Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Постоянная смена дня и ночи — характерная черта земного бытия. Суточный ритм чередования света и темноты влияет на физиологию и поведение всего живого на земле. Большинство живых существ, в том числе и человек, имеют молекулярные «хронометры», синхронизированные со световым днём. Свои суточные молекулярные часы есть у бактерии и цветка, по этим часам совершается обмен веществ в любой клетке человеческого организма. И самое удивительное, что механизм работы таких часов во всех живых организмах практически одинаков. Всё живое на Земле подчиняется суточному ритму сна и бодрствования. Исключения не составляют даже растения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………2
Глава1. Теоретические аспекты понятия биологических ритмов……………..……..4
1.1 Биоритмы и их виды…………………………………………………………………..4
1.2 Суточные ритмы физиологических процессов……………………………………..8
1.3 Десинхроноз и профилактика его последствий……………………………………10
1.4 Гармонизация биоритмов……………………………………………………………11
Глава 2.Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека……………..13
2.1. Биоритмология и здоровье………………………………………………………….13
2.2. Понятие о психическом тонусе…………………………………………………….17
2.3 Биологические ритмы и старение…………………………………………………...18
2.4 Организация трудовой деятельности и отдыха……………………………………19
2.5 Работоспособность и повышение ее эффективности……………………………..22
Глава 3. Рекомендации по режиму дня…………………………………………………24
3.1Общие советы по режиму дня для "жаворонков"………………………………….24
3.2 Общие советы по режиму дня для "сов"……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………………30

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 63.72 Кб (Скачать)

Особую  значимость для рациональной организации  режима дня имеют суточные колебания  работоспособности. Понятно, что условия  трудовой и учебной деятельности для "жаворонков" лучше сделать  более напряженными в первой половине дня, тогда как для "сов" - во второй. Это положение в равной мере относится и к организации  режима учебных нагрузок для детей, включая старших дошкольников.

Почти все вышесказанное относится  к взрослому организму. Проблемы возрастной биоритмологии, в том  числе и динамика биоритмов в  процессе развития ребенка пока еще  недостаточно разработаны. Тем не менее  можно сформулировать общее положение: человек не рождается с готовым  чувством времени; околосуточные биоритмы не имеются в готовом и законченном  виде к моменту рождения, а формируются  в процессе развития на основе индивидуальной временной шкалы растущего организма. При измерении температуры тела у новорожденного ребенка не обнаруживается заметной разницы в показателях  утренней, дневной и вечерней температур. Такие различия появятся на 2-м месяце жизни, более заметными они станут позже за счет снижения температуры  поздним вечером. В настоящее  время установлено, что биоритмы начинают проявляться уже в первые недели жизни, вероятно, они имеются  и у зародыша, но их проявления в  онтогенезе реализуются постепенно. Некоторые биоритмы достигают параметров взрослых людей в школьном возрасте (пульс, температура тела, сон и  др.).

По-видимому, ранний и дошкольный возраст представляют собой этапы интенсивного формирования циркадных и других ритмов. Именно в этих периодах начинается распределение  на группы "жаворонков", "сов" и "голубей". Правда, пока еще остается невыясненным соотношение между  этими группами среди детского населения. Можно полагать, что у детей  старшего дошкольного возраста оно  примерно такое же, как у взрослых.

Данные  по формированию биоритмов в онтогенезе ребенка имеют прямое отношение  к проблеме укрепления его здоровья. Дело в том, что между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более  того, есть все основания утверждать, что самые начальные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь проявляются в нарушениях биоритмов.

Известно, что при резких изменениях привычного режима, особенно при нарушениях сна, возникают болезненные состояния, получившие название десинхронозов. У  детей они находят отражение  в неадекватных эмоциональных реакциях, отказе от еды, повышенной раздражительности, утомляемости. Именно такие явления  нередко наблюдаются после выходных дней у тех воспитанников детских  садов, родители которых грубо нарушают режим дня по субботам и воскресеньям (отсутствие прогулок и дневного сна, позднее ночное засыпание и др.). Вместе с тем нельзя подходить  к режиму только как к сугубо временному "жесткому" распорядку дня с  обязательными точно определенными  и ежедневно повторяющимися событиями. В таком случае жизнедеятельность  ребенка приобретает монотонный характер, снижается способность  адаптации к изменяющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления. Исходя из концепции физиолога  И. П.,Павлова и учитывая данные современной  биоритмологии, можно считать, что  рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для  постоянного обеспечения адаптации  к изменяющимся условиям внешней  социальной и биологической среды.

Роль  некоторых других биоритмов в  организации режима и укрепления здоровья несомненна. Имеются в виду прежде всего сезонные биоритмы. Всем известно, что рост заболеваемости острыми респираторными вирусными  инфекциями приходится на осень и  весну, что рассматривается как  проявление сезонной цикличности в  жизнедеятельности организма. В  отечественной литературе по биоритмологии  эти явления получили название физиологического десинхроноза, под которым понимается феномен периодически возникающих  весной и осенью в здоровом организме  нарушений слаженности околосуточных ритмов. Зимой и летом фазы этих ритмов для многих физиологических функций занимают различное положение на суточной шкале, причем разница может достигать нескольких часов. В переходные же сезоны фазы передвигаются от летней позиции к зимней и наоборот. В связи с тем что скорость данной перестройки неодинакова для разных ритмов, возникают явления сезонного десинхроноза, в результате которых снижается устойчивость к болезнетворным воздействиям и возникают так называемые простудные заболевания

За  последние годы накоплен большой  фактический материал о зависимости  действия лекарственных веществ  на организм человека от фазы биоритма. Приведем несколько примеров характеризующих  значение знаний хронобиологических законов (2).

Аллергические реакции:

Воздействие аллергенов минимально в 15 часов. Максимальный ответ на аллергены отмечается в 23 часа. С 8 до 12 часов обострение приступов  сенной лихорадки. С 19 до 23 часов максимальное выделение гистамина, поэтому отмечается самый сильный зуд именно в  эти часы. Чувствительность к антигистаминным  препаратам также различна в разные часы суток. Антигистаминные препараты  принятые утром действуют 15-17 часов, принятые вечером 7-9 часов.

Органы  чувств:

с 3 до 8 утра максимальная чувствительность ко всем видам боли. С 17 до 19 часов  начинается повышение обонятельных вкусовых и слуховых ощущений, максимума  они достигают в 3 часа ночи, а  минимум их чувствительности отмечен  в 6 часов утра. Применение лидокаина  в 15 часов - длительность его действия 32 минуты, в 7 часов - 12 минут.

2.2. Понятие о психическом тонусе

Основным  суточным циклом, базой и фоном  для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно 2/3 его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса.

Психический тонус – это оптимальная интенсивность психических процессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности.

Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особенностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями головного мозга, но возможна и осознанная его регуляция.

Регуляция психического тонуса осуществляется с  помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных  воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы  психологического тренинга, дыхательной  гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма.

Основными способами и приемами физической регуляции являются разнообразные  водные и солнечные процедуры, оптимальные  физические нагрузки, массаж. Необходимо помнить, что мышечное напряжение повышает тонус, а расслабление – понижает. Эффективным действием обладают прогулки на свежем воздухе, своевременная  организация отдыха, переключение видов  деятельности. Стойкое повышение  психического тонуса обеспечивают межличностные  отношения, любимые увлечения, музыка, литература, живопись. Своеобразное воздействие оказывает на психический тонус общение с растительным и животным миром.

Не  следует забывать о заметном влиянии  эмоций на тонус. Положительные эмоции, хорошее настроение, уверенность и оптимизм способствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлобленность – снижают.

Для стимуляции психических процессов  используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное поднятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.

 

2.3 Биологические ритмы и старение

 

Согласно  одному из научных определений, биологические  ритмы обеспечивают способность  организма к адаптации и выживанию  в изменяющихся условиях среды. Отсюда следует, что при нарушении биологических  ритмов устойчивость человека к различным  факторам окружающей среды снижается. А поскольку одним из главных  признаков старения организма является именно снижение способности противостоять  разрушительным внешним влияниям, возникает  закономерный вопрос о том, не является ли нарушение биоритмов одной  из причин старения .

Как показывают современные исследования, биологические ритмы человека претерпевают значительные изменения на протяжении всего возрастного цикла. Так, у  новорожденных и младенцев биоритмический цикл является очень коротким. Фазы активности и расслабления сменяются  через каждые 3-4 часа. Более того, у детей до 6-8 лет практически  невозможно определить хронотип (т.е. "жаворонок" или "сова"). По мере взросления ребенка  циклы биологических ритмов постепенно удлиняются и к началу полового созревания приобретают характер суточных биоритмов. В это же время формируются  хронотипы, которые определяют характер биоритмов в течение практически  всей взрослой жизни. В период с 20 до 50 лет биологически ритмы человека являются наиболее стабильными. (Интересно, что именно в этот период человек  достигает самых больших деловых  и творческих успехов.) После 50 лет  у большинства людей структура  биологических ритмов становится менее  устойчивой, а хронотипы становятся все менее выраженными. У "сов" появляются черты "жаворонков", и  наоборот. Одним из самых ярких  и неприятных проявлений нестабильности биологических ритмов у пожилых  является бессонница. В еще более  старшем возрасте у многих пожилых  людей наблюдается значительное сокращение периода активности параллельно  с резким удлинением фазы расслабления, что может проявляться повышенной сонливостью.

Приведенные выше факты с большой вероятностью свидетельствуют, что возрастное изменение  структуры биоритмов может быть причиной замедления развития организма  и, в конечном итоге, его старения. Современные ученые в области  хронобиологии сходятся во мнении, что нарушение суточных биоритмов  организма является хронологическим  маркером старения. Открытие этой закономерности является очень важным в контексте  перспектив продления биологического возраста человека. Ведь если нам удастся  разработать действенные препараты  или методы гармонизации и поддержания  оптимальной структуры биоритмов, мы сможем отдалить многие неблагоприятные  возрастные изменения, связанные с  нарушением структуры биоритмов.

 

2.4 Организация трудовой деятельности и отдыха

Важнейшим условием оптимизации жизнедеятельности  и нагрузок является организация рационального режима труда и отдыха. Основными требованиями физиологических и психических основ труда и учебы являются правильная организация ритма труда, режима труда и трудового процесса.

Различают четыре группы факторов, непосредственно  влияющих на трудовую деятельность человека:

Санитарно-гигиенические  факторы − микроклимат, освещенность рабочего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха.

Психофизиологические  факторы − режим труда и  отдыха, напряженность труда, рабочие позы, величина нагрузки на скелетную мускулатуру, высшие отделы мозга, ЦНС.

Социально-экономические  факторы − социальная защищенность работающего, его заработная плата, покупательские способности, обеспеченность отпуском, домами отдыха, детскими садами.

Эстетические  факторы − интерьер рабочего помещения, форма, цвет изделия, фасон рабочей одежды.

Для поддержания высокого уровня работоспособности  большое значение имеет принцип  постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего  отдыха и перехода на другой вид  деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую продуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная последовательность, определенная система труда.

Ритмический труд − это равномерное распределение  нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физиологических особенностей центров нервной системы, которые наиболее экономно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так и периодами бездеятельности. Организация режима труда, основанного на ритмичной деятельности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы. Под режимом труда понимают чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в профилактике утомления.

Достаточно  большую роль в организации умственной деятельности играет внешняя среда. Во время физической работы улучшается обмен веществ в организме, увеличивается  потребность в кислороде. Возрастает частота дыхания, размах движений грудной клетки, что значительно повышает объем потребляемого воздуха. Важно, чтобы этот воздух был чистым, не имел пыли и других вредных примесей. В душной, загрязненной атмосфере, при недостатке кислорода, у человека появляются головная боль, слабость, резкое снижение работоспособности. В табачном дыме, помимо никотина, есть угарный газ и другие вредные вещества, которые оказывают прямое воздействие на функции головного мозга.

На  работоспособность человека существенно влияют температурно-влажностный режим и микроклимат рабочего помещения. Наиболее продуктивной для трудовой деятельности человека является температура воздуха в пределах 16 − 18 °С. Относительная влажность должна оставаться в пределах 35 − 70 %. При меньшей влажности говорят о "сухом" воздухе, который вызывает повышенное испарение и сушит слизистые оболочки и кожу. При влажности больше 70 % в сыром и холодном воздухе у человека возникает "зябкость" и озноб, что также вызывает снижение работоспособности.

Правильная  организация труда предусматривает  хорошее содержание рабочего места, т.е. отсутствие на письменном столе  лишних вещей, мусора, грязи. Порядок  и четкое расположение необходимых  предметов значительно облегчают  работу. Нужно постараться, чтобы  обстановка во время работы была одинаковой. Человек привыкает трудиться в определенном окружении, что облегчает действие его нагрузок.

Свет  является сильным стимулятором работоспособности  человека. Освещение считается достаточным, если оно позволяет длительное время свободно (без напряжения зрения) работать и не вызывать при этом утомления глаз. Свет не должен резать и слепить глаза. Его источник следует располагать слева.

Установлено, что цвет окружающих предметов, окраска  стен оказывают существенное влияние  на общее самочувствие и работоспособность  человека. Красные с золотистыми  оттенками цвета − теплые −  вызывают бодрящее и возбуждающе действие, а синие и зелено-голубые − успокаивающее, располагающе к отдыху, покою и сну.

Отрицательное влияние на здоровье и умственную деятельность оказывает производственный, городской и бытовой шум. Особенно вреден для нервной системы шум в вечерние, ночные и утренние часы. Необходимо постоянно прилагать усилия для устранения данного воздействия.

 

Организация отдыха

Отдых − это состояние покоя или  активной деятельности, ведущее к  восстановлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности организма. Правильно организованный и культурный отдых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Информация о работе Роль биоритмов в обеспечении жизнедеятельности человека