Автор: Петров Дмитрий, 26 Сентября 2010 в 13:50, курсовая работа
Сейчас разработано очень много школьных программ по биологии, как для обычных классов, так и для классов с углубленным изучением предмета.
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель курсовой работы: изучить методику преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе.
Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……20
3.1 Формы и виды внеклассной работы…………………………..……20
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение аквариума…………………………………………..……27
3.2.2. Содержание аквариума в условиях школы………………..……..30
3.2.3 Болезни рыб и их лечение………………………………………….32
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение………………………………………………………….……40
Список литературы………………………………………………………41
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мичуринский
Государственный педагогический институт»
Факультет биологии
Кафедра
биологии и основ сельского хозяйства
Черных
Дмитрий Андреевич
Методика преподавания темы
«Надкласс
рыбы» в школе
Курсовая
работа
Руководитель:
К.с/х
наук, доцент Чмир Р.А.
Мичуринск
2010
План.
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава
3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……
3.1 Формы
и виды внеклассной работы……………
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение
аквариума…………………………………………..……
3.2.2.
Содержание аквариума в
3.2.3 Болезни
рыб и их лечение……………………………………
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Сейчас
разработано очень много
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель
курсовой работы: изучить методику
преподавания темы «Надкласс рыбы»
в школе.
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»
Нами было проанализировано две программы: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин»
Программа, написанная при участии С.Н. Ловягина и Г.Э. Белицкой.
Курс биологии построен в соответствии с действующим базисным учебным планом 1993 года и проектом Стандарта школьного базового образования. Он рассчитан на изучение биологии в 5–9-м классах в течение 306 часов (в 5-м классе – 34 часа, в 6–9-м классах – по 68 часов каждый год).
Вторая половина курса
Школьный курс биологии включает следующие разделы:
1. История земли и жизни на ней. 34 ч (5-й класс).
2. Биология. Разнообразие организмов: доядерные, растения, грибы, лишайники. 68 ч (6-й класс).
3. Биология. Разнообразие организмов: животные. 68 ч (7-й класс).
4. Биология. Физиология человека и животных. 68 ч (8-й класс).
5.
Биология. Основы общей биологии.
68 ч (9-й класс).
Программа составлена в соответствии
с Образовательной программой «Школа
2100». В рамках этой программы каждый школьный
предмет, в том числе и биология, своими
целями, задачами и содержанием образования
должен способствовать формированию функционально
грамотной личности, т.е. человека, который
сможет активно пользоваться своими знаниями,
постоянно учиться и осваивать новые знания
всю жизнь.
Позвоночные животные. Позвоночник – внутренний скелет. Надкласс рыб. Важнейшие черты строения и связанные с ними особенности образа жизни. Как рыба плавает? Непарные и парные плавники, их пассивная (рули глубины) и активная функции. Покровы рыб. Возникновение челюстей – органов схватывания добычи. Нервная система и органы чувств. Боковая линия. Двухкамерное сердце. Почки.2
Жизненный
цикл рыб. Наружное оплодотворение, высокая
плодовитость или забота о потомстве.
Брачное поведение и брачный наряд. Проходные
рыбы. Многообразие рыб. Класс хрящевые
(акулы и скаты). Важнейшие черты строения
и связанные с ними особенности образа
жизни. Класс костных рыб. Важнейшие черты
строения и связанные с ними особенности
образа жизни. Жизненные формы лучеперых
рыб. Двоякодышащие. Кистеперые рыбы –
предки наземных позвоночных. Особенности
экосистемы океана. Промысловое значение
рыб. Рыбный промысел и его география.
Основные группы промысловых рыб. Перепромысел
и загрязнение водоемов – главные причины
сокращения рыбных запасов. Пресноводное
и морское рыборазведение. Реакклиматизация
и акклиматизация рыб. Аквариумное рыбоводство.
Программа, написанная при участии В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина.
Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:
В данной программе изучение рыб предусмотрено в 8 классе в разделе «Многообразие животных». В теме «надкласс Рыбы» изучается: многообразие рыб (круглоротые, хрящевые, костные). Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Предусмотрена
одна лабораторная работа: Наблюдение
за внешним строением и передвижение рыб.
Поурочное планирование темы «Надкласс рыбы»
На тему «Надкласс рыбы» в 7 классе отводится 8 часов.
Я считаю целесообразным распределить темы следующим образом:
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии.
2.1 Урок – основная форма обучения биологии.
Урок - основная форма обучения биологии. Урок, его построение и методы проведения - главнейшая проблема методики обучения биологии.
Все обучение биологии, вся система компонентов содержания, методов, средств обучения и воспитания реализуются в первую очередь на уроке. Качество обучения и воспитания школьников во многом будет зависеть от того, как проводится урок.
Особенность этой формы обучения заключается в том, что учащиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объединяются в постоянные учебные группы (классы). Учебный материал предмета распределяется по курсам (классам) с учетом возраста и подготовленности учащихся (биология для 6-11 классов), а каждый курс биологии делится на отдельные порции учебного материала - уроки, темы которых расположены в определенной логической последовательности. Однако урок это не только определенная доза учебного содержания, которой овладевает ученик в течение определенного времени, но и особая организация учебной деятельности, характеризующаяся постоянным составом учащихся, конкретным учителем, установленной длительностью занятий (45 мин), постоянным местом обучения (кабинет биологии или классное помещение). На уроке обучение идет по определенной программе, единой для всех учащихся, а учитель руководит целенаправленной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика. Уроки включаются в расписание и регламентированы объемом программного учебного материала.
Урок - это основная форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом - постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся - по определенной программе биологии, твердому расписанию и в школьном помещении. 3
Проведение уроков биологии возможно и "под открытым небом" - на школьном опытном участке, на территории около школы или в краеведческом музее и зоомузее.
Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их ума и мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств, осознание себя как личность, формирование отношений к окружающей действительности.
Умелое проведение уроков во многом зависит от понимания и выполнения определенных педагогических и методических требований, которым должен соответствовать урок. Эти требования определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.
В педагогике общие требования к уроку подразделяют на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К числу дидактических требований, как и методических, относятся:
-
четкое определение
-
определение оптимального
-
выбор рациональных методов,
Воспитательные требования к уроку:
-
четкая постановка
-
формирование и развитие у
учащихся познавательных
-
соблюдение учителем
Информация о работе Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе