Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей
1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3
2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12
Список использованных источников……………………………………….37
- Где расположен желудок?
- Почему желудок называют "хранилищем" пищи?
Затем учитель обращает внимание на особенности строения желудка. Желудок - самая широкая часть пищеварительного канала. Он позволяет человеку на некоторое время обеспечить себя едой. В среднем в желудке пища находится от 2 до 8 часов.
"Хранилище"
пищи прочно закрыто
Учащимся предлагается самостоятельная работа с учебником (прочитайте *30 о желудочном соке).
Ответьте на вопросы:
-
Что входит в состав
- Может ли желудок съесть себя?
- Какие вещества подвергаются расщеплению в желудке?
- При каких условиях действуют ферменты желудочного сока, расщепляющие белки?
После ответов на вопросы учитель еще раз обращает внимание на то, что желудочный сок - это бесцветная жидкость, в состав которой входят соляная кислота, слизь, ферменты.
Соляная кислота не только создает необходимую среду для работы фермента, но и активизирует их защитную функцию. Известно, как быстро загнивает мясо, которое хранят в теплом месте. Если же добавить в стакан с водой и размолотым мясом немного соляной кислоты, то гниения не наблюдается. Соляная кислота убивает бактерии гниения и защищает организм от многих заразных микробов. Это доказано опытами. Двух собак кормили мясом с добавкой холерных бацилл. Одной из них перед дачей пищи промыли желудок. Она заразилась и погибла от холеры, а другая собака осталась здоровой. Люди, страдающие пониженным содержанием соляной кислоты в соке, больше подвергаются опасности заражения, но у них понижено пищеварение. Для людей, страдающих пониженным содержанием соляной кислоты, необходим был чистый желудочный сок.
Ученик 3-го уровня делает сообщение "Охота за чистым желудочным соком" (об опытах И.П. Павлова).
После сообщения учитель предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как происходит рефлекторное отделение желудочного сока?
- Приведите примеры условного сокоотделительного рефлекса.
- Что такое гуморальное влияние?
Учитель подчеркивает, что отделение желудочного сока происходит не только под влиянием нервной регуляции, но и гуморальной. На желудочные железы действуют всосавшиеся в кровь пищевые вещества и продукты их расщепления (глюкоза, аминокислоты), образующиеся при пищеварении.
Затем учащиеся 2-го уровня делают небольшие сообщения о вреде никотина и алкоголя на пищеварение в желудке.
Задание на дом.
Уровень 1. Изучить *30. Ответить на четыре вопроса из шести по выбору, обозначенных значком "?".
Уровень 2. Изучить *30. Ответить на вопросы:
-
объяснить, почему для
-
чем объясняется образование
различного количества
-
почему не перевариваются
Уровень 3.
1. Составить план к *30.
2. Провести поисковую работу "Печень спасет организм".
Четвертый урок
Учитель
перед ребятами ставит цель: раскрыть
процесс пищеварения в
Урок начинался с усвоения нового материала. Всем было дано самостоятельное задание:
- прочитать текст учебника "Пищеварение в тонкой кишке";
-
поработать с рисунками к
- ответить на вопросы:
1. Какие изменения происходят с питательными веществами в двенадцатиперстной кишке?
2.
Какие конечные продукты
3. Протоки каких желез впадают в двенадцатиперстную кишку?
4.
Какую роль в процессе
Учитель дополняет ответ ученика.
5.
Какое значение печени в
По этому вопросу делает сообщение ученик из уровня 3.
6. Каково влияние кишечного сока на питательные вещества?
Учитель акцентирует внимание на то, что процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех последовательных этапов:
Полостное пищеварение, пристеночное и всасывание.
7. Почему у травоядных животных хорошо развит аппендикс, а у человека нет?
8. Какие процессы происходят в толстой кишке?
После работы с учебником и ответов на вопросы ученики сами делают выводы о значении пищеварения в кишечнике, о роли поджелудочной железы и печени. Затем учитель дает задание на дом:
Прочитать *31.
Заполнить
таблицу "Пищеварение в
После комментирования домашнего задания учитель проводит разноуровневую самостоятельную работу.
Пятый урок
Учитель называет цели урока:
-
оказание первой помощи при
желудочно-кишечных
-
соблюдение правил личной
Переходя к новой теме, учитель предлагает учащимся дома самостоятельно поработать с текстом учебника *32 и, пользуясь учебником, составить и заполнить таблицы.
Уровень 1.
Заполните таблицу "Глистные и желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение".
Уровень 2.
Заполните таблицу "Глистные и желудочно-кишечные заболевания и их предупреждение".
Уровень 3.
Заполнить таблицу "Правила гигиены питания".
Этим ребятам дается также поисковая работа по теме "Обмен веществ".
Затем учитель проводит самостоятельную проверочную работу по теме (аналогичную теме "Дыхание") и ее анализ.
Анализ таблицы показывает, что средний балл за самостоятельную проверочную работу в классе повысился с 3,6 до 3,9 балла.
Значительно
повысился и показатель качества знаний.
Если вначале в классе качество знаний
равнялось 84%, то в последующем качество
знаний равно 100%.
Список
использованных источников
1. Журнал «Біялогія: праблемы выкладання”, № 1, 2010 г.
2. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., С.В. Чубаро // Методика обучения биологии, 2010 г.
3.
И.М. Яковлев «Методика и
4. Журнал «Биология в школе», 1986 – 2005.
5.
Н.А. Короткая «Основы
6. В. А. Криксуттова "Экология", М., 2001