Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа

Описание работы

Социальная значимость профессиональной деятельности кадров государственной службы, повышение их влияния на социально-экономическое развитие страны вызывают необходимость анализа имеющегося практического опыта и изучения теоретических и прикладных основ конкурентоспособности кадров управления, а также выявления акмеологических условий и факторов, обеспечивающих эффективность её развития.

Содержание

Введение
Глава 1.Теретико-методологический анализ акмеологических условий и факторов развития конкурентоспособности специалиста
1.1. Состояние проблемы исследования
1.2. Сущностные характеристики конкурентоспособного специалиста
1.3. Акмеологическая система развития конкурентоспособности специалиста 67 Выводы по первой главе
Глава 2. Оптимизация развития конкурентоспособности
Специалиста
2.1. Персональные модели развития конкурентоспособности специалиста
2.2. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста
2.3. Акмеологическая среда как интегративный фактор развития конкурентоспособности специалиста

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

2. Идеальная  модель конкурентоспособной личности  В.И. Андреева включает группы  характеристик: мотивы и ценностные  ориентации; гражданские качества; нравственные качества; интеллектуальные  и деловые качества; особенности  характера и поведения; коммуникативные способности; организаторские способности; самоспособности и самопроцессы.

3. Разработка  персональной модели развития  конкурентоспособности специалиста  основывалась на акмеологических  закономерностях развития профессионализма (А.А.Деркач, Н.В.Сотникова). Частными акмеологи-ческими закономерностями являются: устойчивые связи между профессионализмом личности и деятельности и опытом управленческой деятельности, личностным потенциалом и его отдельными видами, уровнем акмеологической компетентности, профессиональным творчеством, продуктивностью Я-концепции. Данные частные акмеологические закономерности «справедливы» во всем диапазоне активной управленческой деятельности при условии осуществлении продуктивного личностно-профессионального развития.

     Персональная модель развития конкурентоспособности специалиста может быть построена с учетом акмеограммы, которая является основным методом акмеографического подхода и отражает специфическую систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Акмеограмма всегда индивидуальна, составляется исключительно для конкретного специалиста и направлена на его индивидуальное личностно-профессиональное развитие. Акмеограмма конкурентного специалиста - государственного служащего может быть разработана на основе выделенных нами базовых параметров-критериев конкурентоспособного специалиста (интеллектуальная зрелость, ресурсность межличностные компетенции, профессионализм в сфере государственного управления).

4. Для  разработки персональной модели  развития конкурентоспособности  специалиста - государственного  служащего в нашем исследовании  использовались также технологии  моделирования карьеры. В соответствии с разработанной в настоящем исследовании персональной моделью развития конкурентоспособности специалиста: субъектом развития конкурентоспособности выступает сам специалист-государственный служащий; для которого объектом является собственный профессиональный и творческий потенциал, развиваемый на основе ак-меологического подхода; процесс развития конкурентоспособности проявляется, с одной стороны, как целенаправленная деятельность самого специалиста, а с другой, как совокупная деятельность психологов-акмеологов и руководителей кадровых органов и реализуемых ими средств обеспечения процесса развития конкурентоспособности.-Согласование позиций субъектов развития конкурентоспособности обеспечивает повышение эффективности этого процесса;  целью развития конкурентоспособности являются высокие результаты деятельности, готовность конкурировать на рынке труда;

 средствами  развития конкурентоспособности  являются: построение акмеограммы,  раскрывающей потенциал развития, оценка и развитие базовых  параметров конкурентоспособности (концептуальных, технологических, профессиональных, психологических, акмеологических); алгоритм развития конкурентоспособности специалиста учитывает: этапы профессионального становления (профессионализмсуперпрофессионализм) и временные показатели развития конкурентоспособности (сроки «доводки» до необходимого уровня компетенций)  результат развития конкурентоспособности специалиста проявляется в повышении сформированности его индивидной, личностной, профессиональной и специальной компетентности и конкурентной готовности.

5. К  акмеологическим условиям и факторам  развития конкурентоспособности  специалиста относятся факторы,  детерминирующие его профессионализацию, процесс его становления как  профессионала: а) выбор человеком  профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; б) освоение правил и норм профессии; в) формирование осознание себя как профессионала; г) обогащение своих профессиональных знаний, навыков и умений за счет освоения накопленного в данной сфере опыта. В целом условия и факторы становления личности конкурентоспособного специалиста преломляют в себе, с одной стороны, процессы целенаправленного ее формирования в системе базового профессионального образования, а с другой - процессы раскрытия, самосозидания личностных свойств, способов общения и взаимодействия конкурентоспособного специалиста с людьми.

6. К  акмеологическим факторам развития  конкурентоспособности специалиста  относится направленность личности  на достижение высоких результатов,  одно из важнейших ее свойств, включающее мотивы, побуждающие к деятельности, творческому решению производственных задач, понимание их социальной значимости. К субъективным акмеологическим факторам достижения высшего уровня профессионального развития специалиста относятся: одаренность, профессиональные способности, положительная ориентация на профессию, чувствительность к объекту профессионального воздействия, способность развивать свой творческий потенциал и продуктивно заниматься самосовершенствованием. К субъективным факторам развития конкурентоспособности специалиста мржно отнести личностную ориентацию в процессе базовой подготовки профессионального становления кадров.

7. Важным  условием в становлении личности  конкурентоспособного специалиста  является использование в системе непрерывного образования современных технологий обучения с опорой на психолого-акмеологические резервы личности. В них важно проектировать и обеспечивать в деятельности целостность и единство реализации общегосударственной и личной целей образования; оптимально моделировать средства и результаты развития личных целей, ценностей и смыслов; учитывать и оценивать реально освоенные обучающимися знания, содержание и методы самовоспитания и самосовершенствования личности. С точки зрения развития конкурентоспособного специалиста личность должна неустанно развиваться, иначе говоря, изменяться таким образом, чтобы ее потенциал и резервы все лучше «приспособлялись» к новым, все более сложным задачам. На этапе базовой подготовки не существует какого-то конкретного конечного состояния, выступающего завершением развития личности. Все параметры личности могут совершенствоваться, ибо пока человек существует, он развивается.

8. Психологическим  условием развития конкурентоспособности  специалиста является установка  на раскрытие психологических резервов повышения результативности обучения, свойств и закономерностей мышления, памяти и усвоения информации. Результаты решения этих задач рассматриваются как теоретические и практические предпосылки в обосновании модели, алгоритма и технологии формирования базовых параметров конкурентоспособного специалиста, а исследование организации структуры действия и механизмов его развития, трансформации имеет принципиальное значение для рациональной организации процесса профессионального становления конкурентоспособного специалиста.

9. Социально-психологические  условия развития конкурентоспособного  специалиста обеспечивают становление  личности специалиста в системе,  закономерно обусловленной социальными  отношениями, характером связей  и взаимодействий с окружающей культурной средой, что не только определяет культурный кругозор будущего специалиста, но и существенно влияет на формирование его личностного статуса, уровня его социальных притязаний и жизненных планов. Культурно-образовательное пространство развития конкурентоспособного специалиста определяется традициями управленческой среды, общим порядком, культурой организации в данном учреждении и т. д.

10. Выделение  акмеологических условий и факторов  позволяют разработать стратегию  использования акмеологических резервов в повышении продуктивности реализации персональных моделей развития конкурентоспособного специалиста в ходе базовой подготовки с опорой на психолого-акмеологический потенциал личности, которая состоит в эффективной самореализации специалиста на каждом из этапов профессионального становления: адаптации, самореализации, самопроектирования.

11. Педагогическим  условием развития конкурентоспособности  специалиста является конкурентоспособности  непрерывного образования, что  обеспечивается выполнением следующих условий: готовность человека к совершенствованию своего образования в течение всей жизни; мотивированность в необходимости повышения образовательного уровня; возможность (доступности) в получении образования (в том числе и дополнительного); преемственность в образовании на всех его этапах.

12. Управленческо-организационными  условиями развития конкурентоспособного  специалиста являются: учет новизны  в управлении учебным заведением  и соответствующие преобразования  в организации и качестве процесса обучения; подготовленность соответствующих педагогических кадров к реализации требований к подготовке конкурентоспособных специалистов; готовностью профессорско-преподавательского состава к творческой научно-педагогической деятельности и наличие условий для реализации своего педагогического потенциала. Организационно-акмеологическим условием развития конкурентоспособного специалиста является возможность реализации им профессиональной карьеры, что обеспечивается позитивной оценка его деятельности и готовности к поддержке и управлению процессами его профессионапыюго и должностного роста со стороны организации. В основе подобной «карьерной расположенности» к специалисту со стороны руководства находится успешное овладение и реализация им специфичного для высокотехнологичных отраслей набора профессиональных ролей: патриота своей профессии; уникального специалиста; эрудита; новатора; творца; лидера в профессии; маркетолога; социального лидера; конфликтолога; аудитора; дипломата; наставника.

13. Развитие специалиста, способного к устойчивому профессиональному успеху и непрерывному самосовершенствованию обеспечивается: в профессиональном образовательном учреждении формированием целостной образовательной акмеологической среды, а в рамках организации профессиональной акмеологической среды как интегративного фактора развития конкурентоспособного специалиста. Основными компонентами образовательной и профессиональной среды, которые позволяют рассматривать ее как ак-меологическую, являются: условия для развития и саморазвития субъектов образовательного и профессионального процессов; формы взаимодействия субъектов образовательного и профессионального процессов; психологический климат в коллективе; свобода выбора для субъектов образовательного и профессионального процессов; профессиональная позиция преподавателя, руководителя.

14. Акмеологическая  среда для формирования конкурентоспособного  специалиста в организации включает  в себя наличие высокотехнологичных  кадровых инструментов, обеспечивающих  эффективное решение кадровых вопросов, связанных с отбором, оценкой, развитием кадров. В частности, речь идет о профессографировании, акмеографировании и карьерографиро-вании.

15. В  проведенном исследовании цель  которого - определить индивидуальные  характеристики имеющиеся у каждого слушателя профессиональной компетентности, чтобы наметить перспективы личностно - профессионального развития слушателей во время обучения в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, разработать рекомендации по включению слушателей в факультативы и тренинги - реализован индивидуальный подход к обучению госслужащих; представлена индивидуализация самостоятельной работы слушателей системы непрерывного образования как фактор развития их профессиональной компетенции; раскрыто дидактическое взаимодействие преподавателей и слушателей в процессе индивидуального подхода в личностно-профессиональном развитии; показана индивидуализация как средство формирования компетентности будущих специалистов; адаптирована теоретическая модель деятельности к практическому применению в ходе деятельностно-психологического консультирования и найдены пути индивидуализации у госслужащих разнообразных психологических приемов обучения в Российской академии государственной службы при Президенте РФ.  

Заключение  

     Несмотря  на актуальность и практическую значимость, проблема развития конкурентоспособности  специалиста исследована недостаточно полно. Проведенная работа интегрировала  в себе результаты современных педагогических, психологических и акмеологических  исследований проблем профессиональной успешности, личностной и профессиональной зрелости, достижения уровня акме и суперпрофессионализма и их применения в развитии конкурентоспособности специалиста. Обоснование теоретико-методологической базы, расширение представления об изучаемом предмете, дает возможность выхода на прикладной уровень.

     В генезисе исследования проблемы развития конкурентоспособности специалиста  выделено философское, психолого-педагогическое, акмеологи-ческое, науковедческое, управленческое, экономическое направления. Показано, что проблема развития конкурентоспособности специалиста имеет рамки межпредметной научной дисциплины. Установлено, что, несмотря на многочисленные исследования профессиональной успешности в различных видах профессиональной деятельности, конкурентоспособность специалиста как понятие до сих пор не рассматривалась как отдельная проблема в контексте разработки персональных акмеологических моделей ее развития. Разрабатываемый в акмеологии интегративный подход является предпосылкой постановки и изучения данной проблемы. Показано, что во всех подходах к понятию конкурентоспособности, как в гуманитарных, так и в экономической науках выделяется то общее, что их или объединяет или позволяет рассматривать как не противоречащие, а взаимодополняющие подходы к понятию: если в экономической теории в понятие конкуренции вложен смысл состязательности большей частью между юридическими лицами, товарами, услугами, то в гуманитарных науках конкуренция подразумевает состязание, прежде всего, на межличностном уровне. Конкурентоспособность специалиста подразумевает комплекс качеств, который бы позволял ему с учетом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей эффективно конкурировать и реализовывать свой потенциал.

Информация о работе Оптимизация развития конкурентоспособности Специалиста