Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа
Социальная значимость профессиональной деятельности кадров государственной службы, повышение их влияния на социально-экономическое развитие страны вызывают необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ конкурентоспособности кадров управления, а также выявления акмеологических условий и факторов, обеспечивающих эффективность её развития.
Введение
Глава 1.Теретико-методологический анализ акмеологических условий и факторов развития конкурентоспособности специалиста
1.1. Состояние проблемы исследования
1.2. Сущностные характеристики конкурентоспособного специалиста
1.3. Акмеологическая система развития конкурентоспособности специалиста 67 Выводы по первой главе
Глава 2. Оптимизация развития конкурентоспособности
Специалиста
2.1. Персональные модели развития конкурентоспособности специалиста
2.2. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста
2.3. Акмеологическая среда как интегративный фактор развития конкурентоспособности специалиста
В диссертации показано, что основой для определения и описания законов и закономерностей развития конкурентоспособности специалиста в различных сферах профессиональной деятельности явилась акмеологическая концепция развития профессионала, личностно-профессионального развития, достижение акме как вершины в развитии человека. Акмеология вырабатывает определенный «набор» характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, позволяющие в дальнейшем достичь уровня конкурентоспособного специалиста. Научно обоснованное содержание этих характеристик и конкретные технологии их реализации способствуют успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости.
Были
получены следующие параметры
Психологическим
фактором конкурентоспособности
Для
выделения сущностно-
Базируясь
на вышеперечисленных подходах к
выделению сущностно-
Критерий 1. Интеллектуальная зрелость (воспитанность) специалиста (по М.А. Холодной): широта умственного кругозора; гибкость и многовариантность оценок происходящего; готовность к принятию необычной информации; умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий); ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной эгоцентрической познавательной позиции); склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной (умственной) модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий).
Критерий 2. Ресурсность: обладание достаточным ресурсом образования; сочетание гуманитарных и технических знаний, фундаментальной и технологической подготовки; обладание динамичным интеллектуальным и творческим потенциалом, соответствующим работе, выполняемой в настоящее время и на перспективу развития организации; обладание способностью и готовностью к дальнейшему саморазвитию и непрерывному профессиональному росту; понимание принципов рыночной экономики в системной организации работы организации; стремление к высшему качеству конечного профессионального продукта; высокое трудолюбие, творческое отношение к делу («трудоголик»), нравственно-волевые качества, способность к риску, стрессоустойчивость.
Критерий 3. Межличностные компетенции: способность к критике и самокритике; способность работать в команде; межличностные навыки общения и взаимодействия; способность работать в междисциплинарной команде; способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям.
Критерий
4. Профессионализм в сфере
Акмеологическая
система развития конкурентоспособности
основана, на наш взгляд, на конкурентоспособности
системы подготовки, переподготовки
и повышения квалификации, а посредством
этого - и повышения
Важным
технологическим элементом
Выявлено,
что число «параметров
К акмеологическим условиям и факторам развития конкурентоспособности специалиста относятся факторы, детерминирующие его профессионализацию, процесс его становления как профессионала: а) выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; б) освоение правил и норм профессии^ в) формирование осознание себя как профессионала; г) обогащение своих профессиональных знаний, навыков, и умений за счет освоения накопленного в данной сфере опыта. В целом условия и факторы становления личности конкурентоспособного специалиста преломляют в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного ее формирования в системе базового профессионального образования, а с другой - процессы раскрытия, самосозидания личностных свойств, способов общения и взаимодействия конкурентоспособного специалиста с людьми.
К
акмеологическим факторам развития
конкурентоспособности
Психологическим
условием развития конкурентоспособности
специалиста является установка
на раскрытие психологических
Социально-
Выделение
акмеологических условий и
Результатом развития конкурентоспособности специалиста на психологическом уровне должно стать формирование у него трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой. Концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа.
Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту, и позволило сформулировать следующие научно-практические рекомендации: развитие конкурентоспособности специалиста должно стать составной частью повышения инновационного и личностно-профессионального развития специалиста; необходимы непрерывные образовательные и самообразовательные процессы в рамках дополнительного профессионального образования по подготовке конкурентоспособного специалиста.
Перспективы
дальнейших исследований в данном направлении
предполагают междисциплинарный подход
ко всем выработанным положениям и
полученным результатам, разработку и
апробацию инструментария для оптимизации
процесса развития конкурентоспособности
специалиста в системе государственной
службы.
Список литературы:
1. Абрамова
С.Г. Психологические
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980 224 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
4. Агеев
B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В.
Методика составления
5. Акмеология: Учебник. / Общ. ред. А.А.Деркача. М.: РАГС, 2003. -681 с.
6. Акмеологический словарь / Под общ.ред.А.А.Деркача М.:Изд-во РАГС, 2004-161 с.
7. Акмеолог кадровой работы: Учебное пособие / Под ред. А.А. Дрекача М.: Изд-во РАГС, 2006 - 308 с.
8. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М.: Прогресс, 1974.-349 с.
9. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. - 385 с.
10. Ананьев
Б.Г. Избранные
11. Андреев
В.И. Конкурентология: учеб.
12. Андреева
Ю.В. Педагогическая система
13. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. М.-Новгород: СЕГ, 1995. - 272 с.
14. Антикризисное управление /Общ. ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.-431 с.
15. Анцупов
А.Я., Ковалев В.В. Социально-
Информация о работе Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста