Охрана природы в школьном курсе биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования», в которой все образовательные системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, формируют понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое хорошо выразила Е.П. Блаватская: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8
ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17
ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ К САМООБРАЗОВАНИЮ ……………………………………………………27
3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….40

Работа содержит 1 файл

курс биология.docx

— 109.01 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

Учреждение  образования 

«МОЗЫРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. И.П. ШАМЯКИНА» 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА БИОЛОГИИ 
 

Охрана  природы в школьном курсе биологии

Курсовая  работа по методике преподавания биологии 

Специальность 1-02 04 04-03 Биология. Охрана природы 
 

Исполнитель:

студентка 4 курса 2 группы

заочной формы  обучения ________________________________  Шевко  С.Н. 
 

Научный руководитель:

ассистент кафедры ____________________________________ Цыбуленко Е.С.  
 
 
 
 
 

Мозырь 2011г.

    Реферат 

  курсовой  работы «Охрана природы в школьном курсе биологии» 

  Курсовая работа: 62 страницы, 18 источников, приложение.

  Работа  состоит из введения, теоретических  частей, заключения, библиографического списка и приложения.

  Ключевые слова: охрана природы, курс биологии, экологическое образование,  экологическая культура.

    Цель работы: используя научные труды, опираясь на опыт педагогов-новаторов раскрыть сущность и необходимость изучение курса охраны природы в школьном курсе биологии. А также раскрыть сущность экологического образования школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках биологии; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников (с помощью учебников и дополнительной литературы), имеющей воспитательную и природоохранительную направленность.

  Методы исследований: экологические; статистические, воспитательные.

    Полученные результаты и их новизна. Изучена тема охрана природы в школьном курсе биологии, обосновано её более углубленное изучение. Актуальность этой работы обусловлена тем, что автоматически желаемое отношение учеников к охране природы обычно не формируется, так же как оно не возникает и при воздействии природы на детей. Ведь и красота природы, к сожалению, не уберегает ее от разрушительных действий людей, от засорения, нанесения вреда живым организмам. Без педагогического участия не происходит устойчивого закрепления и переноса эстетического отношения в план поведения, действий, направленных на сохранение, гармонию элементов окружающей среды. Ведь любовь к природе, эстетические оценки, эстетическое восприятие должны сопутствовать и трудовым общественно – полезным действиям, и условиям, формам отдыха, путешествий, а также учебному познанию природных явлений.

  Степень использования. Результаты работы внедрены в учебный процесс СШ № 6 г. Мозыря.

   Область применения. Образование. 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….5

ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ  СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИ…………………………………………………………………8

ГЛАВА 2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ …………………………………………17

ГЛАВА 3.ЭФФЕКТИВНАЯ  МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ - СТИМУЛ  К САМООБРАЗОВАНИЮ  ……………………………………………………27

3.1. Использование учебника на уроках биологии ………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….38

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.…………………………………….40

 

Введение 

     Разработка  общих стратегий охраны природы  и экологического образования, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную «Человек и биосфера». В этой программе впервые был отмечен глобальной, общечеловеческий характер экологического образования.

     В декабре 1971 года в Швейцарии прошла 1-я Европейская рабочая конференция  по природоохранительному просвещению. Существенным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция  по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно  с ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде») в Тбилиси осенью 1977 года, которая приняла всеобъемлющую  стратегию развития образования  в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию  экологического (природоохранительного) просвещения применительно к  разным стадиям образования и  разным категориям населения.

     Международное сотрудничество в области экологического образования было продолжено на конференциях в Найроби (1982), Бече (1983), Москве (1987) и др.

     В целом, стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание «глобальной сети образования», в которой все образовательные  системы включают в себя знакомство с экологическими проблемами, возникшими перед человечеством, формируют  понимание взаимосвязи между  человеком, обществом и природой в планетарном масштабе. При этом подчеркивается роль различных религиозных и духовных учений мира как образцов понимания единства человека со всей Природой, которое хорошо выразила Е.П. Блаватская: «Вовсе не нужно признавать существование какого-либо специального бога или божества. Необходимо лишь поклоняться духу живой природы и стараться соединить себя с ним».

     Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор отметил, что  важнейшим фактором решения экологических  проблем должно стать Глобальное Воспитание, которое предусматривает  постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой  учителей и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается  на интеграцию всеобщего и экологического образования. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться  лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую  и убедительную мысль: люди это часть  природы, мы должны любить наши деревья  и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

     В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде  и развитию с участием глав государств и правительств 179 стран, где была принята «модель устойчивого  развития мирового сообщества», в основу которой легло положение о  необходимости перестройки эко-логического  сознания человечества. Предполагается, что каждый человек должен знать  и понимать законы развития биосферы, изменить сам способ своей индивидуальной жизнедеятельности, соотнося его с  этими законами. Экологическая безопасность становится наиболее фундаментальным  критерием эффективности общественного  развития, отодвигая на второй план экономические показатели.

     Тем не менее, до сих пор остаются актуальными  слова О. Леопольда о проблеме охраны природы, сказанные им еще 30-х  годах XX века: «Несмотря на почти  сто лет пропаганды, развитие этой охраны идет черепашьим шагом и ограничивается главным образом благочестивыми вздохами на бумаге и красноречием на съездах и конференциях... Обычно рекомендуется «всемерно расширять экологическое просвещение». Спорить с этим не приходится, но достаточно ли только расширить его? Или в нем самом не хватает чего-то существенного?».

    Для педагогов, ведущих обучающий процесс со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно - содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

    Природа должна быть раскрыта не только как  материальная среда человеческого  существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и  художественного познания, а так  же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек  формирует материю по объективным  законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.

     Цель данной курсовой работы: проанализировать состояние и актуальность охраны природы в школьном курсе биологии, опираясь на источники и опыт педагогов найти пути решения возникающих проблем в изучении курса.

     Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.
  2. На основе научной литературы и опыта учителей расшифровать понятие «охрана окружающей среды».
  3. Рассмотреть проблемы, возникающие в процессе обучения и найти пути их решения.

    Глава 1.СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     В системе школьного образования  курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании подрастающего  поколения: в воспитании общей культуры и творческой личности, осознании  учащимися своей ответственности  перед обществом за сохранение жизни  на Земле. Предмету биологии принадлежит  ведущее место в экологическом  образовании, а именно в формировании научно обоснованных знаний о природе, её составляющих, о проблемах, связанных  с антропогенным преобразованием  естественных природных ландшафтов. Таким образом, биологические знания составляют основу для понимания  и осознания экологических проблем  учащимися. Одним из главных компонентов  содержания образования в новом  столетии должна стать экология как  система научных и учебных  дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии человеческой цивилизации. Экологическое  образование начинает рассматриваться  как необходимый элемент жизни  общества и человека.

     При всем многообразии разработанных стратегий  экологического образования сторонники различных точек зрения, в общем-то, достаточно едины в отношении  его цели необходимости формировать  экологическое сознание личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. В остальных аспектах единства меньше.

     Одним из дискуссионных вопросов является проблема методической организации  экологического образования. В этом плане существуют две основные тенденции. Одни специалисты считают необходимым  разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования на различных уровнях, поскольку экологическое образование не тождественно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.

     Другие  утверждают, что более эффективной  является «экологизация» всех учебных  предметов, поскольку экологические  проблемы носят глобальный, междисциплинарный  характер. В настоящее время все  большую поддержку начинает получать именно этот подход, что и нашло  свое отражение в материалах соответствующих  международных конференций. Но более  существенны дискуссии об ориентации экологического образования. Принципиальным является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная среда» («окружающая среда») или  «мир природы».

     В первом случае экологическое образование, в соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений об окружающей природной среде как целостной, нерасчлененной системе, обеспечивающей жизнедеятельность человека как  биологического вида, во-вторых, соответствующего сознательного, ответственного отношения  к ней и, в-третьих, стратегий и  технологий рационального природопользования.

     Во  втором случае экологическое образование  должно быть направлено на формирование, во-первых, системы представлений  о мире природы как совокупности конкретных природных объектов (и  их комплексов), во-вторых, субъективного  отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповторимостью  и самоценностью и, в-третьих, стратегий  и технологий непрагматического  взаимодействия с ними.

Информация о работе Охрана природы в школьном курсе биологии