Охрана природы в школьном курсе биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования», в которой все образовательные системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, формируют понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое хорошо выразила Е.П. Блаватская: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курс биология.docx

— 109.01 Кб (Скачать)

     На I этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его  содержание и значение в воспитании культуры учебного труда, в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Учащиеся воспроизводят действия, выполняя задания  репродуктивного характера по образцу  действий учителя.

     На II этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят  к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся.

     На III этапе ученикам предлагаются задания  продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие  условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную  основу действия в виде плана предстоящей  деятельности, а затем действовать  по нему, то есть обучение учащихся осуществляется по III типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос  способа действий на новый объект, на более сложный материал.

     В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:

  • осуществляют реализацию основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способствуют формированию у учащихся биологических знаний, учебных умений и позитивных отношений к природе;
  • направлены на развитие самостоятельности в добывании знаний;
  • обеспечивают тесную связь между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; приобщают учащихся к самообразованию.

     В ходе обучения следует учитывать, что  не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного  в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.

     При формировании понятий необходимо опираться  на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н. М. Верзилиным и другими  авторами. При этом соблюдается поэтапность  этого процесса, обоснованного И. Н. Пономаревой:

  • накопление и развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий);
  • интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия;
  • использование сформированного понятия как целостного знания по пути абстрагирования и дальнейшего развития (углубления) и расширения понятия;
  • соотнесение с системой понятий.

     В процессе обучения также следует  формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них  собственных взглядов и убеждений  на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в  содержании учебника на уровень отдельных  познавательных задач.

     Вместе  с тем, материал учебника это не только содержание информации, но еще и  отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий  и решение вопросов. Все это  учащимся следует усвоить при  работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к  самообразованию.

     В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие  как выделение главной мысли  текста учебника, составление плана  параграфа, заполнение схем, таблиц на основе текста учебника и другие, которые  обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской  деятельностью, когда ученик ориентируется  на прочное запоминание и текстовое  воспроизведение учебника.

     В то же время при использовании  учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное  добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных  практических задач.

     Формирование  знаний, умений и отношений считаем  необходимым осуществлять в единстве, стремясь при развитии одного компонента содержания образования осуществлять развитие другого.

     В процессе обучения на уроках биологии следует поставить учащихся в  положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием. Считаю, что возможности развития стремления к самообразованию заложены в содержанки биологического образования.

     К признакам самообразовательной  деятельности относятся:

  • высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;
  • добровольность в приобретении новых знаний;
  • совпадение целей и мотивов познавательной деятельности;
  • избирательный характер по сравнению с учебным познанием;
  • целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.

     Реализацию этих признаков рекомендую осуществлять через: систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий, составляющих каждое умение; включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности; использование, кроме учебника, дополнительных источников знаний: книг для чтения по различным разделам биологии, определителя растений, насекомых, рыб, и другой научно-популярной литературы; включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность, развитие познавательного интереса.

     Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в  самовоспитании и самообразовании  и готовность включиться в эти  процессы. Поэтому рассматриваем  самообразование как составную  часть и условие расширения системы  ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало  одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника  самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.

     В целях воспитания убеждений и  позитивных отношений учащихся к  природе при обучении биологии в  процессе использования учебника на уроке предусматривается развитие у учащихся:

  • знаний о нормах поведения в природе;
  • оценочных суждений о значении биологических знаний для обоснования взаимоотношений человека с природой;
  • общественной активности, участия в общественно полезных делах по охране природы.

     Эти направления обучения осуществляются путем:

  • применения специальных вопросов и заданий к текстам учебников биологии, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности биологических знаний;
  • ознакомления школьников с фундаментальными основами биологии, отраженными в учебниках, с ее гуманистическим характером, с диалектическим и историческим подходами к изучению биологических явлений;
  • анализа текстов, представляющих воспитательную ценность, но не достаточно раскрытых в содержании учебников биологии;
  • оценки учебников биологии как учебной книги в целях привлечения учащихся с демократических позиций к доработке содержания учебника и привнесения ими ценностного материала из дополнительных источников знаний;
  • выработки у школьников ценностных отношений к живой природе, умений применять полученные знания в практической деятельности.

     При обучении необходимо перестраивать  позицию ученика, превращая его  из объекта обучения в активно  действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению внутренне усвоенных им целей, а  также необходимо формировать личностное отношение учащихся к процессу познания путем осознания его «смысла» для личности.

     Таким образом, считаю возможным использовать учебник на уроках биологии в целях развития знаний, умений и отношений к природе, в чем я вижу системное систематическое формирование умений самообразовательной деятельности. 

     ВЫВОДЫ 

     В процессе модернизации общего среднего образования постоянно происходят изменения в содержании и методах образования. В области биологического образования эти изменения проявляются особенно четко в смене волевой ориентации и обозначении приоритетности его развивающей функции. В этих условиях особенно важно выбрать наиболее эффективные средства и методы, способствующие повышению качества знаний учащихся.

     Так как, содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющимся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию.

     Я считаю, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     1. В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в воспитании общей культуры и творческой личности, осознании учащимися своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Предмету биологии принадлежит ведущее место в экологическом образовании, а именно в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах

     2. Таким образом, можно сказать, что первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Ввиду специфики предмета экообразования, его задачи могут успешно выполняться в рамках крупномасштабных многоуровневых программ, принимаемых на Всероссийском уровне, и адаптированных на местах. После того, как предмет «экология» исключен из списка федеральных компонент обязательного образования в средней школе, планирование и организация мероприятий по дополнительному экообразованию решается полностью на региональном уровне.

     3. По разным причинам (в том числе из-за недостатка учебно-методической литературы и опыта учителей), нередко выпускники даже специализированных «экологических» классов не владеют элементарными теоретическими понятиями (как «экосистема», «биоразнообразие», «цепи питания» и т.д.) и не имеют стратегии взаимодействия с природой. В то же время, при успешном внедрении даже некоторых элементов дополнительного экообразования (и чем раньше, тем лучше) быстро достигаются успешные результаты у целых классов. Поэтому сегодня развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы государственных образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.

     4. Я считаю, что от уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Именно на образовательный комплекс, формирующий экологическое сознание сегодня возложена миссия спасения человечества, Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического образования, более углубленно изучать курс биологии.

     5. В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Афонин  А.В. Красота праздника или праздник красоты //(Методические рекомендации по экологическому воспитанию школьников) -М., 1987. -С. 3-7.
  2. Василькова Ю.В., / Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М.: Высшая школа, 1999.
  3. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. – С.126 - 128.
  4. Галеева A.M. / Курок М. Методологические основы экологического образования и воспитания. //Биология в школе. 1981,№2, с. 6-12.
  5. Гирусов Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы. Философские проблемы глобальной экологии. -М. 1983, -с.105-121.
  6. Дерябо С.Д., / Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996. – 480 с.
  7. Захлебный А.Н., / Зверев И. Д., / Суровегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., 1997.
  8. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140с.
  9. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. - М., 2003. – 124 с.
  10. Кавтарадзе Д.Н. Принципы экологического образования граждан России. // Экологический вестник. – 2004 – №2 – С.12-14.
  11. Калинин В.Б. Формула экологического образования// Экологический вестник. – 2004 – №2 – С.23-26.
  12. Кудрявцев А.В. Проведение экскурсий в рамках «Международных дней наблюдения птиц»:// Методическая разработка. – Томск, 2000. – 11 с.
  13. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высш. Образование в России. – 1994. – №4. – С. 40 - 43.
  14. Мелехова О.П. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование. //Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.П. Мелехова, Е.И. Егорова, Т.И. Евсеева; под ред. О.П. Мелеховой, Е.И. Егоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
  15. Осмонов А.О. Современные проблемы экологии и экологическое образование // Экологический вестник. – 2004 – №2 – С.31-33.
  16. Полетаев П.И., Швецов М.М. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды / П.И Полетаев. – М.: Знание, 1982. – 64 с.
  17. Христофорова, Н.К. Основы экологии: Учебное пособие / Н.К. Христофорова, К.В. Яновская. – Владивосток: Дальнаука, 1999. – 516 с.
  18. Яковлев, А.С. Общая гидробиология. / А.С. Яковлев. – М.: Высшая школа, 1990. – 187 с. 

Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии