Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Социальная значимость профессиональной деятельности кадров государственной службы, повышение их влияния на социально-экономическое развитие страны вызывают необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ конкурентоспособности кадров управления, а также выявления акмеологических условий и факторов, обеспечивающих эффективность её развития.

Содержание

Введение
Глава 1.Теретико-методологический анализ акмеологических условий и факторов развития конкурентоспособности специалиста
1.1. Состояние проблемы исследования
1.2. Сущностные характеристики конкурентоспособного специалиста
1.3. Акмеологическая система развития конкурентоспособности специалиста 67 Выводы по первой главе
Глава 2. Оптимизация развития конкурентоспособности
Специалиста
2.1. Персональные модели развития конкурентоспособности специалиста
2.2. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста
2.3. Акмеологическая среда как интегративный фактор развития конкурентоспособности специалиста

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     В диссертации показано, что основой для определения и описания законов и закономерностей развития конкурентоспособности специалиста в различных сферах профессиональной деятельности явилась акмеологическая концепция развития профессионала, личностно-профессионального развития, достижение акме как вершины в развитии человека. Акмеология вырабатывает определенный «набор» характеристик, которые должны быть сформированы у человека и реально приобретены им в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, позволяющие в дальнейшем достичь уровня конкурентоспособного специалиста. Научно обоснованное содержание этих характеристик и конкретные технологии их реализации способствуют успешному проявлению человека как творца своей жизненной стратегии на ступени зрелости.

     Были  получены следующие параметры конкурентоспособности  выпускника вуза: технические - специальность, и специализация, объем освоенной  программы в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, соответствие стандарту или превышение его; сферы и границы использования; получаемый документ и др.; экономические - затраты на подготовку специалиста с учетом всех расходов; социально-организационные - учет социальной структуры потребителей (самих выпускников и работодателей); национальных и региональных особенностей в организации производства, т.е. подготовки выпускников, сбыта - трудоустройства и рекламы будущих специалистов.

     Психологическим фактором конкурентоспособности специалиста  является уверенность в себе, которая  обеспечивается: освоением и совершенствованием профессионального мастерства; адекватным поведением в различных ситуациях человеческого общения; поддержанием и укреплением здоровья и работоспособности; созданием благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

     Для выделения сущностно-содержательных особенностей конкурентоспособности специалиста были проанализированы понятия «суперпрофессионализм», «специалист сильной ресурсной группы», специалист в инновационных видах деятельности, а также выработанные в рамках Болонского процесса универсальные модели компетенций выпускников вузов, обеспечивающий им конкурентоспособность на рынке труда.

     Базируясь на вышеперечисленных подходах к  выделению сущностно-содержательных характеристик конкурентоспособного специалиста в сфере государственного управления, были выделены интегративные акмеологические качества-критерии, обеспечивающие его профессиональную успешность в конкурентной среде.

     Критерий 1. Интеллектуальная зрелость (воспитанность) специалиста (по М.А. Холодной): широта умственного кругозора; гибкость и многовариантность оценок происходящего; готовность к принятию необычной информации; умение осмысливать происходящее одновременно в терминах прошлого (причин) и в терминах будущего (последствий); ориентация на выявление существенных, объективно значимых аспектов происходящего (в противовес субъективированной эгоцентрической познавательной позиции); склонность мыслить в категориях вероятного в рамках ментальной (умственной) модели «как если бы» (в противовес игнорированию возможности существования невозможных событий).

     Критерий 2. Ресурсность: обладание достаточным  ресурсом образования; сочетание гуманитарных и технических знаний, фундаментальной  и технологической подготовки; обладание  динамичным интеллектуальным и творческим потенциалом, соответствующим работе, выполняемой в настоящее время и на перспективу развития организации; обладание способностью и готовностью к дальнейшему саморазвитию и непрерывному профессиональному росту; понимание принципов рыночной экономики в системной организации работы организации; стремление к высшему качеству конечного профессионального продукта; высокое трудолюбие, творческое отношение к делу («трудоголик»), нравственно-волевые качества, способность к риску, стрессоустойчивость.

     Критерий 3. Межличностные компетенции: способность к критике и самокритике; способность работать в команде; межличностные навыки общения и взаимодействия; способность работать в междисциплинарной команде; способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях; способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; способность работать в международном контексте; приверженность этическим ценностям.

     Критерий 4. Профессионализм в сфере государственного управления: четкое понимание социальной направленности этого вида деятельности; оптимальная интенсивность в реализации управленческих решений; высокая организованность личного труда, обусловленная характером решаемых в сфере управления задач; свобода (относительная) в выборе оптимальных способов выполнения принятых решений и программ, обеспечения их максимально полной реализации независимо от влияния внешних факторов; владение современными технологиями и средствами решения управленческих задач; понимание личной ответственности за реализацию управленческих решений и принятие ее как нравственной нормы.

     Акмеологическая система развития конкурентоспособности  основана, на наш взгляд, на конкурентоспособности  системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а посредством  этого - и повышения конкурентоспособности государства в целом и госслужащих, в частности. Интегратив-ным критерием эффективности акмеологической системы развития конкурентоспособности специалиста является степень удовлетворения потребностей работодателя. Поэтому конкурентоспособность специалиста (т.е. возможность его эффективной реализации на рынке труда) можно определить, только сравнивая специалистов между собой. Иными словами, конкурентоспособность - понятие относительное, четко привязанное к рынку труда.

     Важным  технологическим элементом системы развития конкурентоспособности специалиста является необходимость «доводки» специалиста до необходимого уровня компетенций под решение производственных задач посредством обучения, развития, коррекции.

     Выявлено, что число «параметров конкурентоспособности» (структурная схема параметров), задействованных в акмеологической системе развития конкурентоспособности специалиста зависит от вида и сложности его профессиональной деятельности в её профессиональной (знания, компетенции, особые требования к деятельности) и психологической (профессионально-важные качества,, способности, уровни суперпрофессионализма) составляющей, а также требуемой точности оценки конкурентоспособности, цели оценки и других внешних факторов.

     К акмеологическим условиям и факторам развития конкурентоспособности специалиста относятся факторы, детерминирующие его профессионализацию, процесс его становления как профессионала: а) выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; б) освоение правил и норм профессии^ в) формирование осознание себя как профессионала; г) обогащение своих профессиональных знаний, навыков, и умений за счет освоения накопленного в данной сфере опыта. В целом условия и факторы становления личности конкурентоспособного специалиста преломляют в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного ее формирования в системе базового профессионального образования, а с другой - процессы раскрытия, самосозидания личностных свойств, способов общения и взаимодействия конкурентоспособного специалиста с людьми.

     К акмеологическим факторам развития конкурентоспособности специалиста  относится направленность личности на достижение высоких результатов, одно из важнейших ее свойств, включающее мотивы, побуждающие к деятельности, творческому решению производственных задач, понимание их социальной значимости. К субъективным акмеологическим факторам достижения высшего уровня профессионального развития специалиста относятся: одаренность, профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, способность развивать свой творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. К субъективным факторам развития конкурентоспособности специалиста можно отнести личностную ориентацию в процессе базовой подготовки профессионального становления кадров. Важным условием в становлении личности конкурентоспособного специалиста является использование в системе непрерывного образования современных технологий обучения с опорой на психолого-акмеологические резервы личности.

     Психологическим условием развития конкурентоспособности  специалиста является установка  на раскрытие психологических резервов повышения результативности обучения, свойств и закономерностей мышления, памяти и усвоения информации. Результаты решения этих задач рассматриваются как теоретические и практические предпосылки в обосновании модели, алгоритма и технологии формирования базовых параметров конкурентоспособного специалиста, а исследование организации структуры действия и механизмов его развития, трансформации имеет принципиальное значение для рациональной организации процесса профессионального становления конкурентоспособного специалиста.

     Социально-психологические  условия развития конкурентоспособного специалиста обеспечивают становление личности специалиста в системе, закономерно обусловленной социальными отношениями, характером связей и взаимодействий с окружающей культурной средой, что не только определяет культурный кругозор будущего специалиста, но и существенно влияет на формирование его личностного статуса, уровня его социальных притязаний и жизненных планов. Культурно-образовательное пространство развития конкурентоспособного специалиста определяется традициями управленческой среды, общим порядком, культурой организации в данном учреждении и т. д.

     Выделение акмеологических условий и факторов позволяют разработать стратегию  использования акмеологических  резервов в повышении продуктивного  сти реализации персональных моделей  развития конкурентоспособного специалиста  в ходе базовой подготовки с опорой на психолого-акмеологический потенциал личности, которая состоит в эффективной самореализации специалиста на каждом из этапов профессионального становления: адаптации, самореализации, самопроектирования.

     Результатом развития конкурентоспособности специалиста на психологическом уровне должно стать формирование у него трех групп навыков: технологических, коммуникативных и концептуальных. Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуникативные имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой. Концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятельность больших групп людей, принимать ответственные решения на основе системного анализа.

     Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, положений, выносимых на защиту, и позволило сформулировать следующие научно-практические рекомендации: развитие конкурентоспособности специалиста должно стать составной частью повышения инновационного и личностно-профессионального развития специалиста; необходимы непрерывные образовательные и самообразовательные процессы в рамках дополнительного профессионального образования по подготовке конкурентоспособного специалиста.

     Перспективы дальнейших исследований в данном направлении  предполагают междисциплинарный подход ко всем выработанным положениям и  полученным результатам, разработку и  апробацию инструментария для оптимизации  процесса развития конкурентоспособности  специалиста в системе государственной службы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Абрамова  С.Г. Психологические механизмы  управления и о том, как их  использовать. М.: Известия, 2002. - 311 с. 

2. Абульханова-Славская  К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980 224 с.

3. Абульханова-Славская  К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с. 

4. Агеев  B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов В.В.  Методика составления социально-психологической  характеристики для аттестации  кадров. М.: МГУ, 1986.- 124 с.

5. Акмеология: Учебник. / Общ. ред. А.А.Деркача.  М.: РАГС, 2003. -681 с. 

6. Акмеологический  словарь / Под общ.ред.А.А.Деркача  М.:Изд-во РАГС, 2004-161 с. 

7. Акмеолог  кадровой работы: Учебное пособие  / Под ред. А.А. Дрекача М.: Изд-во  РАГС, 2006 - 308 с.

8. Акофф  Р., Эмери Ф. О целеустремленных  системах. М.: Прогресс, 1974.-349 с. 

9. Альберт  М., Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы  менеджмента. М.: Дело, 1992. - 385 с. 

10. Ананьев  Б.Г. Избранные психологические  труды. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1980. - 520 с.

11. Андреев  В.И. Конкурентология: учеб.курс  для творческого саморазвития  конкурентоспособности Казань: Центр  инновац.технологий, 2004-468 с. 

12. Андреева  Ю.В. Педагогическая система ориентации  профессионального обучения на  саморазвитие конкурентоспособности студентов-журналистов Диссертация на соискание уч.степ.доктора педагогич. наук - Казань, 2006.- 407 с.

13. Анисимов  О.С., Деркач А.А. Основы общей  и управленческой акмеологии: Учебное  пособие. М.-Новгород: СЕГ, 1995. - 272 с. 

14. Антикризисное управление /Общ. ред. Э.М.Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000.-431 с.

15. Анцупов  А.Я., Ковалев В.В. Социально-психологическая  оценка персонала М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 303 с. 

Информация о работе Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста