Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 09:53, реферат
Общими недостатками бюджетной системы США могут считаться некоторая усложненность ее структуры, неравномерность распределения бюджетных доходов и помощи от бюджетов высших уровней низшим. Частые нарекания вызывает чрезмерная сложность процедуры сбора налоговых поступлений.
Бюджетное устройство США
Государственный бюджет США представляет собой сложившийся устойчивый механизм образования и расходования бюджетных средств для обслуживания государственных нужд. Его деление на три уровня соответствует устройству государственной власти:
1) федеральный бюджет;
2) бюджет штатов;
3) бюджет местных органов власти.
Общими недостатками бюджетной системы США могут считаться некоторая усложненность ее структуры, неравномерность распределения бюджетных доходов и помощи от бюджетов высших уровней низшим. Частые нарекания вызывает чрезмерная сложность процедуры сбора налоговых поступлений.
В течение почти 30 лет начиная с 1969 г. одной из наиболее значительных проблем США считался хронический дефицит федерального бюджета, приводивший к наращиванию государственного долга, который достиг к концу ХХ в. 5,6 трлн долларов (более 60% ВВП страны). Ежегодные выплаты процентов по нему превысили 15% расходной части бюджета. При президенте У. Клинтоне федеральный бюджет стал профицитным. Однако в дальнейшем в результате начавшегося спада из-за увеличения военных расходов при администрации Дж. Буша-младшего федеральный бюджет вновь стал дефицитным. В 2001 финансовом году отрицательное сальдо федерального бюджета составило более 126 млрд долларов.
В государственный долг, в отличие от федерального долга, входит также совокупный дефицит бюджетов штатов. Однако в течение последних десятилетий эти бюджеты в целом сводились, как правило, с небольшим профицитом, и поэтому оказывали почти незаметное влияние на состояние государственного долга США.
Каждый из бюджетных уровней обеспечен собственными источниками поступлений, однако в разной степени. Приблизительное соотношение расходов федерального бюджета и совокупных расходов всех штатов и местных органов власти страны, взятых вместе, составляло к началу ХХI в. 60—63% против 37—40%. Каждый из уровней власти собирает собственные налоги. Некоторые из них встречаются (по названию) на двух или даже на всех трех уровнях, однако при этом порядок их сбора и ставки обыкновенно сильно различаются для каждого из уровней. На каждом уровне есть основной источник поступлений — «опорный» налог, который дает наибольший доход соответствующему бюджету.
Важной отличительной чертой бюджетного механизма США является то, что проектирование федерального бюджета отделено от процесса и аппарата его исполнения и контроля над исполнением бюджета. Разработка бюджета осуществляется той частью исполнительного аппарата страны, которая обслуживает Президента в качестве главы государства. В 1921 г. был принят Закон о бюджете и отчетности, которым было учреждено Бюджетное бюро. Оно было включено в состав Министерства финансов. Однако с момента создания оно подчинялось непосредственно президенту США. В 1970 г. Бюджетное управление было переименовано в Административно-бюджетное управление (АБУ) . К его обязанностям была добавлена новая функция: через проектирование бюджета контролировать уровень государственного административного управления в федеральных органах власти, включая поиск путей и способов совершенствования системы. При разработке бюджетного проекта АБУ в основном развивает идеи бюджетно-налоговой политики, которые ему представляет президент США со своими ведущими советниками — министром финансов и председателем Экономического совета при президенте.
Экономический совет создан по Закону о занятости 1946 г. в целях разработки общеэкономической политики федеральной администрации. Отдельные линии и детали экономической политики регулярно уточняются на совещаниях так называемой «тройки», в которую входят председатель Экономического совета (ЭС) , директор АБУ и министр финансов. Иногда с целью координации экономической и денежно-кредитной политики к «тройке» присоединяется председатель совета управляющих ФРС — глава Центробанка США. Министерство финансов США, помимо участия в разработке бюджетной и финансовой политики, занимается исполнением федерального бюджета.
Крупнейшее из подразделений Министерства финансов — Служба внутренних доходов , насчитывающая 70—80 тысяч сотрудников (более половины чиновников министерства), ведет сбор федеральных налогов. Кроме того, Министерство финансов (другое его название — Казначейство ) производит обслуживание государственного долга США.
Учреждение федерального бюджета в Конгрессе начинается с работы над проектом документа в комитетах и подкомитетах в начале февраля каждого года и завершается к сентябрю (финансовый год начинается 1 октября). Обсуждение ведется в обеих палатах. Контроль за исполнением осуществляет Главное контрольно-финансовое управление (ГКФУ) , формально принадлежащее к квазинезависимым ведомствам, однако считающееся «контролирующей рукой Конгресса».
Полномочия, включая бюджетные, местные власти получают от штатов, в конституциях которых, гораздо более подробных по сравнению с федеральной, детализированы и бюджетное устройство, и бюджетные отношения штатов с местными самоуправлениями, права последних. Официальные бюджетные документы составляются в трех разрезах:
1) ведомственном;
2) функциональном (расходы по обеспечению каждой из бюджетных функций государства);
3) программном.
28.3.
Доходы и расходы бюджетной системы США
В таблице 28.2 приведены расходы федерального бюджета США по основным функциям правительственной деятельности в 2001 г.
Таблица 28.2
Расходы федерального бюджета США по основным функциям правительственной деятельности в 2001 финансовом году
|
Из таблицы 28.2 видно, что наибольший удельный вес среди расходов имеют социальное страхование, национальная оборона, программа медицинского обслуживания «Медикейр», выплаты процентов по государственному долгу, затраты на здравоохранение и др.
В таблице 28.3 приведена динамика основных показателей федерального бюджета США в 2003—2009 гг.
Таблица 28.3
Динамика основных показателей федерального бюджета США в 2003—2009 гг.
|
США накопили богатый опыт реформ бюджетного сектора. Новый этап развития программно-целевого бюджетирования связан с Федеральным законом США «Об оценке результатов деятельности государственных учреждений» (Government Performance and Results Act — GPRA ). Согласно GPRA каждое федеральное министерство и ведомство должно разрабатывать стратегический план (минимум на 5 лет), план работы на год и отчет о выполнении плана работы за год. Вместе эти документы составляют замкнутый цикл планирования, исполнения принятых решений и оценки результатов. На базе годовых планов министерств Административно-бюджетное управление составляет агрегированный федеральный план работы на год, который передается в конгресс вместе с проектом бюджета.
Ключевую роль
в подготовке бюджета играет не казначейство,
а созданное для этой цели при
Белом доме Административно-бюджетное
управление, глава которого имеет
статус министра и является членом
кабинета министров. Роль конгресса
США в процессе формирования и
использования бюджета
Источником основных доходов для бюджетов всех уровней являются налоговые поступления. Виды взимаемых налогов, их ставки, общие суммы распределяются между тремя уровнями бюджетной системы. Одни виды налогов взимаются в США на всех трех уровнях, другие — на одном или двух уровнях власти. На каждом из уровней взимаются, например, индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибылей корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы. Облагаемая сумма и величина налоговых ставок, порядок взимания определяются на каждом уровне. Не все из перечисленных налогов установлены в каждом штате и самоуправлении.