Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей
1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3
2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12
Список использованных источников……………………………………….37
4.
Процесс формирования
Систему экологического воспитания составляют звенья:
- Экологическое воспитание в семье.
- Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.
- Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)
- Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.
- Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.
- Самообразование и самовоспитание.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:
а) традиционные;
б) активные, инновационные.
Выделяют:
-урок как традиционная форма ( вводные уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).
-специальные уроки (самостоятельная работа учащихся, метод учебных дискуссий, ролевые игры).
-внеклассная
и внешкольная работа (исследовательский
метод, эксперимент, решение
-факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.
-различные виды экскурсий.
-СМИ.
Наиболее
действенным средством
-
по защите природной среды
(подкормка животных; спасание животных,
попавших в беду; борьба с мусором;
изготовление кормушек и
-
по предупреждению дурных
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
-
по сохранению и использованию
эстетических ценностей
Основным
критерием эффективности работы
по формированию экологической культуры
школьников является единство их экологического
сознания и поведения. Поэтому очень
важно укрепить в сознании каждого
школьника понимание того, что человек
принадлежит природе и его долг и обязанность
заботиться о ней.
2.
Анализ содержания программы
и учебника “Человек
и его здоровье” за 9
класс
При изучении биологии в настоящее время наибольшее значение приобретает формирование у учащихся навыков ответственного поведения. Задачи биологического образования – научить детей жить в гармонии с природой, отказаться от потребительской философии и сформировать экоцентрическое мировоззрение. Повышение качества биологического образования предполагает переход от простой передачи сведений, содержащихся в учебнике, к формированию активной жизненной позиции и приобретению навыков и умений, необходимых для жизни в условиях устойчивого развития цивилизации.
Профессиональная компетентность учителя биологии предполагает умение отобрать тот объём фактологического материала учебника, которого достаточно для формирования общебиологических понятий, понимания закономерностей, существующих в живой природе. Современный подход к организации учебно-образовательного процесса предполагает единство его содержательных и деятельностных компонентов. Главные акценты в преподавании биологии должны быть перенесены с воспроизведения учащимися отдельных фактов, определений, признаков живых объектов на приобретение ими навыков применения биологических законов и теорий для объяснения наблюдающихся в природе явлений. С этой целью учитель должен не увеличивать объём изучаемого материала, а повышать уровень его усвоения – от простой репродукции к осознанному применению полученных знаний в знакомых и незнакомых ситуациях. Поэтому в преподавании биологии должна возрастать роль практических работ, занятий по применению знаний, решению биологических задач.
Методика обучения биологии должна нацеливать учащихся на самостоятельный анализ биологических явлений, сравнение биологических объектов и побуждать их к самостоятельному мышлению и решению проблемных задач. На переход от знаниевой к личностно ориентированной модели обучения направлено использование в практике преподавания биологии современных образовательных технологий. Широкое распространение приобретают технологии развития критического мышления, проектного и проблемного обучения, педагогические мастерские. Они позволяют развивать интерес учащихся к предмету и оптимизировать образовательный процесс. Развитию познавательной активности способствуют самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и проведение исследований в природе.
В настоящее время усиливается практическая направленность школьной биологии. Осуществляя допрофильную подготовку, учитель должен показывать значение биологических знаний в деятельности людей разных профессий, проводить работу по ориентации учащихся на биологические и медицинские профессии. На уроках биологии достаточно внимания следует уделять формированию основ здорового образа жизни и экологической грамотности подрастающего поколения.
Изучение биологии направлено на формирование у учащихся единой научной картины мира и осуществляется на основе межпредметных связей и междисциплинарного синтеза знаний. Решению этих задач способствуют проведение интегрированных уроков, актуализация знаний других предметов, опора на общенаучные и общекультурные традиции, ссылки на методы или открытия из смежных наук.
По-прежнему остаётся актуальным обеспечение кабинета биологии микроскопами и микропрепаратами, наглядными средствами обучения, натуральными объектами для проведения лабораторных работ, коллекциями, гербариями. Современные средства обучения предполагают широкое применение при изучении биологии видеоматериалов, мультимедийного сопровождения, компьютерных программ.
В
программе по биологии для средней
школы не предусмотрено выполнение
лабораторных или практических работ
на пришкольном учебно-опытном
Контрольно-оценочная деятельность, соблюдение требований Единого речевого режима учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся проводится в соответствии с «Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по биологии» (журнал «Біялогія: праблемы выкладання». – 2010.). Поурочный контроль имеет воспитательное, корректирующее и стимулирующее значения. Выставленная при поурочном контроле отметка должна носить интегральный характер и отражать результаты учебной деятельности учащегося на данном этапе обучения.
Выставление отметок за четверть осуществляется по результатам тематического, промежуточного контроля, результатам лабораторных, практических работ с учётом преобладающей отметки поурочного контроля. Обращаем внимание педагогов на то, что биология – устный предмет и немалую роль в его преподавании имеет развитие биологической речи учащихся. При определении форм поурочного и тематического контроля предпочтение должно отдаваться устным формам: семинарам, отчётам о выполнении наблюдений или экспериментов, беседам, ответам на вопросы, презентациям выполненных проектов, групповым или игровым формам и т.п. Нецелесообразно сводить тематический контроль только к письменным работам, тестированию, это не может обеспечить многостороннее развитие биологических умений учащихся.
В VII, X, XI классах за год проводится четыре контрольные работы по 45 мин классах и три контрольные работы в VIII и IX классах. Контрольные работы соответствуют промежуточному и итоговому контролю, проводятся письменно и должны включать задания всех пяти уровней усвоения материала. В журнал записываются номер и тема контрольной работы. Например: Кр. р. № 1 «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система. Нервная система». Сроки проведения контрольной работы и её тематика определяются учителем биологии на основе календарно-тематического планирования при согласовании с администрацией учреждения образования. График проведения контрольных работ по всем предметам составляется администрацией школы. По биологии не предусмотрены работа над ошибками и проведение специальных коррекционных уроков.
Проведённые в данном классе контрольные срезы по линии администрации учреждения образования (в том числе итоговые работы за год) засчитываются в общее количество контрольных работ – всего не более четырёх в классах базового уровня изучения биологии и не более шести в классах с повышенным уровнем изучения предмета.
Для развития исследовательских, творческих способностей учащихся и интереса к предмету учитель может предложить учащимся проведение индивидуальных практических и исследовательских работ, в этом случае они оцениваются по усмотрению учителя.
Обучение учащихся правилам безопасного поведения осуществляется в соответствии с требованиями следующего нормативного документа – «Правила безопасности при проведении занятий в кабинетах (лабораториях) биологии учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования», утверждённого приказом Министерства образования Республики Беларусь от 5 февраля 1998 г. № 47.
Согласно требованиям «Единого речевого режима учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования», учащийся должен иметь одну рабочую тетрадь по биологии. Для составления отчётов о выполнении практических и лабораторных работ могут использоваться тетради на печатной основе. Для выполнения контрольных работ вводятся специальные тетради, которые хранятся в школе на протяжении года и выдаются учащимся для выполнения работы. Тематический контроль, если он проводится в письменном виде, оформляется в рабочей тетради или тетради для контрольных работ. Тетради по биологии проверяются у всех учащихся во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого учащегося должна проверяться не менее двух раз в учебную четверть. Контрольные, практические и лабораторные работы проверяются у каждого учащегося в обязательном порядке. Выставляются в журнал отметки по контрольным работам и по обязательным лабораторным и практическим работам.
Для
успешного усвоения значимого для
учащихся материала о строении и
жизнедеятельности организма
Большую помощь учителям для подготовки учащихся к олимпиадам, выпускным и вступительным экзаменам окажут следующие издания:
Богачёва И.В. Применение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках биологии: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Мн.: Сэр-Вит, 2003.
Богачёва И.В. и др. Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения. Биология. 7–11 классы. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.
Богачёва И.В., Голобокова Т.Н. и др. Разноуровневые задания для тематического и промежуточного контроля результатов учебной деятельности учащихся по биологии. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.
Левэ О.И., Андреев В.П. Биология. Подготовка к тестированию. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.