Контрольная работа по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей

Содержание

1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3

2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12

Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

биология.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     - Где расположен желудок?

     - Почему желудок называют "хранилищем" пищи?

     Затем учитель обращает внимание на особенности  строения желудка. Желудок - самая широкая  часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем в желудке пища находится от 2 до 8 часов.

     "Хранилище"  пищи прочно закрыто привратником, в котором есть кольцевая мышца.  Умеренно заполненный желудок  имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 2,5 л.

     Учащимся  предлагается самостоятельная работа с учебником (прочитайте *30 о желудочном соке).

     Ответьте  на вопросы:

     - Что входит в состав желудочного  сока?

     - Может ли желудок съесть себя?

     - Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?

     - При каких условиях действуют  ферменты желудочного сока, расщепляющие  белки?

     После ответов на вопросы учитель еще  раз обращает внимание на то, что  желудочный сок - это бесцветная жидкость, в состав которой входят соляная кислота, слизь, ферменты.

     Соляная кислота не только создает необходимую  среду для работы фермента, но и  активизирует их защитную функцию. Известно, как быстро загнивает мясо, которое  хранят в теплом месте. Если же добавить в стакан с водой и размолотым мясом немного соляной кислоты, то гниения не наблюдается. Соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих заразных микробов. Это доказано опытами. Двух собак кормили мясом с добавкой холерных бацилл. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась и погибла от холеры, а другая собака осталась здоровой. Люди, страдающие пониженным содержанием соляной кислоты в соке, больше подвергаются опасности заражения, но у них понижено пищеварение. Для людей, страдающих пониженным содержанием соляной кислоты, необходим был чистый желудочный сок.

     Ученик 3-го уровня делает сообщение "Охота  за чистым желудочным соком" (об опытах И.П. Павлова).

     После сообщения учитель предлагает ответить на следующие вопросы:

     - Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?

     - Приведите примеры условного  сокоотделительного рефлекса.

     - Что такое гуморальное влияние?

     Учитель подчеркивает, что отделение желудочного  сока происходит не только под влиянием нервной регуляции, но и гуморальной. На желудочные железы действуют всосавшиеся в кровь пищевые вещества и продукты их расщепления (глюкоза, аминокислоты), образующиеся при пищеварении.

     Затем учащиеся 2-го уровня делают небольшие  сообщения о вреде никотина и  алкоголя на пищеварение в желудке.

     Задание на дом.

     Уровень 1. Изучить *30. Ответить на четыре вопроса из шести по выбору, обозначенных значком "?".

     Уровень 2. Изучить *30. Ответить на вопросы:

     - объяснить, почему для повышения  аппетита рекомендуется использовать  в пищу супы и мясные бульоны.

     - чем объясняется образование  различного количества желудочного  сока на мясо, молоко, хлеб и  изменение его качества?

     - почему не перевариваются стенки  желудка человека под воздействием  вырабатываемых ими собственных  пищеварительных ферментов?

     Уровень 3.

     1. Составить план к *30.

     2. Провести поисковую работу "Печень  спасет организм".

     Четвертый урок

     Учитель перед ребятами ставит цель: раскрыть процесс пищеварения в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени, всасывание питательных веществ  в пищеварительном канале.

     Урок  начинался с усвоения нового материала. Всем было дано самостоятельное задание:

     - прочитать текст учебника "Пищеварение  в тонкой кишке";

     - поработать с рисунками к данной  статье;

     - ответить на вопросы:

     1. Какие изменения происходят с  питательными веществами в двенадцатиперстной кишке?

     2. Какие конечные продукты расщепления  питательных веществ образуются  в тонкой кишке?

     3. Протоки каких желез впадают  в двенадцатиперстную кишку?

     4. Какую роль в процессе пищеварения  играет сок поджелудочной железы?

     Учитель дополняет ответ ученика.

     5. Какое значение печени в пищеварении,  ее расположение в организме?

     По  этому вопросу делает сообщение  ученик из уровня 3.

     6. Каково влияние кишечного сока  на питательные вещества?

     Учитель акцентирует внимание на то, что процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех последовательных этапов:

     Полостное пищеварение, пристеночное и всасывание.

     7. Почему у травоядных животных  хорошо развит аппендикс, а  у человека нет?

     8. Какие процессы происходят в  толстой кишке?

     После работы с учебником и ответов на вопросы ученики сами делают выводы о значении пищеварения в кишечнике, о роли поджелудочной железы и печени. Затем учитель дает задание на дом:

     Прочитать *31.

     Заполнить таблицу "Пищеварение в двенадцатиперстной кишке".

     После комментирования домашнего задания учитель проводит разноуровневую самостоятельную работу.

     Пятый урок

     Учитель называет цели урока:

     - оказание первой помощи при  желудочно-кишечных заболеваниях;

     - соблюдение правил личной гигиены  питания.

     Переходя  к новой теме, учитель предлагает учащимся дома самостоятельно поработать с текстом учебника *32 и, пользуясь учебником, составить и заполнить таблицы.

     Уровень 1.

     Заполните таблицу "Глистные и желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение".

     Уровень 2.

     Заполните таблицу "Глистные и желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение".

     Уровень 3.

     Заполнить таблицу "Правила гигиены питания".

     Этим  ребятам дается также поисковая  работа по теме "Обмен веществ".

     Затем учитель проводит самостоятельную  проверочную работу по теме (аналогичную теме "Дыхание") и ее анализ.

     Анализ  таблицы показывает, что средний  балл за самостоятельную проверочную  работу в классе повысился с 3,6 до 3,9 балла.

     Значительно повысился и показатель качества знаний. Если вначале в классе качество знаний равнялось 84%, то в последующем качество знаний равно 100%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. Журнал «Біялогія: праблемы выкладання”, № 1, 2010 г.

     2.  Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., С.В.  Чубаро // Методика обучения биологии, 2010 г.

     3. И.М. Яковлев «Методика и техника  урока в школе», Мн., 2001

     4. Журнал «Биология в школе», 1986 – 2005.

     5. Н.А. Короткая «Основы экологии»,  М., 2004

     6. В. А. Криксуттова "Экология", М., 2001

Информация о работе Контрольная работа по "Биологии"