Контрольная работа по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей

Содержание

1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3

2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12

Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

биология.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     Рогожников  О.Н., Вараксина Л.М. Поурочный тематический и промежуточный контроль учебных достижений учащихся на уроках зоологии. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.

     Рогожников  О.Н., Пекарчик М.А. Задания для текущего контроля по биологии. 9 класс: пособие для учителей биологии общеобразовательных учреждений. – Мн.: Сэр-Вит, 2003.

     Солодовникова И.И. Тесты по биологии. 9 класс. –  Мн.: Сэр-Вит, 2002.

     Солтан  Т.Н. Тесты по биологии. Растения. –  Мн.: Издательский центр БГУ, 2003.

     Шалапенок Е.С. и др. Хрестоматия по зоологии. – Мн.: Народная асвета, 2004.

     Структура учебника: 
 
 
 

 

     

     Календарно-тематическое планирование курса  «Биология-9» (базовый  уровень) 

№ п\п Наименование  темы, урока Кол-во часов Формируемые и развиваемые  понятия Опорные знания Лабораторные работы, практические работы, демонстрации Контроль  знаний Примечания
  Место человека в природе 1          
1 Место человека в природе   Медицина, гигиена, анатомия, физиология, психология, рудименты, атавизмы Классификация животных (Биология-8, § 2)   Поурочный  
§ 1, 2
  Общий обзор организма  человека 3          
1 Строение клетки 1 Плазматическая  мембрана, цитоплазма, органоиды, ядро Клетка растений

(Биология-7, § 2)

  Поурочный  
§ 3
2 Свойства клетки. Внутренняя среда организма 1 Обмен веществ, раздражимость, возбудимость, митоз, амитоз, мейоз, внутренняя среда организма, гомеостаз Жизнедеятельность раст. клетки (Биология-7, § 3, 5)   Поурочный  
§ 3
3 Ткани, органы, системы органов. Организм – единое целое 1 Типы тканей, органы, системы органов, аппараты органов, организм Растительные  ткани (Биология-7, § 4) Демонстрация  микропрепаратов разных типов тканей, видеоматериалов Поурочный  
§ 4
  Регуляция функций в организме 1          
1 Понятие о регуляции, принципы регуляции 1 Гуморальная, нервная  регуляция, нейрогуморальная регуляция, саморегуляция     Поурочный  
§ 5
  Эндокринная система 2          
1 Железы внутренней секреции 1 Эндокринные железы, гормоны, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа   Демонстрация  таблиц, видеоматериалов Поурочный  
§ 6
2 Обобщающий  урок по темам «Общий обзор организма  человека», «Регуляция функций в организме» 1       «Организм –  единое целое» (тематический контроль)  
§ 1–6
  НЕРВНАЯ СИСТЕМА 5          
1 Роль нервной  системы в деятельности организма. Строение и принцип работы нервной системы 1 Нервное волокно, нерв, рефлекс, рефлекторная дуга Нервная система рефлекс (Биология-8, § 6, 32) Видеоматериалы, показывающие формирование и торможение рефлексов Поурочный  
§ 7
2 Строение спинного мозга и его функции 1 Спинной мозг, рога спинного мозга, спинномозговые нервы Нервная система  млекопитающих

(Биология-8, § 47)

Табл. «Спинной мозг» Поурочный  
§ 8
3 Строение и  функции продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга 1 Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, гипоталамус Нервная система, эволюция головного мозга (Биология-8, § 47) Табл. «Головной  мозг», муляжи головного мозга Поурочный  
§ 8, 9
4 Особенности организации  коры больших полушарий. Значение коры больших полушарий 1 Кора больших полушарий, доли коры, зоны коры. Нервная система, поведение животных (Биология-8, § 49, с. 209) Табл. «Головной  мозг», муляжи головного мозга Поурочный  
§ 10
5 Общий план строения автономной нервной системы 1 Автономная  нервная система, симпатический отдел, парасимпатический отдел     «Нервная система» (тематический контроль)  
§ 11
  ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 3+1          
1 Опорно-двигательная система, её активные и пассивные части, функции.

Костная система. Виды костей. Соединение костей

1 Трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости, надкостница. Неподвижные, подвижные, полуподвижные соединения, шов, суставы Эволюция скелета  позвоночных (Биология-8, § 29, 30, 35, 38, 41, 46) Демонстрация  длинных, коротких, трубчатых, губчатых костей; декальцинированной и прокалённой костей; распилов костей; муляжей, таблиц Поурочный  
§ 12
2 Отделы скелета  человека. Первая помощь при вывихах и переломах 1 Мозговой и  лицевой отделы черепа; позвоночный столб; грудная клетка; пояса конечностей; верхние и нижние конечности; таз; вывих; переломы закрытые и открытые Эволюция скелета  позвоночных Демонстрация  таблиц и муляжей скелета, черепа Поурочный  
§ 13
3 Мышечная система. Функции и строение мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровья 1 Статическая и динамическая работа, утомление, активный и пассивный отдых Формирование, торможение рефлексов (Биология-9, § 7) Видеоматериал, показывающий работу мышц «Опорно-двигательная система» (тематический контроль)  
§ 14, 15
4 Контрольная работа № 1 1       Промежуточный 1 ч (резервное вр.)
  Внутренняя  среда организма. Кровь 3          
1 Кровь как компонент  внутренней среды организма, её функции. Плазма крови. Характеристика эритроцитов. Гемоглобин, его функции 1 Внутренняя  среда организма, эритроциты, гемоглобин, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент Клетки крови  лягушки («Человек и мир». 6 класс, § 4) Лаб. раб. № 1 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки».

Демонстрация  видеоматериалов о внутренней среде организма

Поурочный, проверка и оценка лабораторной работы  
§ 16
2 Тромбоциты, свёртывание  крови. Лейкоциты, фагоцитоз 1 Тромбоциты, тромбин, фибрин, тромб, лейкоциты, фагоцитоз   Демонстрация  видеоматериалов по теме «Функции форменных элементов крови» Поурочный  
§ 17
3 Иммунная система. Виды иммунитета. Аллергия (аллергены) 1 Иммунитет, инфекционные заболевания, воспалительный процесс, антитела, антиген, вакцина, сыворотка, аллергия     Поурочный  
§ 18
  Сердечно-сосудистая система 4          
1 Сердце, его  строение. Сердечный цикл. Показатели, характеризующие деятельность сердца. Регуляция работы сердца 1 Створчатые, полулунные клапаны.

Сердечный цикл, систола, диастола, автоматия

Строение сердца млекопитающих (Биология-8, § 47) Демонстрация  муляжа сердца Поурочный  
§ 19
2 Строение и  функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая система: строение, функции. Образование лимфы 1 Артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система. Лимфатические узлы Кровеносная система  млекопитающих (Биология-8, § 47)   Поурочный  
§ 20
3 Движение крови  по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Регуляция кровообращения 1 Пульс. Систолическое и диастолическое давление, сосудодвигательный центр   Практ. раб. «Подсчёт пульса в состоянии покоя и  после физической нагрузки. Измерение кровяного давления. Эффективность саморегуляции сердечной деятельности» Поурочный  
§ 21
4 Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях 1 Внешнее, внутреннее кровотечения, артериальное, венозное, носовое кровотечения   Демонстрация: оказание первой помощи при кровотечениях «Кровь, кровообращение» (тематический контроль)  
§ 22
 

Дыхательная система

2+1          
1 Значение дыхания, его основные этапы. Строение и функции  дыхательных путей. Строение лёгких. Речевой аппарат. Частота и глубина дыхания. Жизненная ёмкость лёгких 1 Воздухоносные пути, гортань, голосовые связки, трахея, бронхи, альвеолы, диафрагма, жизненная ёмкость лёгких Дыхательная система  млекопитающих (Биология-8, § 47) Демонстрация  видеоматериалов, муляжей органов  дыхания Поурочный  
§ 23, 24
2 Газообмен в  лёгких. Газообмен в тканях. Дыхательный  центр. Нервная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Гигиена дыхания: вредное влияние никотина на дыхательную систему. Воздушно-капельные инфекции 2 Дыхательный центр, носовое дыхание, воздушно-капельные инфекции, флюорография, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца   Практ. работа «Функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха». Освоение приёмов искусственного дыхания. Знакомство с техникой непрямого массажа сердца Поурочный  
§ 24, 25 
 

1 ч из резерва

3

Контрольная работа № 2

        Промежуточный  
  Пищеварительная система 4          
1. Значение питания. Пищеварительные ферменты, их значение и свойства. Строение пищеварительной системы 1 Пищеварение, ферменты, гидролиз, кариес Отделы пищеварительной системы, дифференциация зубов у млекопитающих (Биология-8, § 47) Таблицы «Пищеварительная система» Поурочный  
§ 26
2 Пищеварительные процессы в ротовой полости. Глотание. Пищеварение в желудке и кишечнике. Роль желёз в пищеварении 1 Амилаза, мальтаза, химус, пепсин, мембранное пищеварение Полостное пищеварение, слепая кишка Лаб. раб. № 2 «Створаживание молока желудочным соком» Поурочный  
§ 27
3 Всасывание. Нейрогуморальная регуляция пищеварительных процессов 2 Всасывание, ворсинки, микроворсинки, аппетит, центр слюноотделения Осмос, диффузия  (Физика-9). Нервная и гуморальная регуляция, рефлекс (Биология-9, § 5) Демонстрация  видеоматериалов Поурочный  
§ 27, 28
Основы  рационального питания. Нормы питания. Режим питания Пищевые отравления и их предупреждение Пищевые отравления, энергетическая ценность продуктов, расход энергии, нормы питания, рацион Паразиты человека (Биология-8, § 10–13). Болезнетворные бактерии (Природоведение-6, § 39) Демонстрация  таблиц «Энергетическая ценность продуктов питания» Поурочный  
§ 29
  Обмен веществ и энергии 3          
1 Обмен веществ  как необходимое условие жизни. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Образование тепла в организме. Обмен органических веществ, воды и минеральных веществ. Регуляция обмена веществ 1 Пластический  и энергетический обмен, аминокислоты, водный баланс, регуляция обмена веществ Жизнедеятельность клетки (Биология-7, § 3) Демонстрация  видеоматериалов Поурочный  
§ 30
2 Витамины. Их роль в обмене веществ. Водо- и жирорастворимые витамины. Витамины А, В, С, Д. Недостаток витаминов в пище 1 Авитаминоз, гиперавитаминоз, жирорастворимые и водорастворимые витамины, родопсин, цинга, рахит Человек-часть  природы (Природоведение-6, § 27) Демонстрация  таблиц «Витамины» Поурочный  
§ 31
3 Обобщающий  урок по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» 1       «Пищеварение. Обмен веществ» (тематический контроль)  
§ 26–31
  Выделительная система  2          
1 Мочевыделительная система. Строение и функции почек 1 Почки, нефрон, фильтрация, первичная моча, реабсорбция, вторичная моча Органы выделения  животных (Биология-8, §9, 10, 12, 14, 17, 19, 22, 25, 31, 36, 39, 47) Демонстрация  таблиц, муляжей, видеоматериалов «Органы выделения» Поурочный  
§ 32
2 Регуляция деятельности почек. Мочевыделение. Значение выделения продуктов обмена веществ в поддержании гомеостаза внутренней среды. Гигиена почек   Способы профилактики заболеваний органов мочевыделительной системы Нейрогуморальная  регуляция (Биология-9, § 5, 6) Демонстрация видеоматериалов Поурочный  
§ 32
  Покровная система. Кожа 2          
1 Строение кожи. Функции кожи. Роль кожи в поддержании  температурного гомеостаза 1 Эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, меланин Покровы млекопитающих (Биология-8, § 46) Демонстрация таблиц, слайдов Поурочный  
§ 33
2 Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Роль закаливания  в укреплении здоровья человека. Закаливание воздухом и водой 1 Потовые, сальные  железы, терморегуляция   Ознакомление  с приёмами доврачебной помощи при ожогах и обморожениях «Выделение. Кожа» (тематический контроль)  
§ 34, 35
  Репродуктивная  система.

Индивидуальное  развитие

4          
1 Понятие о репродукции  и индивидуальном развитии человека. Репродуктивные органы 1 Репродукция, репродуктивные органы, андрогены, эстрогены, яички, овуляция Размножение и  развитие млекопитающих (Биология-8, § 47) Демонстрация  видеоматериалов, таблиц Поурочный  
§ 36
2 Оплодотворение. Беременность. Роды. Развитие ребёнка  после рождения 1 Беременность, плацента, роды   Демонстрация видеоматериалов по разделу Поурочный  
§ 36, 37
3 Половое созревание. Планирование семьи 1 Менструация, поллюция, контрацепция     Поурочный § 38
4 Факторы риска  возникновения  заболеваний, передающихся половым путём. Профилактика вредных привычек. Профилактика СПИДа 1 Трихомоноз, сифилис, гонорея, СПИД, наркотические и токсические вещества Гигиена нервной системы (Биология-9, § 11) Демонстрация  видеоматериалов Поурочный  
§ 39, 40
  Сенсорные системы 4          
1 Значение сенсорных  систем. Зрительная сенсорная система 1 Анализатор, сенсорная система, сетчатка, колбочки, палочки, хрусталик Органы зрения животных (Биология-8) Демонстрация  таблиц, муляжей Поурочный  
§ 41
2 Дальнозоркость, близорукость, коррекция зрения. Гигиена  зрения, первая помощь при повреждении глаз 1 Близорукость, дальнозоркость, косоглазие, конъюнктивит   Демонстрация  таблиц Поурочный  
§ 42
3 Слуховая сенсорная  система, строение и функции. Вестибулярный  аппарат 1 Волосковые  клетки, полукружные каналы, преддверие, улитка, отолитовая мембрана Органы слуха  животных  (Биология-8) Демонстрация  таблиц, муляжей Поурочный  
§ 43
4 Сенсорные системы  вкуса и обоняния. Обобщение знаний по темам «Репродуктивная система. Сенсорные системы» 1 Вкусовые почки, обонятельные рецепторы Нейрогуморальная  регуляция (Биология-9, § 5, 6) Демонстрация  таблиц, муляжей «Индивидуальное развитие. Сенсорные системы» (тематический контроль)  
§ 36–44
  Поведение и психика 3          
1 Понятие о психике  и поведении человека. Рефлекторный характер психики 1 Поведение, доминанта, психика, условные и безусловные рефлексы, торможение Нервная система (Биология-9,

§ 7, 10, 11)

Демонстрация  видеоматериалов Поурочный  
§ 45
2 Сон и его  значение. Сновидения. Гигиена сна 1 Медленный и  быстрый сон, сновидения     Поурочный § 46
3 Деятельность мозга и психические функции 1 Сознание, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь     Поурочный  
§ 47
4 Контрольная работа № 3         Итоговый  

 

 

     Более подробно рассмотрим элементы этой методики в изучении темы "Пищеварение". Содержание темы рекомендуется изучать в такой последовательности:

     1-й  урок - Питание и пищеварение.  Строение и функции пищеварительной  системы.

     2-й  урок - Пищеварение в ротовой полости.

     3-й  урок - Пищеварение в желудке.

     4-й  урок - Пищеварение в кишечнике.

     5-й  урок - Гигиенические условия нормального  пищеварения.

     При разноуровневом подходе к обучению ученики поделены на группы внутри класса: 1-й уровень - низкий, 2-й уровень - средний, 3-й уровень - высокий.

     Внутри  классов лучше использовать групповой  метод работы. В групповой работе делят учеников на две категории  по способу работы:

     1) работа с относительно слабыми  группами;

     2) работа с нестабильными группами, то есть в случае каждого способа работы можно создать группы различного состава.

     Первый  способ в организационном отношении  более удобен для учителя и  экономичен во времени, поскольку каждый ученик знает, в какую группу он входит. Учитель должен только назвать номер  группы и дать задание.

     Второй  способ не так удобен в организационном  отношении и требует больше времени. Отдельные учащиеся могут не входить  ни в какие группы и работать индивидуально. В классе есть дети очень способные, и эти особенности необходимо учитывать.

     Первый урок

     На  первом этапе обучения при изучении нового материала перед учащимися  всех уровней ставился проблемный вопрос:

     - Почему пища и вода - источники  веществ, необходимых для жизнедеятельности  организма?

     Ученики первого уровня самостоятельно эту  проблему решить не смогли. Учитель провел с ними беседу о значении пищи как строительном материале и источнике энергии. Учащиеся среднего уровня отвечали более уверенно и правильно, а ученики высокого уровня на поставленный вопрос отвечали без помощи учителя, используя при этом знания из физики. При изучении строения и функций пищеварительной системы учащимся первого уровня были даны задания:

     1) прочитать вторую часть §28 "Строение органов пищеварения";

     2) выписать в тетрадь ответы  на вопросы:

     а) из каких отделов состоит пищеварительный канал?

     б) какими слоями образована стенка пищеварительного канала?

     в) какие железы, расположенные за пределами  пищеварительного каналы, выделяют сок в его полость?

     г) каково значение ферментов?

     В это время учащиеся второго уровня по просьбе учителя заполняли таблицу с помощью учебника.

     Органы  пищеварения и их функции.

     (Для  закрепления).

     Сильные ученики трудились над проблемными  вопросами и поисковой работой  о жизни И.П.Павлова.

     1. Почему к числу необходимых  условий использования пищи организмом относят ее механическую переработку и химическое расщепление?

     2. Существует ли связь между  пищеварением и кровообращением?

     3. Каковы методы изучения пищеварения?

     Для закрепления материала учащиеся отвечали на вопросы, поставленные учителем.

     1-й уровень:

     1. Какое значение для организма  имеет пища?

     2. Какие органы относятся к пищеварительной  системе?

     3. Какие продукты растительного  происхождения богаты белками?

     2-й  уровень:

     1. Каковы основные функции органов  пищеварения?

     2. Какие органические и неорганические соединения организм получает с пищей?

     3. Какое различие между питанием  и пищеварением?

     3-й  уровень:

     1. Каковы основные ткани, образующие  стенки пищеварительного канала?

     2. Какую методику использовал И.П.Павлов  для изучения пищеварительной  системы?

     3. Каково значение ферментов?

     Домашнее задание тоже дифференцируется:

     Уровень 1: прочитать *28 и ответить на вопросы к нему.

     Уровень 2: составить план к *28 и подготовить сообщение:

     И.П.Павлов - великий русский ученый всемирного признания.

     Уровень 3: проследить эволюционное развитие пищеварительной системы позвоночных по материалам курса "Биология" (животные) и сравнить пищеварительную систему млекопитающих и человека.

     Поисковая работа - значение работ И.П.Павлова  по физиологии пищеварения.

     Второй урок

     При повторении предыдущего материала  учащиеся 1-го уровня отвечали устно  на вопросы к *28.

     Учащиеся 2-го уровня работали письменно по двум вариантам:

     1-й  вариант - воспроизвести таблицу  "Органы пищеварения и их  функции".

     2-й  вариант - на "немом" рисунке пищеварительной системы сделать обозначения и описать строение и функции.

     Учащиеся 3-го уровня работали также письменно:

     1-й  вариант - описать эволюционное  развитие пищеварительной системы.

     2-й  вариант - значение работ И.П.  Павлова по физиологии животных. Для общих оценок знаний использовался самоконтроль учащихся.

     При объяснении новой темы были поставлены следующие задачи: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, регуляцию  этих процессов; объяснить строение зубов и меры, необходимые для профилактики их болезней; показать влияние никотина на пищеварение в ротовой полости.

     При объяснении использовались таблицы "Схемы  строения органов пищеварения", "Зубы", накрахмаленный сухой бинт; чашка  Петри со слабым раствором йода; спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.

     Материал  объяснял учитель с привлечением учащихся всех уровней.

     1. Назовите органы ротовой полости.

     2. Какое значение имеют зубы?

     3. С помощью рисунка учебника  сравните клыки, резцы и коренные  зубы.

     4. В чем видна связь строения и формы зубов с их функциями?

     5. Почему надо беречь зубы и  как за ними ухаживать?

     6. Объяснение учителя о фистульной  методике И.П.Павлова и ее значение.

     7. Что такое рефлексы?

     8. Чем безусловные и условные  рефлексы отличаются друг от друга?

     9. Безусловные и условные слюноотделительные  рефлексы.

     10. Как никотин влияет на активность  ферментов слюны?

     11. Как происходит глотание?

     12. Выполнение лабораторной работы "Действие ферментов слюны  на крахмал".

     Цель  работы: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.

       Домашнее задание 

     Уровень 1. Прочитать *29 и ответить на вопросы к нему.

     Уровень 2. Работая с текстом *29, заполнить таблицу.

       Виды зубов и их функции

     Уровень 3. Изучить *29 и в тетради нарисовать схему безусловного слюноотделительного рефлекса.

     Третий урок

     Урок  начинается с анализа лабораторной работы и выставления оценок в  журнал. Затем проверяются знания по карточкам с учетом уровня знаний всех учащихся.

     При объяснении новой темы учитель перед  учащимися поставил цели:

     - выяснить процесс пищеварения  в желудке;

     - обратить внимание на нервную  и ... регуляцию отделения желудочного  сока.

     Учитель, объясняя новую тему, обращался к  учащимся с вопросами.

     1. Куда пища попадает из пищевода?

     Учитель подчеркивает, что проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе стенок. При неизлечимых повреждениях пищевода его можно заменить; его функцию может выполнять часть кишки вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 году русский хирург П.А.Герцен, внук знаменитого революционера-демократа А.И.Герцена.

Информация о работе Контрольная работа по "Биологии"