Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:22, курсовая работа
В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования», в которой все образовательные системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, формируют понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое хорошо выразила Е.П. Блаватская: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним».
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….40
На I этапе формирования каждого умения перед учащимися раскрывается его содержание и значение в воспитании культуры учебного труда, в самообразовании, вводится дефиниция (определение) приема, они знакомятся с инструкцией, отражающей последовательность действий и операций, присущих каждому умению. Учащиеся воспроизводят действия, выполняя задания репродуктивного характера по образцу действий учителя.
На II этапе ученики закрепляют действия при систематическом выполнении задания по инструкциям, затем переходят к упражнениям по аналогии, при необходимости обращаясь за помощью к учителю. Инструкция в этих случаях используется в качестве ориентировочной основы действий учащихся.
На III этапе ученикам предлагаются задания продуктивного, творческого характера. При этом необходимо создать такие условия, которые побуждали бы их самостоятельно составлять ориентировочную основу действия в виде плана предстоящей деятельности, а затем действовать по нему, то есть обучение учащихся осуществляется по III типу ориентировки (по Гальперину П.Я.). Таким путем производится перенос способа действий на новый объект, на более сложный материал.
В процессе обучения следует использовать такие приемы работы с учебником, которые:
В ходе обучения следует учитывать, что не весь информативный текст подлежит усвоению. Приемы использования учебника должны быть направлены на изучение основной сущности учебного материала, представленного в виде биологических понятий, на развитие творческого чтения учебника с выходом за его пределы на дополнительную литературу.
При формировании понятий необходимо опираться на теорию развития биологических понятий, разработанную в методике преподавания биологии Н. М. Верзилиным и другими авторами. При этом соблюдается поэтапность этого процесса, обоснованного И. Н. Пономаревой:
В процессе обучения также следует формировать приемы работы с учебником, направленные на решение воспитательных задач. С этой целью учащимся предлагают такие задания по работе с учебником, которые способствуют актуализации знаний, обладают воспитывающим потенциалом. При этом учащиеся включаются в обсуждение текстов для выработки у них собственных взглядов и убеждений на природу и общество; осуществляется вычленение воспитывающего элемента в содержании учебника на уровень отдельных познавательных задач.
Вместе
с тем, материал учебника это не только
содержание информации, но еще и
отражение учебной
В
ходе обучения можно применять традиционные
приемы работы с учебником, такие
как выделение главной мысли
текста учебника, составление плана
параграфа, заполнение схем, таблиц на
основе текста учебника и другие, которые
обеспечивают усвоение знаний и умений
воспроизводящей, исполнительской
деятельностью, когда ученик ориентируется
на прочное запоминание и
В
то же время при использовании
учебника следует включать учащихся
и в преобразующую
Формирование знаний, умений и отношений считаем необходимым осуществлять в единстве, стремясь при развитии одного компонента содержания образования осуществлять развитие другого.
В
процессе обучения на уроках биологии
следует поставить учащихся в
положение необходимости и
К признакам самообразовательной деятельности относятся:
Реализацию этих признаков рекомендую осуществлять через: систематическое формирование и развитие умений самостоятельной работы с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий, составляющих каждое умение; включение учащихся в поисковую деятельность в работе с учебником, которая создает благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности; использование, кроме учебника, дополнительных источников знаний: книг для чтения по различным разделам биологии, определителя растений, насекомых, рыб, и другой научно-популярной литературы; включение элементов занимательности в учебный процесс, что вызывает эмоциональную увлеченность, развитие познавательного интереса.
Известно, что показателями общей культуры личности являются потребность в самовоспитании и самообразовании и готовность включиться в эти процессы. Поэтому рассматриваем самообразование как составную часть и условие расширения системы ценностей духовного облика личности. Чтобы самообразование стало одним из качеств личности, необходимо побуждать каждого школьника самостоятельно приобретать знания, осмысливать их, превращая знания в убеждения.
В
целях воспитания убеждений и
позитивных отношений учащихся к
природе при обучении биологии в
процессе использования учебника на
уроке предусматривается
Эти направления обучения осуществляются путем:
При обучении необходимо перестраивать позицию ученика, превращая его из объекта обучения в активно действующий субъект, организующий свой процесс образования по достижению внутренне усвоенных им целей, а также необходимо формировать личностное отношение учащихся к процессу познания путем осознания его «смысла» для личности.
Таким
образом, считаю возможным использовать
учебник на уроках биологии в целях развития
знаний, умений и отношений к природе,
в чем я вижу системное систематическое
формирование умений самообразовательной
деятельности.
ВЫВОДЫ
В процессе модернизации общего среднего образования постоянно происходят изменения в содержании и методах образования. В области биологического образования эти изменения проявляются особенно четко в смене волевой ориентации и обозначении приоритетности его развивающей функции. В этих условиях особенно важно выбрать наиболее эффективные средства и методы, способствующие повышению качества знаний учащихся.
Так как, содержание школьного предмета биологии отражено в учебнике, являющимся одним из важных источников знаний и средством обучения учащихся, то при системном и систематическом использовании его в учебно-воспитательном процессе возможно увеличение доли самостоятельности учащихся в приобретении знаний из него, при выработке умений работы с ним и отношений к изучаемому материалу, а также возможно приобщение школьников к самообразованию.
Я считаю, что конечной целью использования учебника на уроке является подготовка школьников к самообразованию путем научения их умениям работы с учебником и переносу этих умений на любую другую литературу, путем воспитания при этом потребности в знаниях и желании применять их на практике, и выражать знания через отношения к природе, обществу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В системе школьного образования курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего поколения: в воспитании общей культуры и творческой личности, осознании учащимися своей ответственности перед обществом за сохранение жизни на Земле. Предмету биологии принадлежит ведущее место в экологическом образовании, а именно в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах
2. Таким образом, можно сказать, что первой задачей экологического образования является формирование у личности адекватных экологических представлений, экоцентрического сознания. Ввиду специфики предмета экообразования, его задачи могут успешно выполняться в рамках крупномасштабных многоуровневых программ, принимаемых на Всероссийском уровне, и адаптированных на местах. После того, как предмет «экология» исключен из списка федеральных компонент обязательного образования в средней школе, планирование и организация мероприятий по дополнительному экообразованию решается полностью на региональном уровне.
3. По разным причинам (в том числе из-за недостатка учебно-методической литературы и опыта учителей), нередко выпускники даже специализированных «экологических» классов не владеют элементарными теоретическими понятиями (как «экосистема», «биоразнообразие», «цепи питания» и т.д.) и не имеют стратегии взаимодействия с природой. В то же время, при успешном внедрении даже некоторых элементов дополнительного экообразования (и чем раньше, тем лучше) быстро достигаются успешные результаты у целых классов. Поэтому сегодня развитие дополнительного экообразования – исключительно важное направление работы государственных образовательных и природоохранных учреждений и общественных организаций.
4. Я считаю, что от уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Именно на образовательный комплекс, формирующий экологическое сознание сегодня возложена миссия спасения человечества, Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического образования, более углубленно изучать курс биологии.
5.
В процессе обучения также следует формировать
приемы работы с учебником, направленные
на решение воспитательных задач. С этой
целью учащимся предлагают такие задания
по работе с учебником, которые способствуют
актуализации знаний, обладают воспитывающим
потенциалом. При этом учащиеся включаются
в обсуждение текстов для выработки у
них собственных взглядов и убеждений
на природу и общество; осуществляется
вычленение воспитывающего элемента в
содержании учебника на уровень отдельных
познавательных задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии