Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей
1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3
2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12
Список использованных источников……………………………………….37
Рогожников О.Н., Вараксина Л.М. Поурочный тематический и промежуточный контроль учебных достижений учащихся на уроках зоологии. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.
Рогожников О.Н., Пекарчик М.А. Задания для текущего контроля по биологии. 9 класс: пособие для учителей биологии общеобразовательных учреждений. – Мн.: Сэр-Вит, 2003.
Солодовникова И.И. Тесты по биологии. 9 класс. – Мн.: Сэр-Вит, 2002.
Солтан Т.Н. Тесты по биологии. Растения. – Мн.: Издательский центр БГУ, 2003.
Шалапенок Е.С. и др. Хрестоматия по зоологии. – Мн.: Народная асвета, 2004.
Структура
учебника:
Календарно-тематическое
планирование курса
«Биология-9» (базовый
уровень)
№ п\п | Наименование темы, урока | Кол-во часов | Формируемые и развиваемые понятия | Опорные знания | Лабораторные работы, практические работы, демонстрации | Контроль знаний | Примечания |
Место человека в природе | 1 | ||||||
1 | Место человека в природе | Медицина, гигиена, анатомия, физиология, психология, рудименты, атавизмы | Классификация животных (Биология-8, § 2) | Поурочный | § 1, 2 | ||
Общий обзор организма человека | 3 | ||||||
1 | Строение клетки | 1 | Плазматическая мембрана, цитоплазма, органоиды, ядро | Клетка растений
(Биология-7, § 2) |
Поурочный | § 3 | |
2 | Свойства клетки. Внутренняя среда организма | 1 | Обмен веществ, раздражимость, возбудимость, митоз, амитоз, мейоз, внутренняя среда организма, гомеостаз | Жизнедеятельность раст. клетки (Биология-7, § 3, 5) | Поурочный | § 3 | |
3 | Ткани, органы, системы органов. Организм – единое целое | 1 | Типы тканей, органы, системы органов, аппараты органов, организм | Растительные ткани (Биология-7, § 4) | Демонстрация микропрепаратов разных типов тканей, видеоматериалов | Поурочный | § 4 |
Регуляция функций в организме | 1 | ||||||
1 | Понятие о регуляции, принципы регуляции | 1 | Гуморальная, нервная регуляция, нейрогуморальная регуляция, саморегуляция | Поурочный | § 5 | ||
Эндокринная система | 2 | ||||||
1 | Железы внутренней секреции | 1 | Эндокринные железы, гормоны, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа | Демонстрация таблиц, видеоматериалов | Поурочный | § 6 | |
2 | Обобщающий урок по темам «Общий обзор организма человека», «Регуляция функций в организме» | 1 | «Организм – единое целое» (тематический контроль) | § 1–6 | |||
НЕРВНАЯ СИСТЕМА | 5 | ||||||
1 | Роль нервной системы в деятельности организма. Строение и принцип работы нервной системы | 1 | Нервное волокно, нерв, рефлекс, рефлекторная дуга | Нервная система рефлекс (Биология-8, § 6, 32) | Видеоматериалы, показывающие формирование и торможение рефлексов | Поурочный | § 7 |
2 | Строение спинного мозга и его функции | 1 | Спинной мозг, рога спинного мозга, спинномозговые нервы | Нервная система
млекопитающих
(Биология-8, § 47) |
Табл. «Спинной мозг» | Поурочный | § 8 |
3 | Строение и функции продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего и промежуточного мозга | 1 | Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, гипоталамус | Нервная система, эволюция головного мозга (Биология-8, § 47) | Табл. «Головной мозг», муляжи головного мозга | Поурочный | § 8, 9 |
4 | Особенности организации коры больших полушарий. Значение коры больших полушарий | 1 | Кора больших полушарий, доли коры, зоны коры. | Нервная система, поведение животных (Биология-8, § 49, с. 209) | Табл. «Головной мозг», муляжи головного мозга | Поурочный | § 10 |
5 | Общий план строения автономной нервной системы | 1 | Автономная нервная система, симпатический отдел, парасимпатический отдел | «Нервная система» (тематический контроль) | § 11 | ||
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА | 3+1 | ||||||
1 | Опорно-двигательная
система, её активные и пассивные части,
функции.
Костная система. Виды костей. Соединение костей |
1 | Трубчатые, губчатые, плоские и смешанные кости, надкостница. Неподвижные, подвижные, полуподвижные соединения, шов, суставы | Эволюция скелета позвоночных (Биология-8, § 29, 30, 35, 38, 41, 46) | Демонстрация длинных, коротких, трубчатых, губчатых костей; декальцинированной и прокалённой костей; распилов костей; муляжей, таблиц | Поурочный | § 12 |
2 | Отделы скелета человека. Первая помощь при вывихах и переломах | 1 | Мозговой и лицевой отделы черепа; позвоночный столб; грудная клетка; пояса конечностей; верхние и нижние конечности; таз; вывих; переломы закрытые и открытые | Эволюция скелета позвоночных | Демонстрация таблиц и муляжей скелета, черепа | Поурочный | § 13 |
3 | Мышечная система. Функции и строение мышц. Значение двигательной активности для сохранения здоровья | 1 | Статическая и динамическая работа, утомление, активный и пассивный отдых | Формирование, торможение рефлексов (Биология-9, § 7) | Видеоматериал, показывающий работу мышц | «Опорно-двигательная система» (тематический контроль) | § 14, 15 |
4 | Контрольная работа № 1 | 1 | Промежуточный | 1 ч (резервное вр.) | |||
Внутренняя среда организма. Кровь | 3 | ||||||
1 | Кровь как компонент внутренней среды организма, её функции. Плазма крови. Характеристика эритроцитов. Гемоглобин, его функции | 1 | Внутренняя среда организма, эритроциты, гемоглобин, группы крови, резус-фактор, донор, реципиент | Клетки крови лягушки («Человек и мир». 6 класс, § 4) | Лаб. раб. № 1 «Микроскопическое
строение крови человека и лягушки».
Демонстрация видеоматериалов о внутренней среде организма |
Поурочный, проверка и оценка лабораторной работы | § 16 |
2 | Тромбоциты, свёртывание крови. Лейкоциты, фагоцитоз | 1 | Тромбоциты, тромбин, фибрин, тромб, лейкоциты, фагоцитоз | Демонстрация видеоматериалов по теме «Функции форменных элементов крови» | Поурочный | § 17 | |
3 | Иммунная система. Виды иммунитета. Аллергия (аллергены) | 1 | Иммунитет, инфекционные заболевания, воспалительный процесс, антитела, антиген, вакцина, сыворотка, аллергия | Поурочный | § 18 | ||
Сердечно-сосудистая система | 4 | ||||||
1 | Сердце, его строение. Сердечный цикл. Показатели, характеризующие деятельность сердца. Регуляция работы сердца | 1 | Створчатые, полулунные
клапаны.
Сердечный цикл, систола, диастола, автоматия |
Строение сердца млекопитающих (Биология-8, § 47) | Демонстрация муляжа сердца | Поурочный | § 19 |
2 | Строение и функции кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая система: строение, функции. Образование лимфы | 1 | Артерии, капилляры, вены. Лимфатическая система. Лимфатические узлы | Кровеносная система млекопитающих (Биология-8, § 47) | Поурочный | § 20 | |
3 | Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Регуляция кровообращения | 1 | Пульс. Систолическое и диастолическое давление, сосудодвигательный центр | Практ. раб. «Подсчёт пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки. Измерение кровяного давления. Эффективность саморегуляции сердечной деятельности» | Поурочный | § 21 | |
4 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях | 1 | Внешнее, внутреннее кровотечения, артериальное, венозное, носовое кровотечения | Демонстрация: оказание первой помощи при кровотечениях | «Кровь, кровообращение» (тематический контроль) | § 22 | |
Дыхательная система |
2+1 | ||||||
1 | Значение дыхания, его основные этапы. Строение и функции дыхательных путей. Строение лёгких. Речевой аппарат. Частота и глубина дыхания. Жизненная ёмкость лёгких | 1 | Воздухоносные пути, гортань, голосовые связки, трахея, бронхи, альвеолы, диафрагма, жизненная ёмкость лёгких | Дыхательная система млекопитающих (Биология-8, § 47) | Демонстрация видеоматериалов, муляжей органов дыхания | Поурочный | § 23, 24 |
2 | Газообмен в лёгких. Газообмен в тканях. Дыхательный центр. Нервная регуляция дыхания. Гуморальная регуляция дыхания. Гигиена дыхания: вредное влияние никотина на дыхательную систему. Воздушно-капельные инфекции | 2 | Дыхательный центр, носовое дыхание, воздушно-капельные инфекции, флюорография, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца | Практ. работа «Функциональные пробы с задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха». Освоение приёмов искусственного дыхания. Знакомство с техникой непрямого массажа сердца | Поурочный | § 24, 25 1 ч из резерва | |
3 | Контрольная работа № 2 |
Промежуточный | |||||
Пищеварительная система | 4 | ||||||
1. | Значение питания. Пищеварительные ферменты, их значение и свойства. Строение пищеварительной системы | 1 | Пищеварение, ферменты, гидролиз, кариес | Отделы пищеварительной системы, дифференциация зубов у млекопитающих (Биология-8, § 47) | Таблицы «Пищеварительная система» | Поурочный | § 26 |
2 | Пищеварительные процессы в ротовой полости. Глотание. Пищеварение в желудке и кишечнике. Роль желёз в пищеварении | 1 | Амилаза, мальтаза, химус, пепсин, мембранное пищеварение | Полостное пищеварение, слепая кишка | Лаб. раб. № 2 «Створаживание молока желудочным соком» | Поурочный | § 27 |
3 | Всасывание. Нейрогуморальная
регуляция пищеварительных |
2 | Всасывание, ворсинки, микроворсинки, аппетит, центр слюноотделения | Осмос, диффузия (Физика-9). Нервная и гуморальная регуляция, рефлекс (Биология-9, § 5) | Демонстрация видеоматериалов | Поурочный | § 27, 28 |
Основы рационального питания. Нормы питания. Режим питания Пищевые отравления и их предупреждение | Пищевые отравления, энергетическая ценность продуктов, расход энергии, нормы питания, рацион | Паразиты человека (Биология-8, § 10–13). Болезнетворные бактерии (Природоведение-6, § 39) | Демонстрация таблиц «Энергетическая ценность продуктов питания» | Поурочный | § 29 | ||
Обмен веществ и энергии | 3 | ||||||
1 | Обмен веществ как необходимое условие жизни. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Образование тепла в организме. Обмен органических веществ, воды и минеральных веществ. Регуляция обмена веществ | 1 | Пластический и энергетический обмен, аминокислоты, водный баланс, регуляция обмена веществ | Жизнедеятельность клетки (Биология-7, § 3) | Демонстрация видеоматериалов | Поурочный | § 30 |
2 | Витамины. Их роль в обмене веществ. Водо- и жирорастворимые витамины. Витамины А, В, С, Д. Недостаток витаминов в пище | 1 | Авитаминоз, гиперавитаминоз, жирорастворимые и водорастворимые витамины, родопсин, цинга, рахит | Человек-часть природы (Природоведение-6, § 27) | Демонстрация таблиц «Витамины» | Поурочный | § 31 |
3 | Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система. Обмен веществ и энергии» | 1 | «Пищеварение. Обмен веществ» (тематический контроль) | § 26–31 | |||
Выделительная система | 2 | ||||||
1 | Мочевыделительная система. Строение и функции почек | 1 | Почки, нефрон, фильтрация, первичная моча, реабсорбция, вторичная моча | Органы выделения животных (Биология-8, §9, 10, 12, 14, 17, 19, 22, 25, 31, 36, 39, 47) | Демонстрация таблиц, муляжей, видеоматериалов «Органы выделения» | Поурочный | § 32 |
2 | Регуляция деятельности почек. Мочевыделение. Значение выделения продуктов обмена веществ в поддержании гомеостаза внутренней среды. Гигиена почек | Способы профилактики заболеваний органов мочевыделительной системы | Нейрогуморальная регуляция (Биология-9, § 5, 6) | Демонстрация видеоматериалов | Поурочный | § 32 | |
Покровная система. Кожа | 2 | ||||||
1 | Строение кожи. Функции кожи. Роль кожи в поддержании температурного гомеостаза | 1 | Эпидермис, дерма, подкожная жировая клетчатка, меланин | Покровы млекопитающих (Биология-8, § 46) | Демонстрация таблиц, слайдов | Поурочный | § 33 |
2 | Гигиена кожи. Первая помощь при повреждениях. Роль закаливания в укреплении здоровья человека. Закаливание воздухом и водой | 1 | Потовые, сальные железы, терморегуляция | Ознакомление с приёмами доврачебной помощи при ожогах и обморожениях | «Выделение. Кожа» (тематический контроль) | § 34, 35 | |
Репродуктивная
система.
Индивидуальное развитие |
4 | ||||||
1 | Понятие о репродукции и индивидуальном развитии человека. Репродуктивные органы | 1 | Репродукция, репродуктивные органы, андрогены, эстрогены, яички, овуляция | Размножение и развитие млекопитающих (Биология-8, § 47) | Демонстрация видеоматериалов, таблиц | Поурочный | § 36 |
2 | Оплодотворение. Беременность. Роды. Развитие ребёнка после рождения | 1 | Беременность, плацента, роды | Демонстрация видеоматериалов по разделу | Поурочный | § 36, 37 | |
3 | Половое созревание. Планирование семьи | 1 | Менструация, поллюция, контрацепция | Поурочный | § 38 | ||
4 | Факторы риска возникновения заболеваний, передающихся половым путём. Профилактика вредных привычек. Профилактика СПИДа | 1 | Трихомоноз, сифилис, гонорея, СПИД, наркотические и токсические вещества | Гигиена нервной системы (Биология-9, § 11) | Демонстрация видеоматериалов | Поурочный | § 39, 40 |
Сенсорные системы | 4 | ||||||
1 | Значение сенсорных систем. Зрительная сенсорная система | 1 | Анализатор, сенсорная система, сетчатка, колбочки, палочки, хрусталик | Органы зрения животных (Биология-8) | Демонстрация таблиц, муляжей | Поурочный | § 41 |
2 | Дальнозоркость, близорукость, коррекция зрения. Гигиена зрения, первая помощь при повреждении глаз | 1 | Близорукость, дальнозоркость, косоглазие, конъюнктивит | Демонстрация таблиц | Поурочный | § 42 | |
3 | Слуховая сенсорная система, строение и функции. Вестибулярный аппарат | 1 | Волосковые клетки, полукружные каналы, преддверие, улитка, отолитовая мембрана | Органы слуха животных (Биология-8) | Демонстрация таблиц, муляжей | Поурочный | § 43 |
4 | Сенсорные системы вкуса и обоняния. Обобщение знаний по темам «Репродуктивная система. Сенсорные системы» | 1 | Вкусовые почки, обонятельные рецепторы | Нейрогуморальная регуляция (Биология-9, § 5, 6) | Демонстрация таблиц, муляжей | «Индивидуальное развитие. Сенсорные системы» (тематический контроль) | § 36–44 |
Поведение и психика | 3 | ||||||
1 | Понятие о психике и поведении человека. Рефлекторный характер психики | 1 | Поведение, доминанта, психика, условные и безусловные рефлексы, торможение | Нервная система
(Биология-9,
§ 7, 10, 11) |
Демонстрация видеоматериалов | Поурочный | § 45 |
2 | Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна | 1 | Медленный и быстрый сон, сновидения | Поурочный | § 46 | ||
3 | Деятельность мозга и психические функции | 1 | Сознание, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь | Поурочный | § 47 | ||
4 | Контрольная работа № 3 | Итоговый |
Более подробно рассмотрим элементы этой методики в изучении темы "Пищеварение". Содержание темы рекомендуется изучать в такой последовательности:
1-й
урок - Питание и пищеварение.
Строение и функции
2-й урок - Пищеварение в ротовой полости.
3-й урок - Пищеварение в желудке.
4-й урок - Пищеварение в кишечнике.
5-й
урок - Гигиенические условия
При разноуровневом подходе к обучению ученики поделены на группы внутри класса: 1-й уровень - низкий, 2-й уровень - средний, 3-й уровень - высокий.
Внутри классов лучше использовать групповой метод работы. В групповой работе делят учеников на две категории по способу работы:
1) работа с относительно слабыми группами;
2)
работа с нестабильными
Первый способ в организационном отношении более удобен для учителя и экономичен во времени, поскольку каждый ученик знает, в какую группу он входит. Учитель должен только назвать номер группы и дать задание.
Второй способ не так удобен в организационном отношении и требует больше времени. Отдельные учащиеся могут не входить ни в какие группы и работать индивидуально. В классе есть дети очень способные, и эти особенности необходимо учитывать.
Первый урок
На первом этапе обучения при изучении нового материала перед учащимися всех уровней ставился проблемный вопрос:
-
Почему пища и вода - источники
веществ, необходимых для
Ученики первого уровня самостоятельно эту проблему решить не смогли. Учитель провел с ними беседу о значении пищи как строительном материале и источнике энергии. Учащиеся среднего уровня отвечали более уверенно и правильно, а ученики высокого уровня на поставленный вопрос отвечали без помощи учителя, используя при этом знания из физики. При изучении строения и функций пищеварительной системы учащимся первого уровня были даны задания:
1) прочитать вторую часть §28 "Строение органов пищеварения";
2) выписать в тетрадь ответы на вопросы:
а) из каких отделов состоит пищеварительный канал?
б) какими слоями образована стенка пищеварительного канала?
в) какие железы, расположенные за пределами пищеварительного каналы, выделяют сок в его полость?
г) каково значение ферментов?
В это время учащиеся второго уровня по просьбе учителя заполняли таблицу с помощью учебника.
Органы пищеварения и их функции.
(Для закрепления).
Сильные
ученики трудились над
1. Почему к числу необходимых условий использования пищи организмом относят ее механическую переработку и химическое расщепление?
2.
Существует ли связь между
пищеварением и
3.
Каковы методы изучения
Для закрепления материала учащиеся отвечали на вопросы, поставленные учителем.
1-й уровень:
1. Какое значение для организма имеет пища?
2.
Какие органы относятся к
3. Какие продукты растительного происхождения богаты белками?
2-й уровень:
1.
Каковы основные функции
2.
Какие органические и
3. Какое различие между питанием и пищеварением?
3-й уровень:
1.
Каковы основные ткани,
2.
Какую методику использовал И.
3. Каково значение ферментов?
Домашнее задание тоже дифференцируется:
Уровень 1: прочитать *28 и ответить на вопросы к нему.
Уровень 2: составить план к *28 и подготовить сообщение:
И.П.Павлов - великий русский ученый всемирного признания.
Уровень 3: проследить эволюционное развитие пищеварительной системы позвоночных по материалам курса "Биология" (животные) и сравнить пищеварительную систему млекопитающих и человека.
Поисковая работа - значение работ И.П.Павлова по физиологии пищеварения.
Второй урок
При повторении предыдущего материала учащиеся 1-го уровня отвечали устно на вопросы к *28.
Учащиеся 2-го уровня работали письменно по двум вариантам:
1-й вариант - воспроизвести таблицу "Органы пищеварения и их функции".
2-й вариант - на "немом" рисунке пищеварительной системы сделать обозначения и описать строение и функции.
Учащиеся 3-го уровня работали также письменно:
1-й
вариант - описать эволюционное
развитие пищеварительной
2-й
вариант - значение работ И.П.
Павлова по физиологии
При объяснении новой темы были поставлены следующие задачи: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них, регуляцию этих процессов; объяснить строение зубов и меры, необходимые для профилактики их болезней; показать влияние никотина на пищеварение в ротовой полости.
При объяснении использовались таблицы "Схемы строения органов пищеварения", "Зубы", накрахмаленный сухой бинт; чашка Петри со слабым раствором йода; спички (без головки) с намотанными на конец кусочками ваты.
Материал объяснял учитель с привлечением учащихся всех уровней.
1.
Назовите органы ротовой
2. Какое значение имеют зубы?
3.
С помощью рисунка учебника
сравните клыки, резцы и
4. В чем видна связь строения и формы зубов с их функциями?
5. Почему надо беречь зубы и как за ними ухаживать?
6.
Объяснение учителя о
7. Что такое рефлексы?
8. Чем безусловные и условные рефлексы отличаются друг от друга?
9.
Безусловные и условные
10.
Как никотин влияет на
11. Как происходит глотание?
12. Выполнение лабораторной работы "Действие ферментов слюны на крахмал".
Цель работы: убедиться, что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал.
Домашнее задание
Уровень 1. Прочитать *29 и ответить на вопросы к нему.
Уровень 2. Работая с текстом *29, заполнить таблицу.
Виды зубов и их функции
Уровень 3. Изучить *29 и в тетради нарисовать схему безусловного слюноотделительного рефлекса.
Третий урок
Урок начинается с анализа лабораторной работы и выставления оценок в журнал. Затем проверяются знания по карточкам с учетом уровня знаний всех учащихся.
При объяснении новой темы учитель перед учащимися поставил цели:
- выяснить процесс пищеварения в желудке;
-
обратить внимание на нервную
и ... регуляцию отделения
Учитель, объясняя новую тему, обращался к учащимся с вопросами.
1.
Куда пища попадает из
Учитель подчеркивает, что проталкивание пищи по пищеводу идет при активной работе стенок. При неизлечимых повреждениях пищевода его можно заменить; его функцию может выполнять часть кишки вместо удаленного хирургом пищевода. Впервые такую операцию, завоевавшую мировое признание, сделал в 1907 году русский хирург П.А.Герцен, внук знаменитого революционера-демократа А.И.Герцена.