Организация внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением экономического субъекта
(административное руководство, менеджмент) и тех кто вкладывает деньги в его деятельность (акционеры, собственники, инвесторы).

Работа содержит 1 файл

Организация внутреннего аудита на предприятии.docx

— 51.93 Кб (Скачать)

Необходимым предварительным  условием эффективного контроля является наличие организационной структуры, что объективно обусловлено созданием  в аппарате управления службы внутреннего  аудита. В задачи внутреннего аудита входит создание системы внутреннего  контроля, необходимой для осуществления  компетенции, прав и ответственности  органов управления и должностных  лиц, а также четкой системы экономической  ответственности должностных лиц  и специалистов предприятия.

Внутренний аудит  представляет собой важную функцию  управления, которая охватывает учет, финансовый анализ и контроль, сравнение  и оценку фактически достигнутого результата с поставленными целями и задачами предприятия. Внутренний аудит систематически контролирует деятельность всех объектов управления, выявляет причины отступления  от стандартов, отклонение от целей  поставленных перед конкретным объектом, что способствует оперативному устранений выявленных нарушений. Организация  внутреннего аудита как функции  управления предприятием подразумевает  строгую регламентацию своей  деятельности, определение прав, обязанностей и ответственности специалистов, квалификационные требования, взаимоотношений  с подразделениями и персоналом предприятия.

Работа службы внутреннего аудита на предприятии  организуется в соответствии с индивидуальными  и календарными планами работ, которые  утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ внутренний аудитор представляет руководителю предприятия отчет, позволяющий  привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа читается выполненной тогда, когда  вопросы, поставленные в отчетах  внутренних аудиторов , рассмотрены  руководителем предприятия и  когда издано официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций аудиторов.

Успех аудиторской  проверки оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих  проблем, а показателем ее качества являются полнота аудита, издержки по его проведению и эффективность. Экономическая эффективность достигается  за счет предупреждения нарушений, своевременного внесения изменений в налоговые  расчеты, применения налоговых льгот, оптимальной учетной политики, значительного  сокращения штрафных налоговых санкций.

1.3. Законодательные  и нормативно-правовые основы  организации внутреннего контроля  на предприятии.

Организация контроля со стороны руководства за повседневной деятельностью предприятия регламентируется, как на уровне законов, так и других нормативных и ненормативных  документов. Согласно ст.295 
Гражданского кодекса РФ, «собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества». Согласно Кодекса законов о труде РФ «постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятия, учреждений, организаций»

С утверждением в 1993 году Государственной программы  перехода РФ на принятую в международной  практике систему разработан ряд  нормативных документов, создающих  необходимые предпосылки для  внедрения разнообразных средств  внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документы  затрагивают как вопросы бухгалтерского учета в целом, так и его  контрольной функции в частности.

В настоящее  время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом 
РФ «О бухгалтерском учете» и представлена тремя уровнями: 
- Законодательный уровень: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; 
Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; Налоговый кодекс РФ; 
Законы общего действия (об ООО, ЗАО и т.д.); Указы Президента; 
Постановления правительства.

Документы данного  уровня призваны обеспечить единообразное  ведение учета хозяйственных  операций, устанавливать единые принципы контроля в организации. 
- Нормативный уровень: нормативные акты; методические указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (преимущественно - документы Министерства финансов РФ); положения по бухгалтерскому учету зарегистрированные Министерством юстиции; положения по бухгалтерскому учету не зарегистрированные Министерством юстиции РФ (когда в подготовке документов принимают участие общественные организации).

Особое значение данного уровня заключается в  отведении особого значения вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным использованием, определяющие единообразный  подход к отраженным в бухгалтерском  учете фактам. Применение этого подхода  обязательно для всех предприятий  и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля. 
- Управленческий уровень или ненормативные документы: методические, отраслевые указания, которые обязательны к исполнению по своим отраслям; распорядительные документы экономического субъекта (приказы об учетной политике, об учетной налоговой политике, распоряжения, должностные инструкции и т.д.); Приказ Министерства экономики «Реформа предприятий и организаций» №118 от 01.10.97; приказы о снабженческо-сбытовой, ценовой, финансовой, инвестиционной, кадровой политике и т.д.

Этот уровень  является главным инструментом организации  управления предприятием на современном  этапе и представляет собой своего рода фирменное право, т.е такую  систему правил деятельности организации  и правил поведения, разработанных  на предприятии, которые выражают согласованную  волю собственника имущества и коллектива, руководствующихся этими правилами. Норма разрабатывается теми, кто  в дальнейшем ими руководствуется. Понятие “норма” в широком  смысле означает руководящее начало, правило, используемое во взаимосвязях человека с материальными объектами, и между людьми.

Учитывая признаки внутрифирменного права, представляющие собой: 
- правила поведения общего характера, регулирующих наиболее часто встречающиеся отношения и распространяющихся на всех членов организации 
(например, порядок списания материальных ценностей пришедших в негодность); 
- нормы (финансово-правовых, трудовых и гражданско-правовых), регулирующих различные стороны деятельности организации (например, положение о коммерческой тайне и др.); 
- нормы являются обязательными для работников предприятия, которые должны беспрекословно исполнять их; 
- нормы закрепляются письменно; 
- нормы издаются для предприятия и выражают волю его коллектива. предприятие может разработать такую учетную политику, в которой реализуются все общепринятые правила бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (ст.5 п.3) 
«Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности». 
Следовательно в Законе подчеркивается, что система внутреннего контроля каждого предприятия должна соответствовать размеру предприятия, структуре управления, составу и видам деятельности.

Таким образом, российским законодательством в  настоящее время созданы объективные  предпосылки для становления  и развития на отечественных предприятиях современных систем внутреннего  контроля с учетом накопленного опыта  и сложившихся традиций.

Вывод по главе. Эффективность хозяйствования субъекта во многом зависит от хорошо налаженной системы оперативного учета, обеспечения  достоверности бухгалтерских документов, сохранности запасов. Все это  составляет сущность внутреннего контроля. Данная глава раскрывает сущность аудита представленную в виде задач и  прав СВА, дает нам возможность лучше  понять ее место и значение в организации  предприятия, а отраженная законодательная  и нормативно-правовая база призвана обеспечить единообразное понимание  и соблюдение единых принципов контроля в организации.

Глава 2. Организация  службы внутреннего аудита.

2.1. Структура  и состав подразделения службы  внутреннего аудита.

Структура службы внутреннего аудита во многом зависит  от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации  и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей  квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих  соответствующее материально-техническое  и информационное обеспечение и  подчиняющихся соответствующему исполнительному  органу.

Для изложения  организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие  «служба» («бригада»). Под службой  следует понимать организационно-штатную  единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент  или другой элемент организационной  структуры управления (структурное  подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.

Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита является финансово-хозяйственная  деятельность организации. Целесообразно  сохранить в отдельных случаях  прежний порядок, сформировавшийся при функционировании контрольно-ревизионной  службы, и при необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя  службы внутреннего аудита. 
Однако служба внутреннего аудита решает более широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально- техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Несомненно, сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь образование, соответствующее  характеру их деятельности. Целесообразно  в составе службы внутреннего  аудита предусмотреть наличие аудитора, имеющего соответственный квалификационный аттестат, поскольку он должен владеть  специфическими приемами проверки, которые  базируются на оценке существенности и аудиторского риска.

Рассмотрим примерный  состав службы внутреннего аудита и  свойственные её членам функциональные обязанности: 
1. Руководитель службы (аттестованный аудитор)- это наиболее квалифицированный специалист, обладающий разносторонними знаниями и навыками, способный дать высшему руководству самый компетентный совет в области экономики и финансов. Главный аудитор в идеале должен иметь познания и практические навыки в области бухгалтерии, налогового права, экономики, финансового менеджмента, общей юриспруденции, маркетинга, общего управления, менеджмента персонала, иметь собственно аудиторские знания и навыки. Кроме того, он должен знать задачи, поставленные высшим руководством перед организацией, возможности и потребности коллектива, внешние связи своей организации. Ему необходимы достаточные знания в области компьютерной техники и технологии. Рассмотрим функции руководителя: 
- составляет план-графика проверок; 
- определяет состав группы для проверки филиала и документальное оформление результатов аудиторских процедур; 
- может взять на себя проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности; 
- проводит консультации по отдельным вопросам; 
- контролирует выполнение приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам; 
- составляет общий отчет о проделанной службой внутреннего аудита работе; 
- может разрабатывать методический материал по повышению профессионального уровня работников бухгалтерии и управления, проводить семинары по доведению последних требований налогового законодательства и т.п. (в данный момент он может принять участие в разработке регистров для ведения на предприятии налогового учета). 
2. Специалист по расчетам с головной организацией: 
- проводит анализ финансовых потоков между филиалами и головной организацией; 
- консультирует по финансовым вопросам; 
- участвует в составлении общего плана и программы внутреннего аудита; 
- участвует в текущем контроле за финансовой деятельностью филиалов; 
- составляет отчет по результатам внутреннего аудита. 
3. Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов: 
- составляет план-график проверок; 
- комплектует выездную группу; 
- организует и осуществляет текущий контроль работы с филиалом; 
- составляет общий план и программу внутреннего аудита; 
- доводит до сведения руководителя службы основные результаты аудита, которые могут повлиять на содержание и выводы отчета о внутреннем аудите; 
- участвует в подготовке и непосредственно осуществляет и документально оформляет результаты аудиторских процедур; 
- составляет отчет по результатам внутреннего аудита; 
- организует и контролирует работу участников выездных аудиторов; 
- проводит консультации, проверку выполнения приказов и распоряжений руководителя головной организации по финансово-хозяйственным вопросам. 
4. Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам. 
5. Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико- технологических направлениях. (т.к. в организации могут быть специализированные контролирующие подразделения, такие как: отдел методов и средств контроля, отдел входного контроля, отдел технического контроля, работники обслуживающие функционирование компьютерных систем и т.д.)

Специалисты по налогообложению, правовым вопросам и  финансовому анализу могут не состоять в штате и привлекаться к работе на договорных началах наряду с экспертами.

Применяя отдельные  положения аудиторского правила (стандарта) 
«Использование работы эксперта» служба внутреннего аудита при необходимости должна иметь возможность привлекать к работе экспертов - не состоящих в штате специалистов, имеющих достаточные знания и (или) опыт в определенной области (по определенному вопросу), отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающий заключение по вопросу, относящемуся к этой области.

Сведения о  службе внутреннего аудита, о порядке  её образования и полномочиях  должны быть зафиксированы соответствующим  распоряжением по головной организации. Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации должны быть зафиксированы в должностных  инструкциях.

2. Планирование  внутреннего аудита и подготовка  рабочей документации.

Необходимо помнить, что сам аудиторский процесс- это ряд последовательных этапов, включающий в себя подготовку к проверке, составление ее программы, организацию  работы на объекте, обследование хозяйства  и документальную проверку операций и учетных данных. 
Программа аудита представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана проверки предприятия. Программа служит подробной инструкцией для участников аудита и средством контроля качества их работы.

Деятельность  службы внутреннего аудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего  аудита, разработанным руководителем  службы и утвержденным руководителем  организации. Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта  осуществляется внутренней аудиторской  группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской службы на основании плана внутреннего  аудита, затем утверждаются руководителем  службы (отдела) внутреннего аудита в соответствии с внутренними  документами юридического лица.

Опираясь на правило (стандарт) аудиторской деятельности 
«Планирование аудита» планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур». Таким образом, можно заключить, что служба внутреннего контроля должна составить и утвердить общий план аудита, в котором будут содержаться сведения о порядке проверки филиалов, сроках проверок, объемах проверяемой информации. Затем должна быть составлена аудиторская программа.

Информация о работе Организация внутреннего аудита