Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе

Автор: Петров Дмитрий, 26 Сентября 2010 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас разработано очень много школьных программ по биологии, как для обычных классов, так и для классов с углубленным изучением предмета.
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель курсовой работы: изучить методику преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……20
3.1 Формы и виды внеклассной работы…………………………..……20
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение аквариума…………………………………………..……27
3.2.2. Содержание аквариума в условиях школы………………..……..30
3.2.3 Болезни рыб и их лечение………………………………………….32
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение………………………………………………………….……40
Список литературы………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Черных Дмитрий Курсовая работа 4(8).doc

— 271.00 Кб (Скачать)

     Организационные требования к уроку:

     - наличие продуманного плана проведения  урока на основе тематического  планирования;

     - четкая организация урока на  всех этапах его проведения;

     - подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

     Выполнение  перечисленных требований является необходимым условием эффективности  урока, в том числе урока по биологии. Учитель биологии должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

     Типы и виды уроков. В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Учителю важно знать, чем один урок отличается от другого и какие закономерности он должен учитывать в построении того или иного урока. Чтобы разобраться в этом, необходимо знать типологию уроков.

     Вопросу типологии урока посвящено много  исследований по методике биологии. В  качестве оснований для классификации  авторы брали разные признаки. Широко распространена классификация уроков по основным дидактическим целям. В ней выделялись следующие типы уроков: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные, где решается одновременно несколько дидактических задач.

     Типы  уроков определялись также из главной  дидактической задачи - усвоения новых  знаний и умений, их совершенствования  и проверки. На этой основе выделено пять типов уроков: 1) изучение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбинированные.

     В основу другой классификации были положены способы проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ и т. п. Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процесса: вводные, первичное ознакомление с материалом, образование понятий, тренировочные и др. Н.М.Верзилин отмечал, что типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, словесные).

     Чаще  других в методике обучения биологии уроки классифицируются по этапам образовательного процесса и местоположению уроков в теме. Различаются такие типы уроков: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие.  

     Таблица 1

     Соотношение типов и видов уроков по биологии

Тип урока Вид урока
Вводный Урок-беседа. Комбинированный  урок. Проблемный

урок

Раскрывающий

содержание  темы

Комбинированный урок. Киноурок. Урок-беседа.

Урок  лабораторной работы. Урок-лекция. Урок-

семинар. Игровой урок (урок-ролевая игра)

Заключительный,

или обобщающий

Урок обобщения. Урок-конференция. Урок-экс

курсия. Урок-семинар. Урок-беседа. Урок-зачет.

Контрольно-проверяющий  урок

 

     Многообразие уроков в существующей практике обучения значительно  шире всех существующих классификаций, к тому же далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде урок, который может быть отнесен к какому-либо из приведенных здесь типов. В связи с этим обозначилась тенденция подразделения типов уроков на их виды. Виды уроков отражают их разнообразие в пределах того или иного типа.

     Вводный урок. Основная функция урока вводного типа заключается в подготовке учащихся к восприятию новой информации, установлении связей между старыми и новыми знаниями, в возбуждении интереса к новым изучаемым проблемам по биологии. Этот урок выполняет организационную роль. Необходимо также учитывать, что вводные уроки должны возбуждать интерес учащихся к познанию, поэтому важно начинать каждую тему с интересного вопроса, привлекающего внимание учащихся, или с постановки проблемы, решение которой будет осуществляться в процессе изучения всей темы или на данном уроке. Так, при изучении органов цветковых растений тему "Семя" можно начать с сообщения о семени сейшельской пальмы, размеры которого составляют 45 - 60 см, а масса достигает 20 кг. Изучение простейших можно начать с высказывания о том, что биология и в настоящее время затрудняется определить: жгутиконосцы - это животные или растения. А тему об основе учения о наследственности и изменчивости можно начать с рассказа о монахе Грегоре Менделе.

     Уроки, раскрывающие содержание темы. На уроке данного типа решается несколько задач: изучение нового материала, его закрепление, повторение и проверка знаний учащихся. Основной задачей все же является изучение нового. Структура урока вариативна, но в общих чертах выдерживает следующие этапы: 1) организационный момент; 2) проверка знаний (опрос или проверка выполнения домашнего задания); 3) изложение нового материала; 4) закрепление изученного материала; 5) задание на дом.

     Соотношение времени разных этапов урока изменяется в зависимости от возраста учащихся, от объема изучаемой информации, от подготовленности учащихся. Так, в 6 - 8 классах больше времени отводится на закрепление нового материала, а в старших классах - на его изучение. Причем возрастные особенности учащихся 6 - 8 классов требуют более частой смены видов учебной деятельности, чем старших классов. В практике преподавания биологии существуют уроки, проводимые как обсуждение проблемы или как лекция, конференция и др. Однако в большинстве случаев все этапы урока имеют более или менее ограниченное целями и содержанием время: на контроль знаний обычно отводится не более 15 - 20 мин, на изложение нового материала - не менее 20 мин, на закрепление - около 5 мин.

     Структура уроков данного типа может изменяться (и распределение времени урока тоже) в зависимости от содержания учебного материала, условий и подготовленности учащихся. Так, в структуре некоторых уроков может полностью отсутствовать проверка домашнего задания, воспроизведение опорных знаний, например, при изучении совершенно незнакомого для учащихся объемного материала.4

     Обобщающий урок. Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

     Обобщающие  уроки позволяют сосредоточить  внимание учащихся на мировоззренческих  идеях, способствуют более осмысленному усвоению учащимися предшествующего материала, систематизации полученных знаний, создают предпосылки для активного изучения новых.

     Проводятся  обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда  требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам: урок-объяснение, урок лабораторной работы, киноурок, урок с использованием телевизионных передач или урок-семинар. Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) постановка задач; 2) повторение основных вопросов темы; 3) выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.5

 

    2.2 Конспект урока  по теме «Внутренне строение рыб»

План  урока на тему:

«Внутреннее строение рыб» 

      Цель урока:  сформировать представление о внутреннем строении рыб.

      Задачи урока:

      Учебные: закрепить знания об общих чертах хордовых, продолжить формирование представления о позвоночных животных на примере речного окуня, его внутреннего строения, сформировать представление о системах органов позвоночных, начать формирование представлений об интенсивности обмена веществ и ее зависимости от строения и степени развития кровеносной системы.

    Развивающие: развивать логическое мышления, умение сравнивать, выделять главное.

      Воспитательные: воспитывать любовь к природе, культуру общения. 

      Оборудование: компьютерная презентация, компьютер, проектор, экран,                   таблицы «Внутреннее строение рыбы», «Скелет рыбы»,  макет скелета рыбы 

Ход урока. 

  1. Проверка  знаний учащихся.

Вопрос: Общий план строения скелета позвоночных. Скелет рыбы.

Ответ: Ученик должен рассказать о том, что есть осевой скелет, скелет конечностей, и череп – скелет головы. На примере рыб рассказать об этих частях скелета, и обратить внимание на то, что конечности у рыб представлены плавниками, и отметить соответствующие особенности скелета.

Вопрос: Мышцы рыб. Плавательный пузырь.

Ответ: Ученик должен знать, что мышцы рыб делят на гладкие и поперечнополосатые. Привести их примеры, а так же мышц головы, туловища и плавников. Понимать значение плавательного пузыря в жизни рыб, знать его строение. 

II. Изучение нового материала.

Слайд 1. Внутреннее строение рыб

Слайд 2. Полость тела

     Полость тела рыб находится в туловищном отделе под позвоночником. В полости тела расположены внутренние органы: сердце, желудок, печень, плавательный пузырь и др.

Слайды 3-4. Пищеварительная система

  • Рот (во рту находится язык)
  • Глотка с жаберными щелями
  • Пищевод
  • Желудок (способен сильно растягиваться)
  • Кишечник с анальным отверстием
  • Пищеварительные железы:
    • печень с желчным пузырем,
    • поджелудочная железа.

    Питаются  рыбы разнообразной пищей. Пищевая  специализация отражается на строении органов пищеварения. Рот ведет в ротовую полость, в которой обычно имеются многочисленные зубы, расположенные на челюстных, небных и других костях. Слюнные железы отсутствуют. Из ротовой полости пища проходит в глотку, прободенную жаберными щелями, и по пищеводу попадает в желудок, железы которого обильно выделяют пищеварительные соки. У некоторых рыб (карповые и ряд других) желудка нет и пища поступает сразу в тонкий кишечник, где под влиянием комплекса ферментов, выделяемых железами самого кишечника, печени и поджелудочной железы, происходит расщепление пищи ивсасываниерастворенных питательных веществ.

Длина кишечника  зависит от характера питания. У  хищных рыб кишечник короткий, а  у растительноядных – длинный. 

Слайды 5-16. Пищевое поведение рыб

Типы питания  рыб:

  • Хищники (речной окунь, щука)

Эти рыбы питаются себе подобными, то есть более мелкими  рыбами. В связи с этим у них  имеются особенности строения пищеварительной  системы: острые зубы, короткий кишечник.

  • Цедильщики, или фильтраторы (сардина, сельдь)

Питаются мелким фито- и зоопланктоном. Большинство мальков рыб как раз можно отнести к этому типу.

  • Растительноядные (сазан, карась)

Это рыбы, питающиеся высшими водными растениями, фитопланктоном.

  • Чистильщики (губан, рыба-бабочка)

Чистильщики ловят паразитов на теле других рыб, например рачков-паразитов, которые прячутся между иглами на спине у рыбы-ежа.

Морская собачка подражает чистильщику-губану, рыбы подпускают её.

Морская собачка откусывает от рыб куски  мяса.

  • Удильщики

Удильщик  – хищная морская рыба. Охотиться  на других жителей подводного мира ему помогает специальный вырост на спине – одно перо из спинного плавника в ходе эволюции отделилось от других, а на его конце образовался прозрачный мешочек. В мешочке этом, который фактически является железой с жидкостью, что удивительно, находятся бактерии. Они могут светиться, а могут не светиться, подчиняясь в этом вопросе своему хозяину. Удильщик регулирует светимость бактерий, расширяя или сужая кровеносные сосуды. Когда сосуды расширены, к «осветительным приборам» поступает больше кислорода и они горят вовсю, а когда сужены - наоборот угасают. 

Информация о работе Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе