Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе

Автор: Петров Дмитрий, 26 Сентября 2010 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас разработано очень много школьных программ по биологии, как для обычных классов, так и для классов с углубленным изучением предмета.
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель курсовой работы: изучить методику преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……20
3.1 Формы и виды внеклассной работы…………………………..……20
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение аквариума…………………………………………..……27
3.2.2. Содержание аквариума в условиях школы………………..……..30
3.2.3 Болезни рыб и их лечение………………………………………….32
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение………………………………………………………….……40
Список литературы………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Черных Дмитрий Курсовая работа 4(8).doc

— 271.00 Кб (Скачать)

    Способ  лечения: постепенное приближение  уровня рН к оптимальному (например, путем добавления в аквариумную  воду пищевой соды). Рекомендуется  сделать внеплановую замену воды, а потом делать замены чаще. Даже после создания необходимых для выздоровления условий, рыбы поправляются очень медленно (до 2 месяцев).

     Алкалоз (Щелочная болезнь рыб)     

    Причина заболевания: в аквариуме с мягкой, кислой водой, густо засаженном растениями и при интенсивном солнечном освещении может резко подскочить уровень кислотности среды (рН), до 10-11. Долговременное пребывание рыб в такой среде может стать причиной болезни, алкалоза. Болезнь не обязательно поразит всех обитателей аквариума, ведь у каждого вида свой приемлемый диапазон значений рН. Следует отметить, что высокие значения рН также усугубляют отравление аммиаком. Алкалоз может быть острым и хроническим. Вероятность острого алкалоза велика при перемещении рыбы из одного аквариума в другой без учета уровней рН в обоих аквариумах или при применении лекарственных средств, резко меняющих уровень рН. Причин хронического алкалоза может быть несколько: если рыбе, которая в природе живет в водоемах с низким уровнем рН, приходится жить в аквариуме с высоким уровнем рН, если испарившуюся воду в аквариуме постоянно заменяют свежей водой, с большим количеством минеральных веществ, а также когда декорации в аквариуме (например, известняковые камни) постоянно выделяют в воду растворимые минеральные вещества.8

    Признаки  болезни: кожные покровы рыб тускнеют, дыхание учащается, из жабр выделяется слизь. Рыбы растопыривают плавники, начинают метаться по аквариуму, видимы нарушения координации движений, судороги. Особи мечутся, пытаются выпрыгнуть из воды. При отсутствии лечения или при запущенности болезни происходит помутнение роговицы глаза, которое приводит к полной слепоте. В конце концов рыбы гибнут, массово, зачастую ночью.

    Способ  лечения: необходимо сразу после  определения диагноза пересадить рыбу в аквариум с водородным показателем (рН) 7,5-8 (выздоравливают медленно). В аквариуме с высоким уровнем кислотности постепенно довести значение рН до оптимально низкого. 

 

    3.3 Школьный клуб рыболовов.

    Эффективной формой внеклассной работы по экологии, по моему мнению, является создание в школе клуба рыболовов. Такой клуб помогает организовывать мероприятия по охране окружающей среды, развивать природоохранное движение, популяризирует любительское рыболовство, туризм. Все это воспитывает неравнодушное отношение к природе. Подобные клубы можно создавать и в летних лагерях труда и отдыха для школьников.

    Нами  был разработан план работы школьного  клуба «Рыболов — любитель» в школе № 21 г.Мичуринска, где я проходил педагогическую практику. При разработке данного кружка мы пользовались материалом статьи «Школьный клуб рыболовов»,  опубликованной в газете «Биология», издательский дом «Первое сентября», № 12,  2007. Автор-составитель, Большаков Сергей Васильевич  – учитель биологии МОУ «СОШ №16» г. Северодвинска Архангельской области.

    План рассчитан на два года занятий (1 раз в неделю, 34 ч в год). Раздел программы «Спиннинг» включает 14 тем с теоретическими и практическими занятиями.

Таблица 2.

Поурочное планирование «Школьного кружка рыболовов»

 
№ темы
 
Теория. Название темы, название занятия, основные вопросы
 
Практика. Основные работы.
 
Количчасов
1 тема Введение.   6 часов
1. 1 Цели, задачи, правила  клубной деятельности, направления  работы клуба, необходимые материалы. Д/З инвентаризация: литературы по рыболовству, приманок, приспособлений и т.д. 1
1. 2 Правила любительского  рыболовства РФ (региональных субъектов).

Кодекс  Поведения рыболова на рыбалке.

Составление кодекса  поведения. Конкурс рисунков экологической  направленности. 1
1. 3 Подготовка к выезду на водоём. Техника безопасности на водоёме. Выбор подходящего водоёма. 1 Завязывание  узлов: Rapala, и

т. д.,

2 Изготовление  мотовильца для лески.

1
1. 4 Осенний выезд  на рыбалку. Ловля рыбы на спиннинг, поплавочную удочку. 3
2 тема Оснащение спиннинга.   8 часов
2. 1 История создания и развития спиннинга. Развитие спиннинга  в России. Сборка спиннинговой оснастки.

Составление алфавита рыболова.

1
2. 2 Спиннинговые  удилища:

Бамбуковые, стеклопластиковые,

углекомпозит, углепластик. Новейшие материалы. Тубусы для перевозки B & L.

Снаряжение  твистеров на простом крючке (одинарном, двойном), на готовой джиг – головке. 1
2. 3 Кольца Sic (карбид кремния), титаниум

СС 304.

Обзор спиннинговых удилищ: Lamiglas,

St. Croix, Shimano, Aelita (Россия) на основе каталога «Рыбачьте с нами».

1 Изготовление  джиг – головки из свинцового  шарика и одинарного крючка,

2 Изготовление  сплошного колпачка из свинца.

1
2.4 Катушки. Изготовление  и применение полых колпачков  из свинца. 1
2.5 Леска, её основные характеристики. Монофильные и плетеные лески. Леска Fireline, Nikko, Gamakatsu на основе каталога «Рыбачьте с нами».  Изготовление  «резинового малька». Самодельные  эластичные приманки из герметика  на примере твистера. 1
2.6 Поплавки, грузила, поводки, крючки (Owner, Gamakatsu), вертлюжки, карабины, застёжки. 1 Изготовление  самодельных грузил в картофельной  форме,

2 Изготовление  джиг – головок, 3 изготовление  поводков из гитарной струны.

1
2.7 Подбор катушки  под удилище и леску, рыбу, водоём (для джиговой ловли), на примере книги:

Братья Щербаковы  «Ловля на резиновые приманки» //  М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО  «Издательство Астрель», 2003.

Изготовление  плавающей джиг – головки. 1
2. 8 Экскурсия (по договоренности). Либо встречи, тема: «Выбор спиннинга  в зависимости от поставленной задачи».   1
3 тема Приманки.   15 часов
3. 1 Блесны колеблющиеся Acme, Loko Glen Evans и т. д. на основе каталога «Рыбачьте с нами». Изготовление  «чебурашки» (ушастого грузила) и сборка снасти на основе твистера 1
3. 2 Вертушки (Mepps, Abu Garcia, Blue Fox) и т. д. Изготовление  планирующих «чебурашек» 1
3.3 Воблеры (плавающие, тонущие, с нейтральной плавучестью) / Rapala,  Da Miki и т. д. Изготовление  приманки «Кнут» 1
3. 4 Джиг – приманки (+ ароматизаторы) / Bass Assassin на примере книги: Братья Щербаковы «Ловля на резиновые приманки» //  М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. Сборка (монтаж) твистеров, виброхвостов, пластиковых  червей. 1
3. 5 Пассивные приманки из жесткого пластика (для ступенчатой проводки).   2
3. 6 Мягкие поролоновые  фантомы. Многообразие поролоновых  фантомов, поролоновое движение в  стране на основе книги: Смирнов С. Г., Морозов В. В., Чаплыгин Ю. А. «Нераскрытые свойства спиннинговых приманок» // М.: «Рыбацкая академия», 2001. Изготовление поролоновых рыбок:

1 цельных,

2 составных.

2
3.7 Электроблёсны, магнитные блёсны, стример, спиннер  на основе книги: Смирнов С. Г., Морозов В. В., Чаплыгин Ю. А. «Нераскрытые свойства спиннинговых приманок» // М.: «Рыбацкая академия», 2001.   2
3. 8 Самодельные приманки.

См. Приложение

  1
3.9  Естественные  приманки. Виды живцов. Оснастка  спиннинга при ловле на живца.  Способы и тактика ловли на  живца. Изготовление  поплавков для живца, 1
3. 10 Снасточки. Изготовление  самодельных снасточек. 1
3. 11 Хранение и  использование снастей, хитрости бывалых (на основе книги Э. Видерхольца «Большой справочник рыболова»). Изготовление  мышек из меха, на основе джиг – приманки. 1
3. 12 Встречи (по договоренности), тема «Любимые спиннинговые приманки».   1
4 тема Способы заброса  и ведения приманки.   2 часа
4. 1 Способы заброса  приманки (боковой, через плечо). 1 Тренировка  в зале.

2 Изготовление  ручейника на основе джиг –  приманки.

1
4. 2 Способы ведения  приманки: ступенчатая проводка и  т. д. Изготовление спиннер - бейта. 1
5 тема Характеристика  рыб.   3 часа
5. 1 Хищные рыбы пресных вод (мускулатура, нервная  система и органы чувств, поведение, условия обитания, размножение, питание, возраст, рост, размеры).

Щука. Сезонные изменения. Особенности ловли. На основе книги: Смирнов С. Г. «Как поймать щуку» // М.: «Рыбацкая академия», 2001.

Изготовление  стенда «Щука». 1
5. 2 Окунь. Сезонные изменения. Особенности ловли на основе книги: Стружецов Д. И. «Как поймать окуня» // М.: «Рыбацкая академия», 2001.. Изготовление стенда «Окунь». 1
5. 3 Экскурсия: посещение  специализированного магазина. Либо встречи (по договоренности), тема:  «Особенности ловли щуки (окуня)»   1
6 тема Инвентарь, экипировка рыболова. Обработка, сохранение улова.

Необычное использование спиннинга.

  7 часов
6. 1 Экипировка  для рыбалки в летнее время.

Обувь, головной убор, накомарник, очки, одежда, аптечка, контейнеры для приманок и  катушек, весы, эхолоты и пеленгаторы (Lowrance), эхолот «Практик».

Изготовление  «митенки из носков». 1
6. 2 Надувные лодки.

Палатки. (На основе каталога «Рыбачьте с  нами»).

Изготовление  самодельного якоря (из пластиковых  бутылок). 1
6. 3 Обработка, сохранение улова. Вываживание. Подсачек, багорик, зевник, экстрактор, многофункциональные  плоскогубцы, ножи, колотушки. Изготовление  самодельного багорика; Улучшение подсачека. 1
6. 4 Использование спиннинга для ловли на мушки. Комплектация: поплавок – пузырёк, 2 поводка из тонкой лёски, 2 мушки. Сборка комплекта. 1
6. 5 Летний выезд  на рыбалку. Ловля на спиннинг.   3
7 тема Работа с  картографической продукцией.   3 часа
7. 1 Изучение окрестностей Северодвинска. Любимые места рыболовов. Обмен опытом. Ориентирование  на местности. 2
7. 2 Встречи (по договоренности). Тема: «Рыболовные маршруты».   1
8 тема Осенний Фестиваль спиннинга.

(на  втором году обучения).

  3 часа
9 тема Мероприятия экологической  направленности: борьба с замором  рыбы, чистка берегов от мусора и  т. д.   4 часа
10 тема Создание материальной базы клуба: оформление летописи клуба, создание библиотеки (книги, журналы, газеты, отдельные статьи, СД, видеокассеты, картографическая продукция), создание хранилища самодельных приманок, оформление стендов.   4 часа
11 тема Литература, видеофильмы, СД по рыболовству.   5 часов
11.1 Общее знакомство литературой по рыболовству. Газеты: «Рыбак – рыбака», «Российская охотничья газета» и т. д. Журналы: «Рыболов», «Рыболов – E‘lit и т. д. Заочные встречи с представителями «Российской спиннинговой лиги» (по материалам досье «Рыбак рыбака»).   1
11. 2 Знакомство  с компьютерным СД «Энциклопедия рыболова» Работа в  компьютерном классе. 1
11.3 Просмотр тематических видеокассет «Диалоги о рыбалке»: «Ужение хищника на спиннинг», «Ужение  щуки на спиннинг», «Ужение окуня  на спиннинг».   3
12 тема Экскурсии городской  музей, водорослевый комбинат, рыбоперерабатывающий завод, рыбоводный завод..   2 часа
13 тема  Клубы, ассоциации. Правила спортивного рыболовства  РФ.   3 часа
13. 1 Знакомство  с клубом «Рыбак рыбака» (анкета, карта  рыбака), ассоциацией «Росохотрыболовсоюз». Календарь соревнований РОРс. Фестивали рыболовов, рыболовные туры, международная выставка - ярмарка «Русская рыбалка».   1
13. 2 Правила спортивного  рыболовства РФ. Квалификационные нормы  и требования присвоения разрядов рыболовам  – спортсменам.   1
13. 3 Встреча с представителями рыболовов - спортсменов   1
14.1 Рыбные блюда. Приготовление рыбы.

 «В  кастрюле можно смешивать всё  кроме луны и её отражения».

1
  Резервное время.   2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Заключение.

    Изучение  темы «Надкласс рыбы» занимает очень  малое место в школьной программе 7 класса. Нами было проанализировано две программы: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин.» В этих программах на изучение рыб отведено всего лишь 8 часов. Это явно недостаточно, поэтому целесообразно продолжить изучение надкласса рыбы во внеклассной работе.

    В ходе нашей курсовой мы показали, как можно в школе организовать дополнительную работу с рыбами. Во-первых, это установка аквариума в школьном кабинете биологии. Во-вторых, нами был разработан кружок «Школьный клуб рыболовов», в котором дети могут заниматься на протяжении всего учебного года, как изучать теорию, так и практиковаться в близлежащих водоёмах.

    Наличие аквариума в школьном кабинете делает возможным проведение лабораторных работ по наблюдению за рыбами прямо в кабинете биологии, а кружок рыболовов поможет обеспечить наглядным материалом не только учеников, которые заняты в этом кружке, но и весь класс. Ребята, которые заинтересованы биологией, могут приготовить влажные препараты, чучела крупных рыб и другие наглядные материалы для уроков из интересных или редких видов, пойманных «Школьным клубом рыболовов»

    Всё это поможет усилить интерес  детей к рыбам, не только как к объекту изучения, но и как к объекту рыбной ловли, да и просто как к  прекрасному представителю животного мира.  
                                                   Список литературы.

  1. Блохин Г.И., Александров В.А. Зоология. - М.: Колосс, 2006. - 512 с.
  2. Большаков С.В. «Школьный клуб рыболовов» // Биология. 2007. № 12.
  3. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания биологии. М.: 1974. – 183 с.
  4. Карцева И.Д., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии.  М.: 1997. – 254 с.
  5. Корсунская В.М., Верзилин Н.М. В.И. Вернадский: Пособие для учащихся. М., 1975. – 121 с.
  6. Кравцова Д.И., Шубкина Л.С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. М., 1984 – 201 с.
  7. Неделя экологии в школе: Учебное пособие по методике преподавания биологии / Под ред. Л.Д. Бобылева, Л.И. Петрищева, Л.Ф.Скрылева. Мичуринск 2001 - 104 с.
  8. Плонский В.Д. “Полный справочник аквариумиста”, Москва «Аквариум» 2002. - 343 с.
  9. Полонский А.С. «Содержание и разведение аквариумных рыб» Москва 1991. – 271 с.
  10. Программы общеобразовательных учреждений, Биология учебное издание М.: Просвещение, 1996. – 205 с.
  11. Русаков А.Г. “Аквариум - это просто”, Москва «Аквариум - Принт» 2008. - 243 с.
  12. Шарова И.Х. Зоология позвоночных. - М.: Просвещение,1999. - 303 с
  13. Штефан Дрейер, Райнер Кеплер «Аквариум: рыбы, растения, гидротехника» Москва 2001. – 197 с.

Информация о работе Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе