Контрольная работа по "Биологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей

Содержание

1. Экологическая направленность в организации практической деятельности учащихся по изучению и сохранению животного мира Беларуси……………………………………………………………………………...3

2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс……………………………………………………………………………….12

Список использованных источников……………………………………….37

Работа содержит 1 файл

биология.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

     4. Процесс формирования экологической  культуры школьников опирается  на принципы систематичности,  непрерывности, и междисциплинарности  в содержании и организации  экологического образования.

     Систему экологического воспитания составляют звенья:

     - Экологическое воспитание в семье.

     - Экологическое воспитание в дошкольных учреждениях.

     - Экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)

     - Экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях.

     - Экологическое воспитание в лагерях летнего отдыха.

     - Самообразование и самовоспитание.

     Формы, методы и средства организации экологического воспитания различают:

     а) традиционные;

     б) активные, инновационные.

     Выделяют:

     -урок  как традиционная форма ( вводные  уроки, тематические уроки, уроки-лекции, уроки-беседы и другие).

     -специальные  уроки (самостоятельная работа  учащихся, метод учебных дискуссий,  ролевые игры).

     -внеклассная  и внешкольная работа (исследовательский  метод, эксперимент, решение экологических  задач).

     -факультативы, лекции, рассказ, просмотр кинофильмов.

     -различные  виды экскурсий.

     -СМИ.

     Наиболее  действенным средством экологического воспитания является разнообразная  деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

     - по защите природной среды  (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором;  изготовление кормушек и домиков  для птиц, установка табличек  в местах распространения охраняемых растений);

     - по предупреждению дурных поступков  в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и  "голубом" патрулях, рейдах  в природу);

     - по улучшению природной среды  (посадка растений, озеленение склонов,  расчистка леса от сушняка);

     - по пропаганде и разъяснению  идей охраны природы (беседы  с товарищами, родителями, взрослыми,  изготовление плакатов, выпуск стенгазет,  подготовка радиопередач);

     - по сохранению и использованию  эстетических ценностей природы  (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

     Основным  критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их экологического сознания и поведения. Поэтому очень  важно укрепить в сознании каждого  школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность заботиться о ней. 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Анализ содержания программы и учебника “Человек и его здоровье” за 9 класс 

     При изучении биологии в настоящее время наибольшее значение приобретает формирование у учащихся навыков ответственного поведения. Задачи биологического образования – научить детей жить в гармонии с природой, отказаться от потребительской философии и сформировать экоцентрическое мировоззрение. Повышение качества биологического образования предполагает переход от простой передачи сведений, содержащихся в учебнике, к формированию активной жизненной позиции и приобретению навыков и умений, необходимых для жизни в условиях устойчивого развития цивилизации.

     Профессиональная  компетентность учителя биологии предполагает умение отобрать тот объём фактологического материала учебника, которого достаточно для формирования общебиологических понятий, понимания закономерностей, существующих в живой природе. Современный подход к организации учебно-образовательного процесса предполагает единство его содержательных и деятельностных компонентов. Главные акценты в преподавании биологии должны быть перенесены с воспроизведения учащимися отдельных фактов, определений, признаков живых объектов на приобретение ими навыков применения биологических законов и теорий для объяснения наблюдающихся в природе явлений. С этой целью учитель должен не увеличивать объём изучаемого материала, а повышать уровень его усвоения – от простой репродукции к осознанному применению полученных знаний в знакомых и незнакомых ситуациях. Поэтому в преподавании биологии должна возрастать роль практических работ, занятий по применению знаний, решению биологических задач.

     Методика  обучения биологии должна нацеливать учащихся на самостоятельный анализ биологических явлений, сравнение биологических объектов и побуждать их к самостоятельному мышлению и решению проблемных задач. На переход от знаниевой к личностно ориентированной модели обучения направлено использование в практике преподавания биологии современных образовательных технологий. Широкое распространение приобретают технологии развития критического мышления, проектного и проблемного обучения, педагогические мастерские. Они позволяют развивать интерес учащихся к предмету и оптимизировать образовательный процесс. Развитию познавательной активности способствуют самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и проведение исследований в природе.

     В настоящее время усиливается  практическая направленность школьной биологии. Осуществляя допрофильную подготовку, учитель должен показывать значение биологических знаний в деятельности людей разных профессий, проводить работу по ориентации учащихся на биологические и медицинские профессии. На уроках биологии достаточно внимания следует уделять формированию основ здорового образа жизни и экологической грамотности подрастающего поколения.

     Изучение  биологии направлено на формирование у учащихся единой научной картины  мира и осуществляется на основе межпредметных связей и междисциплинарного синтеза знаний. Решению этих задач способствуют проведение интегрированных уроков, актуализация знаний других предметов, опора на общенаучные и общекультурные традиции, ссылки на методы или открытия из смежных наук.

     По-прежнему остаётся актуальным обеспечение кабинета биологии микроскопами и микропрепаратами, наглядными средствами обучения, натуральными объектами для проведения лабораторных работ, коллекциями, гербариями. Современные средства обучения предполагают широкое применение при изучении биологии видеоматериалов, мультимедийного сопровождения, компьютерных программ.

     В программе по биологии для средней  школы не предусмотрено выполнение лабораторных или практических работ  на пришкольном учебно-опытном участке. При наличии такого участка на нём может быть организована внеклассная и внешкольная деятельность, общественно полезный труд.

     Контрольно-оценочная  деятельность, соблюдение требований Единого  речевого режима учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.

     Оценка  результатов учебной деятельности учащихся проводится в соответствии с «Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся по биологии» (журнал «Біялогія: праблемы выкладання». – 2010.). Поурочный контроль имеет воспитательное, корректирующее и стимулирующее значения. Выставленная при поурочном контроле отметка должна носить интегральный характер и отражать результаты учебной деятельности учащегося на данном этапе обучения.

     Выставление отметок за четверть осуществляется по результатам тематического, промежуточного контроля, результатам лабораторных, практических работ с учётом преобладающей отметки поурочного контроля. Обращаем внимание педагогов на то, что биология – устный предмет и немалую роль в его преподавании имеет развитие биологической речи учащихся. При определении форм поурочного и тематического контроля предпочтение должно отдаваться устным формам: семинарам, отчётам о выполнении наблюдений или экспериментов, беседам, ответам на вопросы, презентациям выполненных проектов, групповым или игровым формам и т.п.  Нецелесообразно сводить тематический контроль только к письменным работам, тестированию, это не может обеспечить многостороннее развитие биологических умений учащихся.

     В VII, X, XI классах за год проводится четыре контрольные работы по 45 мин классах и три контрольные работы в VIII и IX классах. Контрольные работы соответствуют промежуточному и итоговому контролю, проводятся письменно и должны включать задания всех пяти уровней усвоения материала. В журнал записываются номер и тема контрольной работы. Например: Кр. р. № 1 «Общий обзор организма. Опорно-двигательная система. Нервная система». Сроки проведения контрольной работы и её тематика определяются учителем биологии на основе календарно-тематического планирования при согласовании с администрацией учреждения образования. График проведения контрольных работ по всем предметам составляется администрацией школы. По биологии не предусмотрены работа над ошибками и проведение специальных коррекционных уроков.

     Проведённые в данном классе контрольные срезы по линии администрации учреждения образования (в том числе итоговые работы за год) засчитываются в общее количество контрольных работ – всего не более четырёх в классах базового уровня изучения биологии и не более шести в классах с повышенным уровнем изучения предмета.

     Для развития исследовательских, творческих способностей учащихся и интереса к предмету учитель может предложить учащимся проведение индивидуальных практических и исследовательских работ, в этом случае они оцениваются по усмотрению учителя.

     Обучение  учащихся правилам безопасного поведения  осуществляется в соответствии с требованиями следующего нормативного документа – «Правила безопасности при проведении занятий в кабинетах (лабораториях) биологии учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования», утверждённого приказом Министерства образования Республики Беларусь от 5 февраля 1998 г. № 47.

     Согласно  требованиям «Единого речевого режима учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования», учащийся должен иметь одну рабочую тетрадь по биологии. Для составления отчётов о выполнении практических и лабораторных работ могут использоваться тетради на печатной основе. Для выполнения контрольных работ вводятся специальные тетради, которые хранятся в школе на протяжении года и выдаются учащимся для выполнения работы. Тематический контроль, если он проводится в письменном виде, оформляется в рабочей тетради или тетради для контрольных работ. Тетради по биологии проверяются у всех учащихся во всех классах выборочно, однако тетрадь каждого учащегося должна проверяться не менее двух раз в учебную четверть. Контрольные, практические и лабораторные работы проверяются у каждого учащегося в обязательном порядке. Выставляются в журнал отметки по контрольным работам и по обязательным лабораторным и практическим работам.

     Для успешного усвоения значимого для  учащихся материала о строении и  жизнедеятельности организма человека и формирования навыков здорового  образа жизни предлагаем дополнить  время на изучение курса «Человек и его здоровье» в IX классе до 2 ч в течение всего года из часов школьного компонента.

     Большую помощь учителям для подготовки учащихся к олимпиадам, выпускным и вступительным  экзаменам окажут следующие издания:

     Богачёва  И.В. Применение десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках биологии: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – Мн.: Сэр-Вит, 2003.

     Богачёва  И.В. и др. Разноуровневые задания для организации контроля результатов обучения. Биология. 7–11 классы. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.

     Богачёва  И.В., Голобокова Т.Н. и др. Разноуровневые задания для тематического и промежуточного контроля результатов учебной деятельности учащихся по биологии. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.

     Левэ  О.И., Андреев В.П. Биология. Подготовка к тестированию. – Мн.: Сэр-Вит, 2004.

Информация о работе Контрольная работа по "Биологии"