Контрольная работа по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей

Содержание

1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3

2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12

Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

биология.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     1. Экологическая направленность в  организации практической деятельности  учащихся по изучению и сохранению  животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3

     2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12

     Список  использованных источников……………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси 

     Довольно  долго экологическому воспитанию не уделялось должного внимания. В последние годы школа сделала решительный поворот к измененною сложившегося положения.

     Сегодня созданы предпосылки для развития системы непрерывного экологического образования и воспитания. Многие образовательные учреждения разных видов (школы, гимназии, лицеи и др.) уже включили в свои учебные планы учебные предметы экологического направления. Однако статус образовательной области "экология" еще не утвердился, в большинстве школ занятия по экологии проводятся в форме факультатива или предмета по выбору. Невелик также престиж школьного экологического образования. Термин "экологическое образование и воспитание" был принят в нашей стране в результате расширения целей и задач педагогической деятельности.

     В 1991 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждена республиканская программа по образованию в области охраны окружающей среды на 1991-1995 г., разработанная Министерством образования совместно с Государственным комитетом по экологии, Белорусским обществом охраны природы и другими заинтересованными организациями, учреждениями и ведомствами. Цель данной программы — научить человека принимать экологически грамотные решения в области природопользования [5,с.10].

     В ноябре 1992 г. проведена Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы экологического образования и воспитания", где обращалось внимание на нерешенные проблемы в области экологического образования, на отсутствие глубокого научного анализа состояния проблемы, на то, что не определен обязательный объем знаний; для разных ступеней обучения, на отсутствие качественных методических разработок.

     "Концепция  образования и воспитания в  Беларуси" (1993 г.) утверждает, что  государственная политика в сфере  образования и воспитания основывается на принципе экологической направленности. Она призывает содействовать осознанию учениками своей роли и места в окружающей среде, воспитанию бережного отношения к природе. Физическое и психическое здоровье нации объявляется главнейшей ценностью и необходимым условием прогрессивного развития общества [5, с.12].

     В 1995 г. на базе Республиканского экологического центра учащихся начата работа по реализации программы поддержки системы  внеклассного образования, которую  финансировал Фонд Сороса. Результатом выполнения проекта будет создание информационного банка данных детских экологических организаций г. Минска (в перспективе - республики), неформального учебно-координационного центра детских экологических организаций г. Минска (в перспективе - республики). В сентябре 1995 г. состоялась II Республиканская конференция: "Экопедагогика: состояние, проблемы, перспективы", на которой обсуждались и определялись пути решения наиболее актуальных проблем экологического образования и воспитания детей. Учитывая то, что сегодня речь идет о создании непрерывного экологического образования, на конференции затрагивались проблемы экологического образования и воспитания всех уровней в системе подготовки кадров. Обсуждались научно-педагогические аспекты экологического образования и воспитания. Конференция выработала конструктивные предложения по решению проблем экологического образования и воспитания в адрес Министерства образования и науки, направленных на повышение статуса экологического образования. [5, с. 15]

     Анализируя практическую деятельность по экологическому воспитанию, можно встретиться с введением в ряде школ обзорных уроков по вопросам охраны природы, факультативных курсов, специальных курсов "Основы экологии" (Н. А. Короткая), которые имеют статус самостоятельного предмета. И. Дзевенская предлагает диффузную модель, по которой элементы экологических знаний включаются во все учебные дисциплины и методы работы но экологическим модулям: наблюдения, опыты, "мозговые атаки", "защиты позиций", "круглые столы", "месячники экологических знаний" и т.д. В некоторых гимназиях Беларуси (так, например, в гимназии №6 г. Витебска) функционирует мастерская "экологический менталитет" как одна из форм глобального образования (Алексашина И. Ю., Виноградова О. Ю.  Джеймс Хадсон (Лондон) предлагает работу за пределами класса, которой руководят центры внеклассной работы. Разноплановые практические дела отдельных учебных заведений, направленные на формирование высокого уровня экологической культуры, излагаются в анализе педагогического опыта.

     Отмечается  также факт, что недавно назрела необходимость в издании новых школьных учебников по биологии с учетом актуальных программных требований — экологизации фактологических знаний. И. А. Бурдина и А. Г. Бурдин указывают на то, что учебник школьной ботаники имеет слабую экологическую ориентацию: не показана глобальная роль водорослей, мхов, бактерий, грибов, лишайников, их роль в круговороте веществ в биосфере. Поэтому ученики не могут объяснить простые явления: "цветение воды", "лишайниковые пустыни" и т.д. Для обеспечения учебного процесса выходят новые учебники и учебные пособия: В. А. Криксуттова "Экология", Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина "Общая экология", С. В. Алексеев "Экология", В. Б. Захаров, В. И. Сивоглазов "Экология современного человека", Л.В.Тарасов "Экология и диалектика" и т.д.

     С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев предлагают концептуальные подходы  к организации экологического центра в образовательной системе школы, методико-дидактическую модель его  функционирования, основные направления опытно-экспериментальной работы, содержание и основные подходы к организации практической деятельности учащихся на базе экологического центра, вариативные программы экологического практикума, варианты материально-технического обеспечения экологического центра и эскизную разработку его оформления/

     Педагогами-новаторами наработан богатейший материал, который  положил начало новому направлению  в экологическом образовании  и воспитании— педагогической технологии. Теория воспитания В. А. Сухомлинского, система обучения В. Ф. Шаталова — оригинальные подходы в педагогической деятельности. Только через личные ощущения, переживания человек осознает себя в мире. Это хорошо продемонстрировал в своих экспериментах В.А. Сухомлинский. Безусловно, через теснейшую связь с практической деятельностью, участие в конкретных экологических акциях человек осознает важность этой работы.

     Систематизируя  научную экологическую литературу при ее обзоре и анализе, можно  сформулировать следующие выводы:

     1) экологическое образование и воспитание школьников находятся стадии становления;

     2) существуют отдельные программы,  концептуальные подходы педагогических  коллективов образовательных учреждений  к организации экологического  образования и воспитания;

     3) вскрываются отдельные проблемы экологического образования и воспитания;

     4) излагаются методологические и  научно-методические подходы к  организации образования и воспитания  в области охраны окружающей  среды;

     5) предлагается богатейший педагогический  опыт в области методики и  инновационных педагогических технологий экологического образования и воспитания;

     6) рассматриваются варианты экологического  образования и воспитания при  изучении отдельных предметов  образовательных учреждений;

     7) отмечается обширная и разнонаправленная  практическая деятельность педагогов по внедрению экологических знаний и воспитанию экологической культуры;

     8) имеется богатейший опыт природоохранной  деятельности учеников в ряде  коллективов школ, училищ, вузов.

     Таким образом, по мнению педагогов-новаторов, педагогов-практиков, ученых, педагогов-исследователей, на данном этапе возможно эффективное экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование высокой экологической культуры учеников, способных принимать оптимальные решения по отношению к природе и обществу, быть ответственными за сохранение жизни на Земле.

     Система экологического образования  и воспитания: сущность, принципы, цель, задачи, формы, методы.

       Образование и воспитание школьников  в области окружающей среды  является в настоящее время  одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей

     Экологического  образования и воспитания - это  специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный  педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности [5]. Таким образом, основной целью экологического образования и воспитания является формирование экологической культуры школьников. Цель экологического образования и воспитания обуславливает следующие актуальные задачи:

     - усвоение ведущих идей, основных  понятий и научных фактов, на  основе которых определяется  оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека;

     - понимание многосторонней ценности  природы как источника материального  и духовного развития общества;

     - овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками  рационального природопользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

     - выработка умений предвидеть  возможные последствия своей  деятельности в природе;

     - формирование понятия о взаимосвязях  в природе;

     - развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

     - формирование стремления к активной  деятельности по улучшению и  сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.[5, c. 3].

     При этом под экологической культурой понимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

     - интерес к природе;

     - знания о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на природу;

     - чувства эстетические и нравственные;

     - позитивная деятельность и поведение  в природе;

     - мотивы деятельности в природе  гуманистические, познавательные, эстетические, санитарно-гигиенические, утилитарные и др.

     Принципы  организации экологического воспитания:

     1. Процесс формирования ответственного  отношения к природе является  составной частью общей системы  воспитания, актуальным ее направлением. 2. Процесс формирования экологической  культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

     3. В основе формирования бережного  отношения к природе лежит  единство интеллектуального, эмоционального  восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.

Информация о работе Контрольная работа по "Биологии"