Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе

Автор: Петров Дмитрий, 26 Сентября 2010 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Сейчас разработано очень много школьных программ по биологии, как для обычных классов, так и для классов с углубленным изучением предмета.
По этим программам: «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив Ловягина С.Н. и Белицкая Г.Э.» и «Биология 5-9 классы. Авторский коллектив В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин» уже отучилось не одно поколение школьников, и они доказали свою эффективность. Но очевидно, что изучение рыб занимает очень малое место во всем курсе школьной биологии.
Хотя надкласс рыбы ребята начинают изучать только в середине 7 класса, как представителей хордовых животных, но знакомятся они в школе с ними гораздо раньше. Так, приходя в 5 классе на урок биологии, им сразу бросается в глаза аквариум (сейчас почти в каждой школе он присутствует в статусе живого уголка), если детей не познакомили с этим чудом еще в начальной школе.
В мире известно по разным данным, от 25 000 до 31 000 видов рыб. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.1 ссылка
Рыбы распространены как в солёных, так и в пресных водах, от глубоких океанических впадин до горных ручьев. Они играют большое значение для всех водных экосистем как составляющая пищевых цепей и большое экономическое значение для человека из-за употребление их в пищу.
Во все времена во многих культурах, эти животные выступали в качестве божеств и религиозных символов. Они же были героями книг и популярных кинофильмов.
Вот почему так важно, что бы место, отведенное для этих живых существ в современной школе, было как можно шире, и с получением аттестата зрелости ребята были наделены знаниями в этой области биологии на все 100 процентов.
Цель курсовой работы: изучить методику преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..3
Глава 1. Анализ школьных программ по теме «надкласс рыбы»….…4
Глава 2. Изучение надкласса рыбы на уроках биологии………..…….7
2.1 Урок – основная форма обучения биологии………………….……7
2.2 Конспект урока по теме «Внутреннее строение рыб»………..…..14
Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе…………………..……20
3.1 Формы и виды внеклассной работы…………………………..……20
3.2 Аквариум в кабинете биологии………………………………..……27
3.2.1 Значение аквариума…………………………………………..……27
3.2.2. Содержание аквариума в условиях школы………………..……..30
3.2.3 Болезни рыб и их лечение………………………………………….32
3.3 Школьный клуб рыболовов…………………………………….……35
Заключение………………………………………………………….……40
Список литературы………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

Черных Дмитрий Курсовая работа 4(8).doc

— 271.00 Кб (Скачать)

Слайды 17-20. Дыхательная система

Жабры находятся  в глотке:

жаберная дуга,

жаберные тычинки  – цедильный аппарат,

жаберные лепестки пронизаны кровеносными капиллярами.

Снаружи жабры покрыты жаберными крышками. Жаберные крышки помогают создавать глотательные движения, загоняющие воду в рот, а затем в глотку. Когда жаберные крышки прижимаются, создается давление, нагнетающее воду в рот. Когда жаберные крышки открываются, вода проходит через жаберные щели. В это время происходит газообмен между кровью и водой. 

Некоторые рыбы дышат атмосферным воздухом (анабас, рогозуб). 

Слайды 21-23. Кровеносная система

  Кровеносная система замкнутая.

Сердце рыб  двухкамерное (предсердие и желудочек). Сердце сокращается очень слабо и редко – всего 20 раз в минуту. 

Артерии – это сосуды, несущие кровь от сердца.

Крупные артерии  называются аортами.

Вены  – это сосуды, несущие кровь в сердце.

Артериальная  кровь – это кровь, богатая кислородом.

Венозная  кровь – это кровь, богатая углекислым газом. 

По сердцу течет  венозная кровь.

Брюшная аорта  несет кровь из сердца к жабрам.

В жабрах происходит газообмен: кровь в жаберных лепестках  отдает в воду углекислый газ и  забирает из воды кислород – становится артериальной.

Спинная аорта несет артериальную кровь из жабр к органам.

От органов  к сердцу идут вены. Венозная кровь  попадает снова в сердце – сначала  в предсердие, а затем в желудочек.

У рыб один круг кровообращения. 

Слайды 24-25. Выделительная система

Выделительная система представлена лентовидными почками и мочеточниками; некоторые рыбы имеют и мочевой пузырь. У морских рыб, почки концентрируют отходы и по возможности возвращают жидкость обратно в организм, у пресноводных рыб все намного проще, они получают воду непрерывно. Почки пресноводной рыбы специально приспособлены, чтобы поглощать большое количество воды и перерабатывать ее в мочу. Немного рыб специально приспособили почки, которые изменяют свои функции, в зависимости от морской или пресноводной окружающей воды. 

Слайды 26-29. Обмен веществ

Обмен веществ - совокупность всех химических процессов, происходящих в организме и обеспечивающих его жизнедеятельность.

Этапы обмена веществ:

  • Пластический обмен – образование веществ, свойственных данному организму (белков, жиров, углеводов).
  • Энергетический обмен – окисление органических веществ с целью получения энергии.

Интенсивность обмена веществ рыб

Рыбы  имеют очень низкий уровень обмена веществ. В воде очень мало кислорода, поэтому окислительные процессы проходят медленно. Процесс пищеварения у рыб длится до 60-80 часов.

  • Энергии рыбам хватает только на основные процессы жизнедеятельности.
  • Энергии не хватает на поддержание постоянной температуры тела.

Поэтому рыбы –  хладнокровные животные.  

III. Закрепление материала.

Ответьте на вопросы:

1) Почему рыба  гибнет, если у нее пересохли  жаберные лепестки?

2) Всегда ли  по артериям течет артериальная  кровь?

3) Какая кровь  течет по сердцу?

4) От чего  зависит интенсивность обмена  веществ? 
 

IV. Домашнее задание.

§ 40,41, вопросы  после параграфов.

Индивидуальное  задание: «Нерестовые миграции рыб»

Дополнительное  задание: поставить опыт по выработке  условных рефлексов у аквариумных  рыб.

 

    Глава 3. Изучение рыб во внеклассной работе

    3.1 Формы и виды  внеклассной работы.

     Внеклассные занятия являются добровольными  и для учителя, и для учащихся. В отличие от классно-урочных  занятий они более разнообразны, сложны, трудоемки, интересны и педагогически значимы с познавательной и особенно с воспитательно-развивающей точек зрения. В целом внеклассная работа по своей эффективности настолько превосходит обязательное классно-урочное обучение, что основные силы и талант педагога следовало бы, безусловно, отдавать ей. И если продолжительность рабочего дня учителя-предметника по обязательной классно-урочной работе условно и в среднем принять за 8 часов в сутки (3-4 урока и 4-5 часов подготовки к ним), то продолжительность внеклассной работы учителя составила бы не менее 16 часов в сутки. Короче, учителю-фанатику, решившему по-настоящему, наряду с обязательной классно-урочной работой, выполнять и добровольную (вспомогательную, дополнительную, "второстепенную") к тому же неоплачиваемую работу, потребовалось бы не менее 24 часов в сутки.

     Групповые внеклассные занятия.

     К групповым внеклассным занятиям относятся следующие: кружковые  занятия юных натуралистов (юннатов), факультативные занятия юннатов, группы "ассистентов" по оборудованию кабинетов.

     Ведущее место среди групповых занятий занимает

     1. Кружок юных натуралистов, являющийся  основным ядром организации и  деятельности всех других внеклассных  дел. Цель кружковых занятий  - заинтересовать учащихся биологией,  углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования. Работа в кружке должна проводиться систематически, с добровольным, но постоянным составом. В каждой школе должны быть кружки. 
 
 

     Принципы  организации юннатских кружков 

     - Принимать в кружки всех желающих, в том числе и слабоуспевающих и недостаточно дисциплинированных. Последние нередко начинают интересоваться биологией и вести себя значительно лучше, чем на уроках. Поэтому работу в кружке следует рассматривать и как средство воспитания.

     - Количество учащихся в кружке не должно превышать 15 человек. Если желающих больше, то организуются 2 группы.

     - Работа кружка должна осуществляться  на ученическом самоуправлении. Поэтому надо избрать актив  Совета для самоуправления: староста, 3-4 звеньевых-помощников старосты, редколлегия для выпуска газеты, бюллетеней, объявлений о начале работы кружка и т.д.

     - Руководителями кружков должны  быть учителя-предметники, а в  младших и средних классах  могут быть юннаты-старшеклассники  -10-11 классы.

     - Составление плана работы кружка  с учетом краеведения, экологии, природоохраной и особенно природоприумножающей деятельности.

     - Количество занятий кружка - от 2 до 4 в месяц. 

     - Подведение итогов работы кружка  после изучения темы, или за  четверть, полугодие, год. Наиболее  эффективной и наглядной является отчетность и подведение итогов в виде научных вечеров, конференций, ролевых игр, выставок, конкурсов, олимпиад, написания и защиты рефератов, отчетов, натуралистических кампаний и т.д. Так при подведении итогов групповая юннатская работа переходит в массовую и в общественно полезный труд.

     Планирование  работы кружка. При составлении плана  следует исходить из охраны, обогащения и изучения родной природы и проведения исследовательской деятельности в  форме опытничества с растениями.

    Факультативные занятия по биологии.

     Факультативные  занятия, второй вид групповых занятий, также строятся на добровольной основе. Они отличаются от юннатских кружков  тем, что проводить их надо с небольшими группами (не более 10-15 человек) учащихся по особым более усложненным, углубленным и расширенным программам Министерства образования или по программам, составленным руководителем (учителем или специалистом) факультатива. Цель факультативной подготовки - дать учащимся знания и практические умения по различным разделам биологической, сельскохозяйственной, методической, педагогической науки в объеме, значительно превышающем школьную программу. Она имеет также большое значение для профессиональной ориентации учащихся, т.к. на факультативные занятия записываются только те, кто собирается работать в сельском хозяйстве или продолжать образование в специальных учебных заведениях (сельскохозяйственных, педагогических, биологических, медицинских и т.д.). Другими словами, наиболее целесообразны сейчас факультативы профилей: биологический, педагогический, агрономический (полеводы, овощеводы, садоводы, пчеловоды, механизаторы, фермеры, предприниматели, менеджеры, животноводы), медицинский, экологический.

     Посещение занятий для записавшихся учащихся обязательны. Они проводятся по твердому расписанию и работа руководителя-учителя факультативных занятий оплачивается. Весьма целесообразно, чтобы факультативные занятая проводились не только и нестолько школьными учителями-предметниками, но и приглашенными учеными вузов и НИИ, опытных станций, высокопрофессиональными практиками специалистами производства - агрономами, зоотехниками, инженерами, врачами и т.д. Итогами работы факультативов может быть не только подготовка полеводов, животноводов, механизаторов, водителей, киномехаников, фотографов и прочих специалистов, но и изготовление оборудования для кабинета биологии, живого уголка, пришкольного учебно-опытного участка. Короче, формы факультативной и юннатской работы разнообразны, объемны и значимы с прикладной и педагогической точек зрения, ибо здесь присутствует не только углубление и расширение знаний и формирование умений, но и воспитание трудовое, нравственное, эстетическое, а также воспитание чувства гордости за себя, свою школу и т.д. Факультативные занятия накладывают на учителя повышенную ответственность, т.к. тут особо интересующиеся и одаренные учащиеся жаждут получить новое, актуальное, оригинальное знание. Плохо и недопустимо, чтобы факультативы превращались в дополнительные внеурочные занятия, например, по решению задач, примеров, упражнений, подготовке к контрольной работе, зачетам, экзаменам. В отличие от обычных предметных классно-урочных занятий на факультативных должны преобладать более активные формы подготовки: лекции, семинары, деловые и ролевые игры, самостоятельная лабораторная и практическая работа с литературой не только учебной, но и специальной дополнительной, написание и защита рефератов и, наконец, самостоятельное выполнение практической и особенно исследовательской экспериментальной работы. Все это в комплексе способствует развитию и формированию умений самостоятельно и творчески применять полученные на факультативе знания на практике, в жизни.

      Школьные  экскурсии.

     Биология  как предмет призвана вооружить  учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях  живой природы. Решить эти сложные  задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса - экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

     Практическое  и методическое обоснование экскурсий  по биологии разработал А.Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока  с экскурсией, так как только в  природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А.Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В. Половцовым, Б.Е. Райковым, Н.М. Верзилиным, Н.А. Рыковым, В.М. Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной и др.6

     Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой

     Экскурсии входят в систему уроков по темам  учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому  учитель заранее в перспективном  плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих  уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь - включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты, собранные во время экскурсии.

     Особенностью  экскурсий является возможность  активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Информация о работе Методика преподавания темы «Надкласс рыбы» в школе