руб., по расходам - 395,5 млрд руб.
При этом объем доходов федерального бюджета в январе 2009г. составил 7,1% от прогнозируемого на 2009г. объема, утвержденного законом "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.".
Процентные платежи (обслуживание государственного и муниципального долга) в январе 2009г. составили 14,8 млрд руб., их доля в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета составила 3,7%. Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе с.г. составило 179,1 млрд руб., в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 55,0 млрд руб., вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 124,1 млрд руб.
Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 февраля 2009г. составил 4 трлн 863,8 млрд руб. и увеличился по сравнению с 1 января 2009г. на 20,8%, объем Фонда национального благосостояния - 2 трлн 991,5 млрд руб. (+15,7%).
Ранее
Минфин РФ опубликовал предварительные
данные исполнения бюджета, согласно которым
профицит в январе с.г. составил 359,84
млрд руб. Согласно предварительным
данным Минфина по исполнению бюджета
за январь-февраль 2009г., профицит федерального
бюджета составил 116,29 млрд руб.
1.3.
Проблемы связанные
с профицитом бюджета
Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.
В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы.
Превышение суммы доходов и полученных трансфертов над величиной текущих расходов характеризует величину сбережений, которые могут быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных сбережений.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения дополнений и изменений в закон (решение) о бюджете. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических расходов над утверждёнными более чем на 10% финансирования расходов бюджета сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).
«Низкая доходность госбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создает достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком ограниченный список финансовых инструментов, в которые можно было бы инвестировать пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное - это сохранить накопления будущих пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким же мизерным, как и у сегодняшних.
Ситуация, по мнению экспертов, чем-то напоминает аналогичную проблему, возникшую в ходе пенсионной реформы в Чили в 70-х годах. Там тогда так же наблюдалась избыточная ликвидность на финансовом рынке. То есть, денег в стране было слишком много. И для того, чтобы справится с этим, правительство этой страны определило для пенсионных фондов приоритетные отрасли реального сектора экономики, в которые можно было вложить деньги будущих пенсионеров. "Нам, видимо, тоже придется обратить внимание на реальный сектор", - говорит советник председателя Пенсионного фонда Владимир Вьюницкий. Но как это сделать, и какие отрасли экономики действительно способны гарантировать сохранение накоплений граждан "на старость", сейчас в России никто не знает.[ 13.2.2004 ]»1
Как сообщает корреспондент экспертного канала «УралПолит.Ru», впервые за последние годы в итогах исполнения областного бюджета за первое полугодие появился профицит в размере 750 млн. рублей. Причина – значительный рост как собственных доходов, так и федеральной помощи, освоить которые, оказывается, не так просто.
«Профицит бюджета автоматически вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий рубль - снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба не резиновая, а поддержать высокие темпы можно только за счет других отраслей.»2
Долгое время профицитный бюджет был несбыточной мечтой российского правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен и больших обязательств всей бюджетной системы страны превышение доходов над расходами выглядело сюжетом из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости "черного золота" позволил справится с этой задачей. Однако, как это часто бывает в экономике, успешное решение одной проблемы породило другую, не менее серьезную. Ведь в отдельные периоды денежный запас достигал чуть ли не четверти всего годового национального дохода страны. И споры, стоит ли дальше копить такие резервы, возникали каждый раз, когда Государственная дума обсуждала проект очередного закона о бюджете.
Ещё
к проблемам запаса профицита
можно отнести - бухгалтерскую и
макроэкономическую. С точки зрения
государственной бухгалтерии, профицитными
деньгами следует грамотно управлять,
чтобы они не дешевели со временем. [3,4,
20]
2.
CТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД
КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1.
Понятие стабилизационного
фонда
Стабилизационный фонд (СФ) — специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 3 января 2006 года) определение стабилизационного фонда звучит следующим образом:
«Статья 96.1 . Стабилизационный фонд Российской Федерации
1.
Стабилизационный фонд
2. Под ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», определяемая в порядке, предусмотренном для установления ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую. Под базовой ценой на нефть понимается цена на нефть сырую марки «Юралс», эквивалентная 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов США за один баррель).
Статья 96.2 . Порядок формирования Стабилизационного фонда
1.
Источниками формирования
2.
Дополнительные доходы
3. В Стабилизационный фонд в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, за исключением остатков, по которым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год или международным договором Российской Федерации установлен иной порядок использования, а также свободных остатков средств федерального бюджета, необходимых Министерству финансов Российской Федерации для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в течение года при исполнении федерального бюджета, в объеме, равном одной двадцать четвертой утвержденных на соответствующий финансовый год расходов федерального бюджета, включая платежи по погашению государственного внешнего долга Российской Федерации, без учета средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии. Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.»
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
-
является встроенным
-
обеспечивает дополнительную
-
может служить источником
По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание по средствам бюджета.
С
1 февраля 2008 года стабилизационный фонд
был разделён на две части: Резервный фонд
(3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния
(782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые
будут зачисляться на счёт нефтегазового
трансферта, установлен бюджетным законодательством
и привязан к размеру валового внутреннего
продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009
год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года
данный объём фиксируется в размере 3,7
% ВВП [7]
2.2.
Методы макроэкономического
регулирования
Стабилизационный фонд, сравнительно недавно созданный в экономике России, с самого начала стал важным инструментом регулирования макроэкономических пропорций. Это, в значительной степени, вызвано его размерами, которые по российским меркам весьма велики, как абсолютно, так и относительно. Так, на 1 января 2006 г. фонд оценивался в сумме 1 трлн. 446 млрд. руб., или почти 6% от объема валового внутреннего продукта страны [16]. Формирование и специфическое использование столь больших средств в экономике, естественно, поставило ряд вопросов теоретического и практического характера относительно содержания понятия стабилизационного фонда, его назначения, размеров и способов использования. Оживленная дискуссия по этим проблемам продолжается и по сей день, как в академических изданиях, так и в средствах массовой информации [8,9,10].
В
данной курсовой работе мы постараемся
раскрыть двойственность функций стабилизационного
фонда, который является инструментом
как страхования доходов правительства,
так и нейтрализации роста денежной базы.
Предлагаются простые модели детерминированной
и стохастической динамики стабилизационного
фонда. В частности, анализ вероятностного
процесса изменения стоимости фонда как
форвардной цены «нефтяных доходов» правительства
позволяет вычислить его величину, нейтральную
к рискам. На данных о развитии российской
экономики анализируется обоснованность
использования стабилизационного фонда
в регулировании макроэкономических пропорций.