Автор: Петров Дмитрий, 26 Сентября 2010 в 13:50, курсовая работа
Сейчас разработано очень много школьных программ по биологии, как для обычных классов, так и для классов с углубленным изучением предмета.
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель курсовой работы: изучить методику преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе.
Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……20
3.1 Формы и виды внеклассной работы…………………………..……20
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение аквариума…………………………………………..……27
3.2.2. Содержание аквариума в условиях школы………………..……..30
3.2.3 Болезни рыб и их лечение………………………………………….32
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение………………………………………………………….……40
Список литературы………………………………………………………41
Слайды 17-20. Дыхательная система
Жабры находятся в глотке:
жаберная дуга,
жаберные тычинки – цедильный аппарат,
жаберные лепестки пронизаны кровеносными капиллярами.
Снаружи
жабры покрыты жаберными крышками.
Жаберные крышки помогают создавать глотательные
движения, загоняющие воду в рот, а затем
в глотку. Когда жаберные крышки прижимаются,
создается давление, нагнетающее воду
в рот. Когда жаберные крышки открываются,
вода проходит через жаберные щели. В это
время происходит газообмен между кровью
и водой.
Некоторые рыбы
дышат атмосферным воздухом (анабас,
рогозуб).
Слайды 21-23. Кровеносная система
Кровеносная система замкнутая.
Сердце рыб
двухкамерное (предсердие и желудочек).
Сердце сокращается очень слабо и редко
– всего 20 раз в минуту.
Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.
Крупные артерии называются аортами.
Вены – это сосуды, несущие кровь в сердце.
Артериальная кровь – это кровь, богатая кислородом.
Венозная
кровь – это кровь, богатая углекислым
газом.
По сердцу течет венозная кровь.
Брюшная аорта несет кровь из сердца к жабрам.
В жабрах происходит газообмен: кровь в жаберных лепестках отдает в воду углекислый газ и забирает из воды кислород – становится артериальной.
Спинная аорта несет артериальную кровь из жабр к органам.
От органов к сердцу идут вены. Венозная кровь попадает снова в сердце – сначала в предсердие, а затем в желудочек.
У рыб один круг
кровообращения.
Слайды 24-25. Выделительная система
Выделительная
система представлена лентовидными почками
и мочеточниками; некоторые рыбы имеют
и мочевой пузырь. У морских рыб, почки
концентрируют отходы и по возможности
возвращают жидкость обратно в организм,
у пресноводных рыб все намного проще,
они получают воду непрерывно. Почки пресноводной
рыбы специально приспособлены, чтобы
поглощать большое количество воды и перерабатывать
ее в мочу. Немного рыб специально приспособили
почки, которые изменяют свои функции,
в зависимости от морской или пресноводной
окружающей воды.
Слайды 26-29. Обмен веществ
Обмен веществ - совокупность всех химических процессов, происходящих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность.
Этапы обмена веществ:
Интенсивность обмена веществ рыб
Рыбы имеют очень низкий уровень обмена веществ. В воде очень мало кислорода, поэтому окислительные процессы проходят медленно. Процесс пищеварения у рыб длится до 60-80 часов.
Поэтому рыбы –
хладнокровные животные.
III. Закрепление материала.
Ответьте на вопросы:
1) Почему рыба гибнет, если у нее пересохли жаберные лепестки?
2) Всегда ли
по артериям течет
3) Какая кровь течет по сердцу?
4) От чего
зависит интенсивность обмена
веществ?
IV. Домашнее задание.
§ 40,41, вопросы после параграфов.
Индивидуальное задание: «Нерестовые миграции рыб»
Дополнительное задание: поставить опыт по выработке условных рефлексов у аквариумных рыб.
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе
3.1 Формы и виды внеклассной работы.
Внеклассные
занятия являются добровольными
и для учителя, и для учащихся.
В отличие от классно-урочных
занятий они более
Групповые внеклассные занятия.
К групповым внеклассным занятиям относятся следующие: кружковые занятия юных натуралистов (юннатов), факультативные занятия юннатов, группы "ассистентов" по оборудованию кабинетов.
Ведущее место среди групповых занятий занимает
1.
Кружок юных натуралистов, являющийся
основным ядром организации и
деятельности всех других
Принципы организации юннатских кружков
-
Принимать в кружки всех
- Количество учащихся в кружке не должно превышать 15 человек. Если желающих больше, то организуются 2 группы.
-
Работа кружка должна
-
Руководителями кружков должны
быть учителя-предметники, а в
младших и средних классах
могут быть юннаты-
-
Составление плана работы
- Количество занятий кружка - от 2 до 4 в месяц.
-
Подведение итогов работы
Планирование работы кружка. При составлении плана следует исходить из охраны, обогащения и изучения родной природы и проведения исследовательской деятельности в форме опытничества с растениями.
Факультативные занятия по биологии.
Факультативные занятия, второй вид групповых занятий, также строятся на добровольной основе. Они отличаются от юннатских кружков тем, что проводить их надо с небольшими группами (не более 10-15 человек) учащихся по особым более усложненным, углубленным и расширенным программам Министерства образования или по программам, составленным руководителем (учителем или специалистом) факультатива. Цель факультативной подготовки - дать учащимся знания и практические умения по различным разделам биологической, сельскохозяйственной, методической, педагогической науки в объеме, значительно превышающем школьную программу. Она имеет также большое значение для профессиональной ориентации учащихся, т.к. на факультативные занятия записываются только те, кто собирается работать в сельском хозяйстве или продолжать образование в специальных учебных заведениях (сельскохозяйственных, педагогических, биологических, медицинских и т.д.). Другими словами, наиболее целесообразны сейчас факультативы профилей: биологический, педагогический, агрономический (полеводы, овощеводы, садоводы, пчеловоды, механизаторы, фермеры, предприниматели, менеджеры, животноводы), медицинский, экологический.
Посещение занятий для записавшихся учащихся обязательны. Они проводятся по твердому расписанию и работа руководителя-учителя факультативных занятий оплачивается. Весьма целесообразно, чтобы факультативные занятая проводились не только и нестолько школьными учителями-предметниками, но и приглашенными учеными вузов и НИИ, опытных станций, высокопрофессиональными практиками специалистами производства - агрономами, зоотехниками, инженерами, врачами и т.д. Итогами работы факультативов может быть не только подготовка полеводов, животноводов, механизаторов, водителей, киномехаников, фотографов и прочих специалистов, но и изготовление оборудования для кабинета биологии, живого уголка, пришкольного учебно-опытного участка. Короче, формы факультативной и юннатской работы разнообразны, объемны и значимы с прикладной и педагогической точек зрения, ибо здесь присутствует не только углубление и расширение знаний и формирование умений, но и воспитание трудовое, нравственное, эстетическое, а также воспитание чувства гордости за себя, свою школу и т.д. Факультативные занятия накладывают на учителя повышенную ответственность, т.к. тут особо интересующиеся и одаренные учащиеся жаждут получить новое, актуальное, оригинальное знание. Плохо и недопустимо, чтобы факультативы превращались в дополнительные внеурочные занятия, например, по решению задач, примеров, упражнений, подготовке к контрольной работе, зачетам, экзаменам. В отличие от обычных предметных классно-урочных занятий на факультативных должны преобладать более активные формы подготовки: лекции, семинары, деловые и ролевые игры, самостоятельная лабораторная и практическая работа с литературой не только учебной, но и специальной дополнительной, написание и защита рефератов и, наконец, самостоятельное выполнение практической и особенно исследовательской экспериментальной работы. Все это в комплексе способствует развитию и формированию умений самостоятельно и творчески применять полученные на факультативе знания на практике, в жизни.
Школьные экскурсии.
Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса - экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Практическое
и методическое обоснование экскурсий
по биологии разработал А.Я. Герд. Он указывал
на необходимость взаимосвязи
Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой
Экскурсии
входят в систему уроков по темам
учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому
учитель заранее в
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Информация о работе Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе