Автор: Петров Дмитрий, 26 Сентября 2010 в 13:50, курсовая работа
Сейчас разработано очень много школьных программ по биологии, как для обычных классов, так и для классов с углубленным изучением предмета.
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель курсовой работы: изучить методику преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе.
Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……20
3.1 Формы и виды внеклассной работы…………………………..……20
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение аквариума…………………………………………..……27
3.2.2. Содержание аквариума в условиях школы………………..……..30
3.2.3 Болезни рыб и их лечение………………………………………….32
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение………………………………………………………….……40
Список литературы………………………………………………………41
Способ лечения: постепенное приближение уровня рН к оптимальному (например, путем добавления в аквариумную воду пищевой соды). Рекомендуется сделать внеплановую замену воды, а потом делать замены чаще. Даже после создания необходимых для выздоровления условий, рыбы поправляются очень медленно (до 2 месяцев).
Алкалоз (Щелочная болезнь рыб)
Причина заболевания: в аквариуме с мягкой, кислой водой, густо засаженном растениями и при интенсивном солнечном освещении может резко подскочить уровень кислотности среды (рН), до 10-11. Долговременное пребывание рыб в такой среде может стать причиной болезни, алкалоза. Болезнь не обязательно поразит всех обитателей аквариума, ведь у каждого вида свой приемлемый диапазон значений рН. Следует отметить, что высокие значения рН также усугубляют отравление аммиаком. Алкалоз может быть острым и хроническим. Вероятность острого алкалоза велика при перемещении рыбы из одного аквариума в другой без учета уровней рН в обоих аквариумах или при применении лекарственных средств, резко меняющих уровень рН. Причин хронического алкалоза может быть несколько: если рыбе, которая в природе живет в водоемах с низким уровнем рН, приходится жить в аквариуме с высоким уровнем рН, если испарившуюся воду в аквариуме постоянно заменяют свежей водой, с большим количеством минеральных веществ, а также когда декорации в аквариуме (например, известняковые камни) постоянно выделяют в воду растворимые минеральные вещества.8
Признаки
болезни: кожные покровы рыб тускнеют,
дыхание учащается, из жабр выделяется
слизь. Рыбы растопыривают плавники,
начинают метаться по аквариуму, видимы
нарушения координации
Способ
лечения: необходимо сразу после
определения диагноза пересадить рыбу
в аквариум с водородным показателем (рН)
7,5-8 (выздоравливают медленно). В аквариуме
с высоким уровнем кислотности постепенно
довести значение рН до оптимально низкого.
3.3 Школьный клуб рыболовов.
Эффективной формой внеклассной работы по экологии, по моему мнению, является создание в школе клуба рыболовов. Такой клуб помогает организовывать мероприятия по охране окружающей среды, развивать природоохранное движение, популяризирует любительское рыболовство, туризм. Все это воспитывает неравнодушное отношение к природе. Подобные клубы можно создавать и в летних лагерях труда и отдыха для школьников.
Нами был разработан план работы школьного клуба «Рыболов — любитель» в школе № 21 г.Мичуринска, где я проходил педагогическую практику. При разработке данного кружка мы пользовались материалом статьи «Школьный клуб рыболовов», опубликованной в газете «Биология», издательский дом «Первое сентября», № 12, 2007. Автор-составитель, Большаков Сергей Васильевич – учитель биологии МОУ «СОШ №16» г. Северодвинска Архангельской области.
План рассчитан на два года занятий (1 раз в неделю, 34 ч в год). Раздел программы «Спиннинг» включает 14 тем с теоретическими и практическими занятиями.
Таблица 2.
Поурочное планирование «Школьного кружка рыболовов»
№ темы |
Теория. Название темы, название занятия, основные вопросы |
Практика. Основные работы. |
Количчасов |
1 тема | Введение. | 6 часов | |
1. 1 | Цели, задачи, правила клубной деятельности, направления работы клуба, необходимые материалы. | Д/З инвентаризация: литературы по рыболовству, приманок, приспособлений и т.д. | 1 |
1. 2 | Правила любительского
рыболовства РФ (региональных субъектов).
Кодекс Поведения рыболова на рыбалке. |
Составление кодекса поведения. Конкурс рисунков экологической направленности. | 1 |
1. 3 | Подготовка к выезду на водоём. Техника безопасности на водоёме. Выбор подходящего водоёма. | 1 Завязывание
узлов: Rapala, и
т. д., 2 Изготовление мотовильца для лески. |
1 |
1. 4 | Осенний выезд на рыбалку. | Ловля рыбы на спиннинг, поплавочную удочку. | 3 |
2 тема | Оснащение спиннинга. | 8 часов | |
2. 1 | История создания и развития спиннинга. Развитие спиннинга в России. | Сборка спиннинговой
оснастки.
Составление алфавита рыболова. |
1 |
2. 2 | Спиннинговые
удилища:
Бамбуковые, стеклопластиковые, углекомпозит, углепластик. Новейшие материалы. Тубусы для перевозки B & L. |
Снаряжение твистеров на простом крючке (одинарном, двойном), на готовой джиг – головке. | 1 |
2. 3 | Кольца Sic (карбид
кремния), титаниум
СС 304. Обзор спиннинговых удилищ: Lamiglas, St. Croix, Shimano, Aelita (Россия) на основе каталога «Рыбачьте с нами». |
1 Изготовление
джиг – головки из свинцового
шарика и одинарного крючка,
2 Изготовление сплошного колпачка из свинца. |
1 |
2.4 | Катушки. | Изготовление и применение полых колпачков из свинца. | 1 |
2.5 | Леска, её основные характеристики. Монофильные и плетеные лески. Леска Fireline, Nikko, Gamakatsu на основе каталога «Рыбачьте с нами». | Изготовление
«резинового малька». |
1 |
2.6 | Поплавки, грузила, поводки, крючки (Owner, Gamakatsu), вертлюжки, карабины, застёжки. | 1 Изготовление
самодельных грузил в 2 Изготовление джиг – головок, 3 изготовление поводков из гитарной струны. |
1 |
2.7 | Подбор катушки
под удилище и леску, рыбу, водоём
(для джиговой ловли), на примере книги:
Братья Щербаковы «Ловля на резиновые приманки» // М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. |
Изготовление плавающей джиг – головки. | 1 |
2. 8 | Экскурсия (по договоренности). Либо встречи, тема: «Выбор спиннинга в зависимости от поставленной задачи». | 1 | |
3 тема | Приманки. | 15 часов | |
3. 1 | Блесны колеблющиеся Acme, Loko Glen Evans и т. д. на основе каталога «Рыбачьте с нами». | Изготовление «чебурашки» (ушастого грузила) и сборка снасти на основе твистера | 1 |
3. 2 | Вертушки (Mepps, Abu Garcia, Blue Fox) и т. д. | Изготовление планирующих «чебурашек» | 1 |
3.3 | Воблеры (плавающие, тонущие, с нейтральной плавучестью) / Rapala, Da Miki и т. д. | Изготовление приманки «Кнут» | 1 |
3. 4 | Джиг – приманки (+ ароматизаторы) / Bass Assassin на примере книги: Братья Щербаковы «Ловля на резиновые приманки» // М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. | Сборка (монтаж) твистеров, виброхвостов, пластиковых червей. | 1 |
3. 5 | Пассивные приманки из жесткого пластика (для ступенчатой проводки). | 2 | |
3. 6 | Мягкие поролоновые фантомы. Многообразие поролоновых фантомов, поролоновое движение в стране на основе книги: Смирнов С. Г., Морозов В. В., Чаплыгин Ю. А. «Нераскрытые свойства спиннинговых приманок» // М.: «Рыбацкая академия», 2001. | Изготовление поролоновых
рыбок:
1 цельных, 2 составных. |
2 |
3.7 | Электроблёсны, магнитные блёсны, стример, спиннер на основе книги: Смирнов С. Г., Морозов В. В., Чаплыгин Ю. А. «Нераскрытые свойства спиннинговых приманок» // М.: «Рыбацкая академия», 2001. | 2 | |
3. 8 | Самодельные приманки.
См. Приложение |
1 | |
3.9 | Естественные приманки. Виды живцов. Оснастка спиннинга при ловле на живца. Способы и тактика ловли на живца. | Изготовление поплавков для живца, | 1 |
3. 10 | Снасточки. | Изготовление самодельных снасточек. | 1 |
3. 11 | Хранение и использование снастей, хитрости бывалых (на основе книги Э. Видерхольца «Большой справочник рыболова»). | Изготовление мышек из меха, на основе джиг – приманки. | 1 |
3. 12 | Встречи (по договоренности), тема «Любимые спиннинговые приманки». | 1 | |
4 тема | Способы заброса и ведения приманки. | 2 часа | |
4. 1 | Способы заброса приманки (боковой, через плечо). | 1 Тренировка
в зале.
2 Изготовление ручейника на основе джиг – приманки. |
1 |
4. 2 | Способы ведения приманки: ступенчатая проводка и т. д. | Изготовление спиннер - бейта. | 1 |
5 тема | Характеристика рыб. | 3 часа | |
5. 1 | Хищные рыбы
пресных вод (мускулатура, нервная
система и органы чувств, поведение,
условия обитания, размножение, питание,
возраст, рост, размеры).
Щука. Сезонные изменения. Особенности ловли. На основе книги: Смирнов С. Г. «Как поймать щуку» // М.: «Рыбацкая академия», 2001. |
Изготовление стенда «Щука». | 1 |
5. 2 | Окунь. Сезонные изменения. Особенности ловли на основе книги: Стружецов Д. И. «Как поймать окуня» // М.: «Рыбацкая академия», 2001.. | Изготовление стенда «Окунь». | 1 |
5. 3 | Экскурсия: посещение специализированного магазина. Либо встречи (по договоренности), тема: «Особенности ловли щуки (окуня)» | 1 | |
6 тема | Инвентарь, экипировка
рыболова. Обработка, сохранение улова.
Необычное использование спиннинга. |
7 часов | |
6. 1 | Экипировка
для рыбалки в летнее время.
Обувь, головной убор, накомарник, очки, одежда, аптечка, контейнеры для приманок и катушек, весы, эхолоты и пеленгаторы (Lowrance), эхолот «Практик». |
Изготовление «митенки из носков». | 1 |
6. 2 | Надувные лодки.
Палатки. (На основе каталога «Рыбачьте с нами»). |
Изготовление самодельного якоря (из пластиковых бутылок). | 1 |
6. 3 | Обработка, сохранение улова. Вываживание. Подсачек, багорик, зевник, экстрактор, многофункциональные плоскогубцы, ножи, колотушки. | Изготовление самодельного багорика; Улучшение подсачека. | 1 |
6. 4 | Использование спиннинга для ловли на мушки. Комплектация: поплавок – пузырёк, 2 поводка из тонкой лёски, 2 мушки. | Сборка комплекта. | 1 |
6. 5 | Летний выезд на рыбалку. Ловля на спиннинг. | 3 | |
7 тема | Работа с картографической продукцией. | 3 часа | |
7. 1 | Изучение окрестностей Северодвинска. Любимые места рыболовов. Обмен опытом. | Ориентирование на местности. | 2 |
7. 2 | Встречи (по договоренности). Тема: «Рыболовные маршруты». | 1 | |
8 тема | Осенний Фестиваль
спиннинга.
(на втором году обучения). |
3 часа | |
9 тема | Мероприятия экологической направленности: борьба с замором рыбы, чистка берегов от мусора и т. д. | 4 часа | |
10 тема | Создание материальной базы клуба: оформление летописи клуба, создание библиотеки (книги, журналы, газеты, отдельные статьи, СД, видеокассеты, картографическая продукция), создание хранилища самодельных приманок, оформление стендов. | 4 часа | |
11 тема | Литература, видеофильмы, СД по рыболовству. | 5 часов | |
11.1 | Общее знакомство литературой по рыболовству. Газеты: «Рыбак – рыбака», «Российская охотничья газета» и т. д. Журналы: «Рыболов», «Рыболов – E‘lit и т. д. Заочные встречи с представителями «Российской спиннинговой лиги» (по материалам досье «Рыбак рыбака»). | 1 | |
11. 2 | Знакомство с компьютерным СД «Энциклопедия рыболова» | Работа в компьютерном классе. | 1 |
11.3 | Просмотр тематических видеокассет «Диалоги о рыбалке»: «Ужение хищника на спиннинг», «Ужение щуки на спиннинг», «Ужение окуня на спиннинг». | 3 | |
12 тема | Экскурсии городской музей, водорослевый комбинат, рыбоперерабатывающий завод, рыбоводный завод.. | 2 часа | |
13 тема | Клубы, ассоциации.
Правила спортивного |
3 часа | |
13. 1 | Знакомство
с клубом «Рыбак рыбака» (анкета, карта
рыбака), ассоциацией « |
1 | |
13. 2 | Правила спортивного рыболовства РФ. Квалификационные нормы и требования присвоения разрядов рыболовам – спортсменам. | 1 | |
13. 3 | Встреча с представителями рыболовов - спортсменов | 1 | |
14.1 | Рыбные блюда. | Приготовление
рыбы.
«В кастрюле можно смешивать всё кроме луны и её отражения». |
1 |
Резервное время. | 2 |
Заключение.
Изучение темы «Надкласс рыбы» занимает очень малое место в школьной программе 7 класса. Нами было проанализировано две программы: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин.» В этих программах на изучение рыб отведено всего лишь 8 часов. Это явно недостаточно, поэтому целесообразно продолжить изучение надкласса рыбы во внеклассной работе.
В ходе нашей курсовой мы показали, как можно в школе организовать дополнительную работу с рыбами. Во-первых, это установка аквариума в школьном кабинете биологии. Во-вторых, нами был разработан кружок «Школьный клуб рыболовов», в котором дети могут заниматься на протяжении всего учебного года, как изучать теорию, так и практиковаться в близлежащих водоёмах.
Наличие аквариума в школьном кабинете делает возможным проведение лабораторных работ по наблюдению за рыбами прямо в кабинете биологии, а кружок рыболовов поможет обеспечить наглядным материалом не только учеников, которые заняты в этом кружке, но и весь класс. Ребята, которые заинтересованы биологией, могут приготовить влажные препараты, чучела крупных рыб и другие наглядные материалы для уроков из интересных или редких видов, пойманных «Школьным клубом рыболовов»
Всё
это поможет усилить интерес
детей к рыбам, не только как к объекту
изучения, но и как к объекту рыбной ловли,
да и просто как к прекрасному представителю
животного мира.
Информация о работе Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе